Во время поездки в Италию в Милане я провел три дня: два в начале поездки и один - в конце. Два самых интересных музея Милана - пинакотеку Брера и Технический музей имени Леонардо да Винчи я как раз посетил в этот последний день. Тем не менее, я решил несколько нарушить хронологию своего тура и сперва целиком показать Милан. А потому сегодняшний пост будет посвящен пинакотеке Брера - одному из лучших музеев Милана.
Находится она в старинном палаццо. В нем одновременно располагаются музей и школа искусств.
Основателем этого музея является Наполеон, по указу которого музей был создан в 1811-м году.
Поэтому в центральном дворе туристов встречает статуя работы Кановы, изображающая Наполеона а натюрель (правда, с фигурой ему скульптор несколько польстил, взяв за прототип античного Юпитера):
Вокруг двора стоят статуи, изображающие выдающихся деятелей искусств:
А на галерее второго этажа нас встречает статуя работы Марино Марини:
Я очень люблю итальянскую скульптуру XX-го столетия, благо она, к тому же, неплохо представлена в Эрмитаже (в основном за счет подарков самих скульпторов). Но вот Марини (так же, как и Джакометти) были слишком модернистами, персональных выставок в Эрмитаже при жизни не удостоились, а потому и в коллекции Эрмитажа их нет, а потому посмотреть Марини мне было особенно интересно.
Фрески в часовне внутри палаццо:
Брера, разумеется, не идет по размерам ни в какое сравнение с Эрмитажем или музеем Метрополитен (впрочем, думаю, что такие музеи во всем мире можно по пальцам пересчитать). Тем не менее, коллекция музея хороша, а некоторые вещи являются классическими вершинами искусства. Предлагаю взглянуть на некоторые из работ.
Ранний ренессанс:
Очень красивая икона - одна из самых сильных в первых залах музея:
А здесь интересна динамичная фигура в центре картины:
Один из главных "гвоздей" всей экспозиции - "Мертвый Христос" Мантеньи. В Бреру я шел в первую очередь, чтобы увидеть эту работу. Ее репродукцию я увидел лет 20 назад и эта картина стала одной из моих любимых, и наконец я смог посмотреть ее в подлиннике:
Личное знакомство со знаменитым шедевром всегда содержит некий риск. Далеко не факт, что картина, которой ты восхищался на репродукциях, произведет на тебя то же впечатление в натуре. Так, личное знакомство с фресками Сикстинской капеллы, картинами Ботичелли, "Моной Лизой" Леонардо закончились для меня разочарованием (Раневской приписывается фраза, что такие картины могут сами выбирать, кому нравиться, а кому нет). Но вот "Мертвый Христос" в натуре оказался еще круче, чем на репродукциях.
Интересна композиция картины - лица святых обрезаны краем холста. А ведь это - вторая половина XV-го века, еще примерно 400 лет до того, как это станет мэйнстримом:
Очаровательная работа Витторио Карпаччо (с его творчеством я впервые адекватно ознакомился именно в этой поездке). Особенно хороша фигура мальчика в правом нижнем углу, с интересом наблюдающего за процессом:
Джованни Беллини:
Еще один гвоздь - Паоло Веронезе "Пир в доме Симона Фарисея":
Вещь с совершенно роскошной живописью.
Забавно, что главные действующие лица - Иисус Христос и Мария Магдалина находятся в левом углу картины
А в центре у нас две собаки и няшный котег. Так что котеги рулили еще в эпоху ренессанса:
Еще один Веронезе:
И соверщенно фантастический "Святой Марк, творящий чудеса" Якопо Тинторетто:
Должен сказать, что Тинторетто стал моим главным впечатлением от поездки в Италию. Увы, но в России в музеях он представлен весьма слабыми работами, а потому я конечно знал, что есть такой Тинторетто, который числится классиком, но мало ли кто числится классиком. Вот Тициан - это да, а Тинторетто - это так себе. И вот в Венеции я наконец то посмотрел Тинторетто в натуре и понял, что это один из величайших художников (а Тициан в Италии, кстати, оказался слабоват, эрмитажный куда круче). Но Тинторетто в Брере выделяется даже на фоне венецианских работ.
Еще один мегахит - "Алтарь Монтефельтро" работы Пьеро делла Франческо:
От галереи Уффици одним из самых сильных впечатлений был "Урбинский диптих" этого мастера, но эта работа ему не уступает.
Заказчик работы - герцог Федерико де Монтефельтро:
Еще один известный хит - "Обручение Марии" Рафаэля. Впрочем, с этим художником у меня отношения сложные, я его уважаю (как никак, попроси среднего человека назвать фамилию художника, скорее всего будет назван Рафаэль) но не очень люблю.
Автопортрет Аннибале Караччи. Его обычные работы, которыми он зарабатывал на хлеб, я не очень люблю, но вот автопортреты у него классные (правда эрмитажный автопортрет все равно на десять голов выше):
В музее представлено было также итальянское искусство 18 - 19-го столетия (на мой взгляд, довольно слабенькое). А вот раздел XX-го века сам по себе отсутствовал. Однако была небольшая выставка частной коллекции, которая как раз представляла именно двадцатый век.
Футуристы:
Глядя на эту работу я решил, что это Пикассо или Брак, но это тоже оказался итальянец (увы, запамятовал кто именно):
Модильяни всегда легко узнаваем:
Так же как Пикассо и Матисс:
Эти работы я принял за де Кирико, но оказалось, что это Карло Карра:
Еще один Карра, слегка похожий на Пиросмани:
Ранний Джорджо Моранди, который еще не стал рисовать натюрморты из бутылок:
А вот это как раз де Кирико, но тоже необычный:
И еще Марино Марини:
P.S. В субботу, 14 октября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:
станцию "Цветочная", с которой Ленин и правительство уехали в Москву -
ДК "Ильича" -
Московский райсовет -
жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов
Журавлева, Троцкого,
Левинсона и Фомина,
Попова.
Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь:
https://babs71.livejournal.com/1030216.html