Как придумали мультфильм
- Ваша студия больше известна короткометражными фильмами, победителями фестивалей. Это первый полнометражный проект «Анимоса»? Как к вам пришло решение снимать мультфильм для кинотеатрального проката?
Тенгиз: Решение было общим. Мы снимали короткометражные картины, мы получили множество всевозможных премий, если говорить о российских - то даже по несколько экземпляров. В результате, мы решили попробовать снять проект для кинотеатров.
В этом решении нет ничего удивительного, потому что в стране сложилась такая система, что наши короткометражные фильмы очень трудно где-то показывать.
Наталья: Проката российского короткого метра, к сожалению, не существует. Сейчас довольно много российских студий снимают короткий метр, но нигде, кроме фестивалей, он не демонстрируется. Задачей создания большого фильма было, собственно, как-то выйти на большой экран.
Идея мультфильма о Буратино принадлежала режиссеру, Екатерине Михайловой. Эта идея понравилась всем, и мы решили пойти по этому пути.
- Почему Буратино? Буратино - герой с серьезной историей, как анимационной, так и кинотеатральной. От проекта про Буратино ожидают многого.
Тенгиз: Вы знаете хоть одного человека, который не знает Буратино, или, если говорить об остальном мире, Пиннокио?
- Не знаю.
Тенгиз: Вот именно. Для меня «Буратино» - первая книга, которую я прочел самостоятельно. Но наш проект не связан напрямую со сказкой Алексея Толстого. Это - оригинальный сценарий, современная сказка. Действие в ней происходит в современной нам Москве
Наталья: Почему именно Буратино? Дело в том, что среди всех игрушек, забытых и брошенных, Буратино - самый активный герой, тот, от которого в первую очередь ждут неких свершений. В современном мире всем известный герой Буратино не теряет своей активности и проявляет себя как тинэйджер, напористый, веселый и готовый к решительным действиям.
Тенгиз: Он проявляет себя как спаситель игрушек. А что такое потерянные игрушки? Это же дети! Несправедливость, показанная в мультфильме, - это то, что происходит в реальном мире с реальными детьми.
Наталья: Это именно то, что нас привлекло в сюжете «Возвращения Буратино» - проблема наших потерянных, брошенных детей. То есть старые игрушки, которых забывают, выбрасывают на улицу и направляют на переработку - метафора того, как поступают с нашими детьми.
- Кто был автором ярких образов старых игрушек в мультфильме? Они совершенно узнаваемы для всех, кому сегодня больше 20 лет. Вы рассчитывали на это ощущение узнавания у взрослых, родителей?
Тенгиз: Конечно! Это же наша история! Это русский, приехавший в Россию Буратино! Отсюда и остальные игрушки - наши игрушки, в которые играли вы, и даже мы, мое, более старшее поколение.
Наталья: Конечно, важно и то, что детей ведут в кинотеатр родители. Если образы старых игрушек тронут родителей, понравятся им, вызовут воспоминания, они приведут на наш фильм своих детей. И, я думаю, что детям тоже будет это интересно.
Кто был автором ярких визуальных образов персонажей?
Наталья: Работу над фильмом начинала Елена Швец. Она разрабатывала образы персонажей. Потом она неожиданно для нас и для себя родила, и весь проект дальше вела другая художница, Екатерина Тригуб.
Тенгиз: Не нужно забывать, что режиссер проекта, Екатерина Михайлова, сама прекрасный художник. Без ее видения, как и без видения художественного руководителя картины Натальи Орловой, персонажи бы не стали такими, как мы их знаем. Про Наталью Орлову стоит сказать только то, что среди ее обширной фильмографии - известнейший мультфильм «Тайна третьей планеты».
Итак, идея сценария родилась в студии «Анимос», у Екатерины Михайловой. Какова дальнейшая судьба идеи? Как вы нашли сценариста для этой картины, Вадима Жука? Работал ли он с вами раньше?
Наталья: Да, Вадим раньше уже работал с нами. Он принимал участие в написании сценариев других мультфильмов нашей студии. Его жена, Марина Курчевская, долгое время сотрудничала с нашей студией как художник-постановщик. Мы давно дружили и знали его как очень талантливого человека. Вадим Жук был первой кандидатурой режиссера, Екатерины Михайловой в качестве автора сценария.
Тенгиз: И мы все были «за». Он очень остроумный человек, он регулярно ведет крупнейшие анимационные фестивали нашей страны - Суздальский анимационный фестиваль и «Крок». Из Вадима просто сыплются шутки. Яркие диалоги в мультфильме - заслуга Вадима. Нужно, правда, учитывать, что когда на роль приглашается актер, он, в процессе работы над ним добавляет в его речь что-то свое. Какое-то одно слово, которое, зачастую, у них выскакивает, неожиданно даже для них. И это слово делает роль более глубокой.
Наталья: Конечно, сценарий изменялся по ходу работы над фильмом. В этом принимал участие и Вадим.
Долго ли снимался мультфильм? Были ли какие-то трудности в процессе съемок?
Наталья: Проект снимался три года. Полгода - подготовительный период, и процесс был достаточно сложный, потому что мы попали в кризис 2009-2010 годов. Один из инвесторов не смог нас поддержать, и Министерство культуры также приостановило финансирование. У «Возвращения Буратино» были очень тяжелые времена. Но мы продержались благодаря усилиям Тенгиза Александровича.
Тенгиз: Три года - это нормальный срок. Мы снимали бы и дольше, если бы не помощь Правительства Москвы и других наших инвесторов.
Наталья: У нас прекрасная творческая группа, нам очень повезло. Так бывает далеко не всегда. Все, кто работал над фильмом, были влюблены в проект, работали с увлечением. Поэтому все сложности оказались преодолимыми. Были моменты, когда люди не получали зарплату, но работа продолжалась, никто не разбежался. Именно поэтому, несмотря на кризис, мы довели проект до конца.