Этим летом я посетил частный Музей христианской культуры. Музей этот молодой (основан в 2020-м году), так что ничего особенно интересного я от него не ждал, однако был приятно удивлен экспозицией. Шел я, рассчитывая в первую очередь на народную икону и тому подобные вещи, однако в экспозиции обнаружились и ренессанс, и барокко и многое другое. В коллекции представлены и такие громкие имена как Тинторетто, Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Рафаэль, Беллини (возможно, что музей малость подмухлевывает с этикетками, мешая подлинные работы художников с "школой", "кругом", "приписывается" и т.п., но тем не менее это впечатляет). При этом экспозиция хорошо оборудована, неплохо сделано освещение, вещи удобно смотреть. Пожалуй, единственный заметный недостаток - запрет на использование фотоаппарата (снимать можно только на мобилу).
Особенно впечатляет экспозиция итальянской живописи эпохи ренессанса. Вещи на ней представлены вполне музейного уровня, и для современного частного собрания коллекция просто великолепна. С нее мы и начнем нашу прогулку.
Джованни даль Понте (1385-1437/1498):
Мастер Сант'Иво (работал 1380-1420 гг.)
Бернардино Дзаганелли (1460-1519):
Бокаччо Бокаччино (1460-1525):
Паоло Морандо Каваццола. (1486-1522):
Есть в коллекции даже Тинторетто. Хоть вещь и небольшая и, безусловно, не лучшая в его наследии, но это все-таки Тинторетто.
Псевдо-Больтраффио. XVI век
Бьяджо д'Антонио Туччи. (1445-1516):
Сандро Ботичелли:
И даже Рафаэль (правда совсем слабенький):
Псевдо Пьер-Франческо Фьорентино (1444-1497):
Беноццо Гоццоли (1420-1497):
Джованни Беллини и мастерская (начало XVI века):
Еще одна экспозиция посвящена предметам от Фаберже (вообще, ренессанс и Фаберже работают по очереди, поскольку на две эти экспозиции работает один охранник). Вещи там, впрочем, не особо впечатляют. Вот пара поделок с нее:
Еще одна экспозиция была посвящена образу Святого Николая.
"Никола Раненый" - икона времен Гражданской войны. Ее возникновение связано с тем, что во время октябрьских событий 1917-го года в Москве, в образ святого Николая над воротами Никольской башни Кремля было несколько попаданий, однако лик святого не пострадал. Перед празднованием 1 мая 1918-го года лик святого завесили красным флагом, но в день 1 мая он порвался и лик святого снова стал виден. Все это и привело к возникновению нового типа иконы.
Вятка. Середина - третьячетверть XIX века:
Очень выразительный Никола работы греческого иконописца:
Паломнические сосуды - сувенирка для паломников, которую изготавливали в Бари:
Конец XVII - начала XVIII века:
Очень интересный гибрид скульптуры (первой трети XVIII века) и иконы (первая половина XIX века):
Никола Можайский первой половины XVII века:
Третья четверть XVI века, Москва:
И вновь скульптура (вторая четверть - середина XVI века, Новгород) :
Вторая треть XVII века, Русский север;
Середина XVIII века, Центральная Россия.
Первая треть XVII века:
Вторая половина XVIII века, Вологда:
Вторая четверть XVIII века. Костромские земли.
Первая треть XVIII века, Русский север:
Конец XV-начало XVI века, Новгородская провинция:
"Не рыдай Меня, Мати" с избранными святыми. Конец XVI века, Русский север:
Конец XV - начало XVI века, север Ростовской епархии.
Еще одна экспозиция иконы:
Последняя четверть XVII века, Поволжье.
Богоматерь Гора Нерукосечная. Первая половина XVIII века, Север:
Пророк Иеремия. Вторая половина XVIII века, Север
Апостол Петр. Вторая половина XVIII века, Север
Огненное вознесение Ильи Пророка:
Пророк Илия, Евангелист Матфей. Третья четверть XVIII века, Центральная Россия:
Евангелист Иоанн. Первая половина XIX века, Вятка:
Богоматерь Знамение. Вторая половина XVIII века, Великий Устюг.
Деисус со Святой Троицей. Первая половина XVII века, Север
Архангел Михаил, последняя треть XVIII века, Вологда
Небольшая экспозиция раннехристианского искусства:
И вновь иконопись.
Архидиакон Стефан. Вторая половина XIX века, Вятка.
Спас в силах. Последняя четверть XVIII века, Кострома:
Царские врата. Последняя треть XVIII века, Север:
Святой Николай. Второй половина XVIII века, Север
Распятие. Последняя четверть XIV века, Византия
Царские врата. Последняя треть XVIII века, Ионические острова:
Царские врата. Первая половина XIX века, Центральная Россия
Рождество Христово. Середина XVIII века, Север:
Западноеропейское искусство.
Восвресение Христово, начало XVI века:
Питер Пауль Рубенс
Антонис ван Дейк. "Портрет Рубенса"
Рембрандт. "Крещение евнуха апостолом Филиппом"
Школа Рембрандта. Круг Соломона Конинка. "Младенец Моисей попирает корону фараона":
"Христос и самаритянка". Итальянская школа:
"Оплакивание Христа". Школа Квентина Массейса (1466-1530).
Как всегда, не обошлось и без раздела, посвященного русским царям ("царебожие - наше фсе"). Впрочем, некоторые вещи там были любопытными, такие как эти сани и колыбель:
Михаил Нестеров. "Княгиня Ольга".
И вновь русская икона.
Богоматерь Иверская. Первая четверть XVIII века, Москва
Преподобные Сергий и Никон Радонежские. Третья четверть XVII века, Ярославль.
Святители Петр, Алексий, Иона и Филипп Митрополиты Московские. Вторая треть XVIII века.
Братия идет на обретение мощей преподобномученика Андриана Ондрусовского. Первая половина XIX века, Николо-Ондрусовский монастырь.
Один из самых эффектных экспонатов музея - часть "небес" второй половины XVIII века из Обонежья:
Богоматерь Владимирская. Конец XVII - начало XVIII века, Русский север:
Христос "Царь Царем". Первая половина XVIII века, Русский север.
Преподобный Александр Ошевенский, святитель Петр митрополит Московский, преподобные Сергий Радонежский и Никодим Кожеозерский. Вторая четверть XVIII века, Каргополье
Священномученик Иаков брат Господень и первомученик архидиакон Стефан. Вторая треть XVIII века, Вологда.