На выходных выбрался в Эрмитаж. Поскольку не был я там уже давно, новых выставок накопилось там много, так что посмотреть все я даже и не пытался, сосредоточившись в основном на тех выставках, что скоро закрываются.
После того, как экспозиции третьего этажа переехали в Главный штаб, Эрмитаж стал искать применение освободившимся площадям и сделал это чрезвычайно удачно, отдав пять залов под Галерею графики, где теперь выставляются рисунки и гравюры из богатейшего эрмитажного собрания. Выставлять эти вещи подолгу все равно нельзя, поэтому тематические экспозиции сменяют друг друга через несколько месяцев. В этот раз на выставке были представлены рисунки старонидерландской школы. Часть рисунков представляла собой разнообразные наброски, другие служили образцами для подмастерьев художников, были эскизы гравюр, витражей и т.п. Вот некоторые из них:
Круг Рогира ван дер Вейдена. "Мастерская резчиков по дереву", середина 1440-х (судя по форме, это проект декора мизерикордии - откидной полочки на церковной скамье):
"Голова пожилого мужчины". Около 1490-го:
Круг Симона Бенинга. "Стигматизация святого Франциска", 1510-е (судя по круглой форме это, вероятно, проект кабинетного витража):
Очень эффектное "Усекновение главы Иоанна Предтечи" (1520-1525 годы). Это копия с несохранившейся картины, о чем говорит и тот факт, что сделан он на бумаге, пропитанной маслом (бумага становилась прозрачной и можно было копировать на нее как на кальку):
Пожалуй, самая красивая работа выставки, портрет работы Яна Госсарта (есть гипотеза, что это его автопортрет), около 1530 г.
"Опьянение Ноя". Около 1530 г.
Серия из четырех эскизов для гравюр работы Ханса Бола, изображающих времена года (выполнена в 1579-м году). Поскольку это эскизы гравюр, знаки зодиака идут справа налево (при печати гравюра соответственно отзеркалилась бы).
Зима
Осень
Лето
Весна
Корнелис Массейс. "Пейзаж с рекой и скалами". 1540 г.
Питер Поурбус. "Распятие с предстоящими Богоматерью, Иоанном Евангелистом и Марией Магдалиной". 1557
Данная работа - проект картины, который представлялся на утверждение заказчику (заказчик его утвердил, так что в том же году Поурбус написал и картину по данному проекту)
Франс Поурбус Старший. Портрет Франса Флориса. Около 1570-го года.
Поурбус был любимым учеником Флориса и был женат на его племяннице, а данный рисунок служил проектом гравюры, увековечивающей память его учителя.
Правда на гравюре (ее гравировал Иоханнес Вирикс) характер Флориса явно изменился, у Поурбуса он добряк, а тут довольно подозрительный тип:
Тем, кого мои фотки заинтриговали и хочется посмотреть рисунки своими глазами (тем более, что на выставке их в несколько раз больше), нужно поторопиться - выставка работает до 28 января.
Другая выставка, которая проходит в Двенадцатиколонном зале, также посвящена графике. Она называется "Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности", а основные ее экспонаты, вокруг которых и строится выставка - гравюры Андреа Мантеньи.
Мантенья - один из ведущих художников раннего ренессанса,
автор гениального "Мертвого Христа" из миланской Пинакотеки Брера. Однако не менее важную роль в развитии изобразительного искусства сыграли и его гравюры, которые многократно копировались и которым подражали многие великие художники от Дюрера до Рембрандта. Выставка как раз и показывает картину целиком - начиная с античных образцов, на которые ориентировался сам Мантенья, и заканчивая многочисленными копиями и подражаниями ему.
Вот одна из гравюр Мантеньи - Христос, святые Андрей и Лонгин (интересно, что Христа Мантенья поставил в позу римского императора):
Вообще гравюры Мантеньи производят очень интересное впечатление - они подчеркнуто рельефны и даже в изображении движения статичны, напоминая не столько гравюру, сколько рельеф (впрочем, на рельефы Мантенья скорее всего и ориентировался):
Пожалуй, самая "мягкая" из его работ - "Богоматерь с младенцем" (впрочем, здесь и тема соответствующая):
А рядом гравюра Рембрандта на ту же тему - поза Богоматери очень похожа:
"Битва морских чудовищ" (что интересно, левая и правая части гравюры явно из разных тиражей, что хорошо заметно по различию штриховки):
Рисунок круга Мантеньи - "Юноша наказывает дракона" (короче, занимается дрессурой):
"Вакханалия":
Бичевание Христа:
Как я уже упоминал, Мантенью часто копировали в гравюре (в те времена это была замена репродукциям). Вот некоторые образцы таких копий с оригинала Мантеньи.
Танец четырех женщин:
Юдифь с головой Олоферна:
И пара гравюр в манере Мантеньи из серии "Тарокки Мантеньи". Это карты таро, которые использовались не для игры, а как наглядные пособия для обучения. В них было пять разделов - "Сословия" (от нищего до папы Римского), "Аполлон и музы", "Свободные искусства", "Гении и добродетели" и "Планеты и небесные сферы".
"Ювелир" принадлежал к первому разделу
А "Сатурн" - к последнему:
Чтобы посмотреть выставку Мантеньи, времени у желающих немного больше - она работает до 18 февраля.
Еще одна выставка, в Арапском зале, называется "Ароматы Босфора" и посвящена турецкому прикладному искусству. Вещи на ней тоже довольно симпатичные (но закрывается она тоже 28 января). Вот некоторые из них: