На прошлых выходных я очередной раз сходил в Эрмитаж, благо уже поспела целая гроздь новых выставок. Свою прогулку я начал с выставки "Новые загадки картин Леонардо да Винчи". Выставка небольшая, на ней представлены всего три работы, две из коллекции
Музея христианской культуры и одна из Эрмитажа. Однако пафос всей выставки состоит в переаттрибуции картин. Все три работы традиционно относятся к "школе" или "последователям" Леонардо, однако устроители выставки доказывают, что к ним Леонардо лично приложил руку..
"Мадонны в скалах". Утверждается, что это авторская копия, выполненная Леонардо и его учениками в 1508-м году и ранее считавшаяся утраченной, так что теперь ее аттрибутируют как "Леонардо да Винчи и мастерская":
Еще одна работа - "Битва при Ангиари":
О ней на основе рентгенографии высказана гипотеза, что это была доска с подготовительным наброском для фрески, созданная самим Леонардо (один из доводов - рисунок выполнял левша), а в дальнейшем кто-то из его последователей дописал работу на основе рисунка мастера, так что теперь ее авторство пишут как Леонардо да Винчи и последователь.
У Эрмитажа запросы скромнее. Представленная им работа, "Ангел" как была разжалована из подлинных работ Леонардо (в этом качестве ее покупали в 1831-м году в Италии) в "леонардески", так по прежнему в качестве ее автора стоит "Последователь Леонардо".
Сам я не специалист, поэтому судить, насколько эти претензии на леонардовость соответствуют действительности не могу, особенно вспоминая историю со "Спасителем мира", который настоящий Леонардо Шредингера. Интересно, что среди организаторов выставок указаны итальянские эксперты Лука Томио и Карло Педретти. С одной стороны это вроде как подтверждает, что это не чисто наша попытка "по нахалке обзавестись Леонардо", с другой стороны это же вызывает и сомнения (насколько реально авторитетные итальянские эксперты рискнут работать с Эрмитажем в ситуации нынешнего "культурного бойкота"). В общем, в комменты приглашаются специалисты (включая уважаемую
shakko.ru)
Названием еще одной выставки стала цитата из библии "...И сделаем себе имя...", и посвящена она Вавилонской башне. Поводом к ней стало завершение реставрации картины Тобиаса Верхарта "Вавилонская башня":
Полотно это интересно рассматривать в подробностях. Там есть не только сама башня (кстати почему-то треугольная):
Но и царь Навуходоносор, "осуществляющий руководство на местах":
Производство кирпича для стройки:
Порт и даже казнь "нарушителя трудовой дисциплины":
Картину дополняют другие работы на ту же тему. Вот работа из мастерской художника Луиса де Колери (мастерская эта активно штамповала подобные картины за скромные деньги):
И эскиз самого главы мастерской (на основе таких эскизов ученики картины и клепали):
И еще одно оригинальное дополнение из Вавилона - кирпич с печатью того самого Навуходоносора II и закладной цилиндр:
Далее наш путь лежал в Двенадцатиколонный зал, где открылась выставка "От готики до Гойи", посвященная искусству Испании. Выставка эта - ответный жест Пушкинского музея, ведь некоторое время назад в этом музее была устроена выставка, посвященная испанскому искусству, на которую свои работы давал Эрмитаж. Московская выставка была событием масштабным: в старом здании Пушкинского музея была выставка самого испанского искусства вплоть до XX века (причем работы были собраны из многих музеев), а параллельно в новом здании шла выставка, посвященная теме Испании в русской живописи. Сам я их, увы, не видел, но вот мою супругу они весьма впечатлили.
К сожалению, Эрмитаж у нас не стал напрягаться так же, как и москвичи. Они просто и без затей выставили работы из Москвы (единственно, дополнив их работами из своей коллекции в тех случаях, когда картины были изначально парными). Впрочем, и сами по себе вещи были неплохи.
"Иоанн Креститель" Эль Греко (надо признать, что Эль Греко в Москве более "эльгречистый", чем наш питерский, хотя питерская работа, пожалуй и поинтереснее будет):
Пожалуй, самая милая работа всей выставки - Архангел Михаил:
Очень няшный дьявол и весьма комичные души грешника и праведника:
Рибера:
Мурильо на выставке было больше всего (что неудивительно - он самый "неиспанский" из всех больших испанских художников, поэтому его и покупали больше всего):
Восстановленная пара - левая работа живет в Москве, правая - питерская:
Привезено несколько работ Сурбарана. Самая из них интересная, на мой взгляд, эта - "Благославляющий младенец Христос":
Еще одна восстановленная пара - натюрморты Антонио Переды (правда в аннотации оговариваются, что хотя эти работы и приобретались в свое время парой, не факт, что они изначально так задумывались художником):
Портреты Филиппа IV и его первого министра графа Оливареса от мастерской Веласкеса:
Монарх и министр представлены не только в рост, но и в виде обычных портретов:
А этот эрмитажный Оливарес, в отличии от остальных трех работ, считается работой самого Веласкеса:
Гойя из Пушкинского музея (ИМХО, лучше нашего):
Несколько артефактов с еще одной небольшой выставки в Арапском зале, посвященной семейству Демидовых. Один из двух комодов, которые и стали основой выставки:
Забавный портрет императрицы. Государыня Елизавета тут получилась исключительно широкой натурой:
Магнит для всяких салонных развлечений:
Далее мы направились на третий этаж, в галерею графики, а по дороге прошлись по коридору, в котором сейчас размещаются фрески из Центральной Азии. Забрел я сюда в первый раз и был порадован интересными работами:
В Галерее графики сейчас
старонидерландский рисунок сменила гравюра из тех же самых Нидерландов (фактически, эта выставка стала продолжением предыдущей). Выставка очень любопытная, вот несколько работ с нее "на пробу":
Лукас ван Лейден. "Юноша с черепом":
Ламберт Суавнус. "Сивилла Ливийская" и еще две "Сивиллы" с невыясненной географической ориентацией:
Иероним Кок. "Вид руин на Палатинском холме":
"Босхообразные" гравюры (кстати, в качестве последователя Босха в свое время начинал и Брейгель Старший).
Лукас ван Дутекум и Ян ван Дутекум Старший. "Искушение святого Антония":
и "Извлечение камня глупости":
"Отдыхающие солдаты". Граверы те же самые, а вот автор рисунка - Брейгель, нашел уже свою собственную тему:
Филипп Галле.
"Битва при Камолии и Сиене".
"Даниил кормит дракона. Обвинители Даниила брошены в львиный ров":
Хендрик Гольциус. "Низвержение проклятых в ад":
"Мертвый Христос и четыре апостола" (выглядит так, будто Христу чертовски интересно, что все такое читают):