Петербург. Музей христианской культуры.

Dec 25, 2023 16:00

 Этим летом я посетил частный Музей христианской культуры. Музей этот молодой (основан в 2020-м году), так что ничего особенно интересного я от него не ждал, однако был приятно удивлен экспозицией. Шел я, рассчитывая в первую очередь на народную икону и тому подобные вещи, однако в экспозиции обнаружились и ренессанс, и барокко и многое другое. В коллекции представлены и такие громкие имена как Тинторетто, Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Рафаэль, Беллини (возможно, что музей малость подмухлевывает с этикетками, мешая подлинные работы художников с "школой", "кругом", "приписывается" и т.п., но тем не менее это впечатляет). При этом экспозиция хорошо оборудована, неплохо сделано освещение, вещи удобно смотреть. Пожалуй, единственный заметный недостаток - запрет на использование фотоаппарата (снимать можно только на мобилу).
Особенно впечатляет экспозиция итальянской живописи эпохи ренессанса. Вещи на ней представлены вполне музейного уровня, и для современного частного собрания коллекция просто великолепна. С нее мы и начнем нашу прогулку.
Джованни даль Понте (1385-1437/1498):



Мастер Сант'Иво (работал 1380-1420 гг.)



Бернардино Дзаганелли (1460-1519):



Бокаччо Бокаччино (1460-1525):



Паоло Морандо Каваццола. (1486-1522):



Есть в коллекции даже Тинторетто. Хоть вещь и небольшая и, безусловно, не лучшая в его наследии, но это все-таки Тинторетто.





Псевдо-Больтраффио. XVI век



Бьяджо д'Антонио Туччи. (1445-1516):



Сандро Ботичелли:



И даже Рафаэль (правда совсем слабенький):



Псевдо Пьер-Франческо Фьорентино (1444-1497):



Беноццо Гоццоли (1420-1497):



Джованни Беллини и мастерская (начало XVI века):



Еще одна экспозиция посвящена предметам от Фаберже (вообще, ренессанс и Фаберже работают по очереди, поскольку на две эти экспозиции работает один охранник). Вещи там, впрочем, не особо впечатляют. Вот пара поделок с нее:



Еще одна экспозиция была посвящена образу Святого Николая.
"Никола Раненый" - икона времен Гражданской войны. Ее возникновение связано с тем, что во время октябрьских событий 1917-го года в Москве, в образ святого Николая над воротами Никольской башни Кремля было несколько попаданий, однако лик святого не пострадал. Перед празднованием 1 мая 1918-го года лик святого завесили красным флагом, но в день 1 мая он порвался и лик святого снова стал виден. Все это и привело к возникновению нового типа иконы.



Вятка. Середина - третьячетверть XIX века:



Очень выразительный Никола работы греческого иконописца:



Паломнические сосуды - сувенирка для паломников, которую изготавливали в Бари:



















Конец XVII - начала XVIII века:



Очень интересный гибрид скульптуры (первой трети XVIII века) и иконы (первая половина XIX века):



Никола Можайский первой половины XVII века:



Третья четверть XVI века, Москва:



И вновь скульптура (вторая четверть - середина XVI века, Новгород) :









Вторая треть XVII века, Русский север;



Середина XVIII века, Центральная Россия.



Первая треть XVII века:



Вторая половина XVIII века, Вологда:



Вторая четверть XVIII века. Костромские земли.



Первая треть XVIII века, Русский север:



Конец XV-начало XVI века, Новгородская провинция:



"Не рыдай Меня, Мати" с избранными святыми. Конец XVI века, Русский север:



Конец XV - начало XVI века, север Ростовской епархии.






Еще одна экспозиция иконы:



Последняя четверть XVII века, Поволжье.



Богоматерь Гора Нерукосечная. Первая половина XVIII века, Север:



Пророк Иеремия. Вторая половина XVIII века, Север



Апостол Петр. Вторая половина XVIII века, Север



Огненное вознесение Ильи Пророка:



Пророк Илия, Евангелист Матфей. Третья четверть XVIII века, Центральная Россия:





Евангелист Иоанн. Первая половина XIX века, Вятка:



Богоматерь Знамение. Вторая половина XVIII века, Великий Устюг.



Деисус со Святой Троицей. Первая половина XVII века, Север



Архангел Михаил, последняя треть XVIII века, Вологда



Небольшая экспозиция раннехристианского искусства:

















И вновь иконопись.



Архидиакон Стефан. Вторая половина XIX века, Вятка.



Спас в силах. Последняя четверть XVIII века, Кострома:



Царские врата. Последняя треть XVIII века, Север:



Святой Николай. Второй половина XVIII века, Север






Распятие. Последняя четверть XIV века, Византия



Царские врата. Последняя треть XVIII века, Ионические острова:














Царские врата. Первая половина XIX века, Центральная Россия






Рождество Христово. Середина XVIII века, Север:







Западноеропейское искусство.
Восвресение Христово, начало XVI века:



Питер Пауль Рубенс





Антонис ван Дейк. "Портрет Рубенса"



Рембрандт. "Крещение евнуха апостолом Филиппом"



Школа Рембрандта. Круг Соломона Конинка. "Младенец Моисей попирает корону фараона":



"Христос и самаритянка". Итальянская школа:



"Оплакивание Христа". Школа Квентина Массейса (1466-1530).



Как всегда, не обошлось и без раздела, посвященного русским царям ("царебожие - наше фсе"). Впрочем, некоторые вещи там были любопытными, такие как эти сани и колыбель:





Михаил Нестеров. "Княгиня Ольга".



И вновь русская икона.
Богоматерь Иверская. Первая четверть XVIII века, Москва



Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Третья четверть XVII века, Ярославль.



Святители Петр, Алексий, Иона и Филипп Митрополиты Московские. Вторая треть XVIII века.



Братия идет на обретение мощей преподобномученика Андриана Ондрусовского. Первая половина XIX века, Николо-Ондрусовский монастырь.



Один из самых эффектных экспонатов музея - часть "небес" второй половины XVIII века из Обонежья:









Богоматерь Владимирская. Конец XVII - начало XVIII века, Русский север:



Христос "Царь Царем". Первая половина XVIII века, Русский север.



Преподобный Александр Ошевенский, святитель Петр митрополит Московский, преподобные Сергий Радонежский и Никодим Кожеозерский. Вторая четверть XVIII века, Каргополье



Священномученик Иаков брат Господень и первомученик архидиакон Стефан. Вторая треть XVIII века, Вологда.










Музеи, Петербург, Искусство

Previous post Next post
Up