К вопросу иерархии сасанидского жречества

Sep 24, 2015 21:15

В традиционной пехлевийской литературе сословие священников именуется āsrōnīh (sg. āsrōn), что представляет собой татсаму (заимствование), соответствующую авест. āθrawan-, как называется соответствующий класс из классической тройки ("жрецы", "воины", "пастухи").

Ныне это слово фактически забыто. В результате даже согласия, как называть священство, между парсами и иранскими зороастрийцами не существует. В Индии верующим (бехдинам) противопоставляются остады (члены жреческих семей), эрвады (инициированные священники) и дастуры (священники во главе храма). В Иране в расхожем употреблении бехдинам противопоставлены мобеды, звание дастура предполагает более высокий чин, однако настоящая иерархия сейчас по сути отмирает, это уже скорее просто почётный титул старейших мобедов. О хербеде (= парсийский эрвад) сохранились только воспоминания.

Ещё с сасанидских времён существовала должность мобедан мобеда ("мобеда мобедов"), своего рода "зороастрийского папы", главы всех священников Эраншахра. Во времена халифата мобедан мобед оставался главой зороастрийцев, официально признанным мусульманами (из-за чего людям на этой должности частенько приходилось торчать возле особы халифа, отвечая за свою общину и свою религию). После исламизации Ирана мобедан мобед жил в окрестностях Йезда при священном огне Варахрам. В то время как местный глава зороастрийцев Кермана назывался дастуран дастур ("дастур дастуров"). Казалось бы, раз дастур выше мобеда, то и дастуран дастур должен быть выше мобедан мобеда. На самом деле не так, керманцы подчинялись Йездскому мобедан мобеду (хотя и довольно формально).

Разгадка того, как выглядела "оригинальная" иерархия священноначалия лежит в тексте пехлевийского перевода Ясны - то есть, на поверхности, но я не видел, чтобы эта тема где-то хоть как-то рассматривалась.

Как известно, сутки у зороастрийцев делятся на 5 молитвенных периодов (начиная с восхода солнца): Хаван-гах, Рапитвин-гах, Узерин-гах, Аивисрутрем-гах и Ушахин-гах. При благословении каждого гаха упоминаются и его хамкары (помощники) - это некие персоны, связанные с территориально-иерархическими единицами общества: nmān- "дом", vīs- "род"/"селение", zaṇtu- "племя"/"область", dahyāu- "народ"/"страна". Имена хамкаров образованы от них в виде относительных прилагательных. И что примечательно, хамкару, представителю низшей единицы (nmānya-) соответсвует последний гах (Ушахин), а первому гаху соответствует второй по рангу - vīsya-. Это явно свидетельствует о том, что во времена выстраивания таких соответствий, сутки начинались не в Хаван (после восхода), а в Ушахин (то есть, на заре).

Итак,
Ушахин - nmānya- ("домовой")
Хаван - vīsya- ("поселковый")
Рапитвин - zaṇtuma- ("областной")
Узерин - dāx́yuma- ("национальный")

И наконец, хамкар вечернего гаха
Аивисрутрем - zaraθuštrōtǝma.

Это слово буквально значит "наизаратуштрейший", а по сути обозначает заместителя Заратуштры, на христианские деньги - "папа", на мусульманские - "халиф". То, что "наизаратуштрейший" - это мобедан мобед, в научной литературе упоминается часто и это очевидно из глоссы в Пехлеви-Ясне (гл 1).

Но таким же образом можно пройтись по всем глоссам хамкаров:

Ушахин - nmānya- ("домовой") - дастур (dastwar, букв. "руководитель", "наставник")
Хаван - wīsya- ("поселковый") - мобед (mowbed, букв. "глава магов")
Рапитвин - zaṇtuma- ("областной") - хербед (hērbed, авест. aēθrō.paiti-, букв. "глава (религиозной) школы", "профессор")
Узерин - dāx́yuma- ("национальный") - рат (rad, авест. ratu-, "судья")
Аивисрутрем - zaraθuštrōtǝma - мобедан-мобед (mowbedān mowbed)

Все эти чины в разрозненном виде можно встретить в пехлевийских текстах, а представленная иерархия помогает лучше понять из статус и в какой-то мере связь с территорией ("епархией"). Несмотря на то, что теперь дастур - высокий чин, согласно исходной иерархии это был глава жрецов низшей территориальной единицы (в соответствии со своей этимологией - (местный) руководитель, (непосредственный) учитель). Мобед также этимологически соответствует своему месту: это глава коллегии священников, а вовсе не простой священник как сейчас в Иране. Вероятно, здесь мы имеем дело с поздним лиянием классического новоперсидского узуса, где мобед зачастую обозначает зороастрийского священника per se. Хербед же - это что-то типа мусульманского факиха, законоучителя.

Иерархия духовных глав иерархических территориальных единиц описывается в Комментарии на Ахунвар (Ясна 19:18)

Каковы раты (Ахунвара)? - (Раты) дома [nmānya-], селения [vīsya-], области [zaṇtuma-], страны [dāx́yuma-], Заратуштра [zaraθuštrō] - пятый.

А дальше интересное добавление:

кроме Раги Заратуштровской. Четыре рата в Раге Заратуштринской (rajōit̰ zaraθuštrōit̰). - Каковы эти раты? - (Раты) дома, селения, области и Заратуштра - четвертый.

Иначе говоря, страна (dahyau-) Рага (Ragai-) не нуждается в отдельном dāx́yum'е, потому что глава этой страны - сам Заратуштра (имеется в виду, конечно, zaraθuštrōtǝma, его живой заместитель), поэтому Рага и называется zaraθuštrī- «заратуштринская».

Таким образом, для создателей этой главы Авесты "зороастрийский папа" имел резиденцию в Раге. Несмотря на отдельные спекуляции, пытавшиеся засунуть Рагу куда-нибудь в другое место, обычно эту страну отождествляют с исторической Рагой - Реем в районе нын. Тегерана. Это самая восточная область Мидии, хотя строго говоря, к настоящей Экбатанской Мидии она имеет мало отношения. И с другой стороны, это самая западная страна географического горизонта Авесты, которой неизвестны ни Мидия, ни Персида (если, конечно, не считать заведомо недостоверных позднейших отождествлений некоторых стран с областями в Западном Иране и Месопотамии).
Previous post Next post
Up