Интервью с Тенгизом Семеновым, продюссером и Натальей Орловой, художественным руководителем

Apr 17, 2013 13:04

Как придумали мультфильм
- Ваша студия больше известна короткометражными фильмами, победителями фестивалей. Это первый полнометражный проект «Анимоса»? Как к вам пришло решение снимать мультфильм для кинотеатрального проката?
Тенгиз: Решение было общим. Мы снимали короткометражные картины, мы получили множество всевозможных премий, если говорить о российских - то даже по несколько экземпляров. В результате, мы решили попробовать снять проект для кинотеатров.
В этом решении нет ничего удивительного, потому что в стране сложилась такая система, что наши короткометражные фильмы очень трудно где-то показывать.
Наталья: Проката российского короткого метра, к сожалению, не существует. Сейчас довольно много российских студий снимают короткий метр, но нигде, кроме фестивалей, он не демонстрируется. Задачей создания большого фильма было, собственно, как-то выйти на большой экран.
Идея мультфильма о Буратино принадлежала режиссеру, Екатерине Михайловой. Эта идея понравилась всем, и мы решили пойти по этому пути.
- Почему Буратино? Буратино - герой с серьезной историей, как анимационной, так и кинотеатральной. От проекта про Буратино ожидают многого.
Тенгиз: Вы знаете хоть одного человека, который не знает Буратино, или, если говорить об остальном мире, Пиннокио?
- Не знаю.
Тенгиз: Вот именно. Для меня «Буратино» - первая книга, которую я прочел самостоятельно. Но наш проект не связан напрямую со сказкой Алексея Толстого. Это - оригинальный сценарий, современная сказка. Действие в ней происходит в современной нам Москве
Наталья: Почему именно Буратино? Дело в том, что среди всех игрушек, забытых и брошенных, Буратино - самый активный герой, тот, от которого в первую очередь ждут неких свершений. В современном мире всем известный герой Буратино не теряет своей активности и проявляет себя как тинэйджер, напористый, веселый и готовый к решительным действиям.
Тенгиз: Он проявляет себя как спаситель игрушек. А что такое потерянные игрушки? Это же дети! Несправедливость, показанная в мультфильме, - это то, что происходит в реальном мире с реальными детьми.
Наталья: Это именно то, что нас привлекло в сюжете «Возвращения Буратино» - проблема наших потерянных, брошенных детей. То есть старые игрушки, которых забывают, выбрасывают на улицу и направляют на переработку - метафора того, как поступают с нашими детьми.
- Кто был автором ярких образов старых игрушек в мультфильме? Они совершенно узнаваемы для всех, кому сегодня больше 20 лет. Вы рассчитывали на это ощущение узнавания у взрослых, родителей?
Тенгиз: Конечно! Это же наша история! Это русский, приехавший в Россию Буратино! Отсюда и остальные игрушки - наши игрушки, в которые играли вы, и даже мы, мое, более старшее поколение.
Наталья: Конечно, важно и то, что детей ведут в кинотеатр родители. Если образы старых игрушек тронут родителей, понравятся им, вызовут воспоминания, они приведут на наш фильм своих детей. И, я думаю, что детям тоже будет это интересно.
Кто был автором ярких визуальных образов персонажей?
Наталья: Работу над фильмом начинала Елена Швец. Она разрабатывала образы персонажей. Потом она неожиданно для нас и для себя родила, и весь проект дальше вела другая художница, Екатерина Тригуб.
Тенгиз: Не нужно забывать, что режиссер проекта, Екатерина Михайлова, сама прекрасный художник. Без ее видения, как и без видения художественного руководителя картины Натальи Орловой, персонажи бы не стали такими, как мы их знаем. Про Наталью Орлову стоит сказать только то, что среди ее обширной фильмографии - известнейший мультфильм «Тайна третьей планеты».
Итак, идея сценария родилась в студии «Анимос», у Екатерины Михайловой. Какова дальнейшая судьба идеи? Как вы нашли сценариста для этой картины, Вадима Жука? Работал ли он с вами раньше?
Наталья: Да, Вадим раньше уже работал с нами. Он принимал участие в написании сценариев других мультфильмов нашей студии. Его жена, Марина Курчевская, долгое время сотрудничала с нашей студией как художник-постановщик. Мы давно дружили и знали его как очень талантливого человека. Вадим Жук был первой кандидатурой режиссера, Екатерины Михайловой в качестве автора сценария.
Тенгиз: И мы все были «за». Он очень остроумный человек, он регулярно ведет крупнейшие анимационные фестивали нашей страны - Суздальский анимационный фестиваль и «Крок». Из Вадима просто сыплются шутки. Яркие диалоги в мультфильме - заслуга Вадима. Нужно, правда, учитывать, что когда на роль приглашается актер, он, в процессе работы над ним добавляет в его речь что-то свое. Какое-то одно слово, которое, зачастую, у них выскакивает, неожиданно даже для них. И это слово делает роль более глубокой.
Наталья: Конечно, сценарий изменялся по ходу работы над фильмом. В этом принимал участие и Вадим.
Долго ли снимался мультфильм? Были ли какие-то трудности в процессе съемок?
Наталья: Проект снимался три года. Полгода - подготовительный период, и процесс был достаточно сложный, потому что мы попали в кризис 2009-2010 годов. Один из инвесторов не смог нас поддержать, и Министерство культуры также приостановило финансирование. У «Возвращения Буратино» были очень тяжелые времена. Но мы продержались благодаря усилиям Тенгиза Александровича.
Тенгиз: Три года - это нормальный срок. Мы снимали бы и дольше, если бы не помощь Правительства Москвы и других наших инвесторов.
Наталья: У нас прекрасная творческая группа, нам очень повезло. Так бывает далеко не всегда. Все, кто работал над фильмом, были влюблены в проект, работали с увлечением. Поэтому все сложности оказались преодолимыми. Были моменты, когда люди не получали зарплату, но работа продолжалась, никто не разбежался. Именно поэтому, несмотря на кризис, мы довели проект до конца.


Previous post Next post
Up