Эрмитаж. Пальмира, фарфор и все остальное

Jan 22, 2021 17:09


"Линия Рафаэля" была не единственной выставкой, проходившей в эти дни в Эрмитаже. Более того, причиной моего выхода в Эрмитаж стала не она (на нее бы я сходил несколько позже), а закрывающаяся на днях выставка (а точнее две выставки, расположенные одна в Зимнем дворце, а другая в Главном штабе), посвященные Пальмире.
В Эрмитаже выставлены археологические древности Пальмиры из его коллекции, главным сокровищем которой является "Пальмирский таможенный тариф" - несколько каменных плит с надписями на греческом и арамейском, в которых описаны пошлины на ввоз и вывоз различных товаров:



Впрочем, мне лично куда больше понравились рельефы с пальмирских погребальных стел:















Выставка же в Главном штабе оказалась интересна не столько старинными гравюрами с изображениями старой Пальмиры, сколько чертежами великого Карла Росси, которые показывают, как формировался замысел его главного шедевра - Арки Главного штаба.
Первый этап: в верхнем ярусе колоннада, в нижнем - тройная аркада:




То, как выглядел нижний ярус - это реконструкция. Дело в том, что всей информации об этом варианте - вот этот план второго этажа. Об устройстве первого этажа тут информации естественно нет, так что тройную аркаду реконструировали исходя из нечетного числа колонн:





Следующий этап - тройная аркада во всю высоту здания:


Этот вариант также выведен из вот этого плана:


А вот и план финального варианта.


Правда, хоть вариант и был финальным, квадрига на арке еще не появилась, что видно по вот этой литографии, сделанной с рисунка самого Росси (он также представлен на выставке, но фотография у меня вышла некачественная)::


Также на выставке представлены свежие зарисовки Пальмиры, выполненные архитектором Максимом Атаянцем. Забавно видеть в качестве стаффажа фигурки "вежливых людей":



Еще две выставки были посвящены фарфору. Темой одной из них был фарфор эпохи "оттепели".





Работа из серии "не верь глазам своим":


Бросив первый взгляд на эти работы мы с супругой не сговариваясь сказали: это явно Май Митурич расписывал. Однако оказалось, что автор росписи - Л. И. Григорьева.



Сервиз "Новостройки" ("Ленинград строится"). Сейчас уже кажется странным, что когда-то людям нравились блочные дома, они считались символом нового, и художники с удовольствием их рисовали.








Часть выставки составляют современные работы на тему того же исторического периода:








А вот это панно с космическими кораблями и ангелами заставляет вспомнить старый анекдот: "Попа вызывают в Комитет по делам религий и говорят: "Если в воскресной проповеди не скажешь, что Гагарин в космос летал, а бога не видел, мы твою церковь закроем". Думал поп, думал, в воскресенье выходит на амвон и говорит: "Возрадуемся братья и сестры! Гагарин в космос летал, бога не видел. А Господь то его видел и благословил!"



Еще одна выставка была посвящена создателю русского фарфора Дмитрию Виноградову. Увы, тех самовлюбленных дебилов, которые создавали ее оформление, я бы не подпускал к музею на пушечный выстрел. Старинный фарфор эпохи Виноградова выставили в виде своеобразной буквы "W" - личного клейма Виноградова. Увы, при этом подойти близко и внимательно рассмотреть маленькие вещицы (а все они небольшого размера) просто невозможно физически. На мой взгляд, по дебилизму оформления здесь превзошли даже выставку "Христос в темнице"



В наши дни из-за ковида и по Эрмитажу и по Главному штабу теперь ходишь по маршруту, сократить который практически невозможно  В этом есть безусловный плюс, поскольку на старых экспозициях подмечаешь любопытные новые экспонаты, которых раньше не видел. Вот некоторые из них.
Очень забавный "Апофеоз Петра I":



А эта картина Адольфа Ладюрнера интересна городским пейзажем. Сама гауптвахта на Сенной площади практически не изменилась, но вот об окружающих ее домах этого сказать нельзя:



Неожиданный Кустодиев. "Проводы императрицей Марией Федоровной Кавалергардского Ея Величества полка на Великую войну". 1914:



Очень приятный Дюфи:



Эффектный Ловис Коринт. "рудольф Риттнер в роли Флориана Гайера":



И немного керамики Пикассо:


А это блюдо почему-то выставлено в витрине положенным на бок:


Дореволюционная архитектура, Музеи, Выставки, Петербург, Жизнь в СПб, Росси К. И., Искусство

Previous post Next post
Up