Участок на углу Кронверкского проспекта и проспекта Добролюбова (Кронверкский пр., 79/ Добролюбова пр., 1) занимают сразу три дома. Однако все они были построены одновременно и для одного и того же заказчика - стеклопромышленника И. Е. Ритинга.
Потомственному почетному гражданину Ивану Ефимовичу Ритингу
принадлежал стекольный завод в имении Дружная Горка, специализировавшийся на производстве химической и аптечной посуды.
С 1881-го года фирма имела статус поставщика Императорского двора, а в 1896-м году была преобразована в Акционерное общество стеклянного производства «И. Ритинг и Ко». Помимо завода в Дружной горке общество владело складами и домом на Вознесенском проспекте 26, где размещались правление, мастерская, магазин и кладовые, а при заводе был построен жилой поселок для рабочих.
Не позднее 1898 года Ритинг приобретает угловой участок на Петроградской стороне и начинает его застройку.
К руководству строительством Ритинг привлек архитектора Василия Васильевича (Вильгельма Иоганна Христиана) Шауба. Такой выбор был не случаен, Ритинг уже давно активно сотрудничал с семейством Шаубов. Сам Василий Иванович Шауб участвовал в строительстве завода в Дружной горке, а его отец, Василий Иванович Шауб был автором перестройки дома на Вознесенском проспекте.
Проект застройки был составлен весной 1898 года и 2 июня утвержден городской управой. Согласно ему, угловую часть участка должен был занять двухэтажный особняк Ритинга, а с боков к нему примыкали два четырехэтажных корпуса доходных домов. Особняк был оформлен с использованием мотивов северного ренессанса (в этом отношении особенно характерны высокие щипцы сложной формы по краям и остроконечные навершия слуховых окон). Хотя вход в особняк осуществлялся с Кронверкского проспекта, главным фасадом планировался фасад вдоль Александровского (ныне Добролюбова) проспекта. Корпуса доходных домов были декорированы заметно скромнее, типично для рядовой питерской застройки: рустами и разнообразными наличниками окон.
Уже в 1898-м году дома были построены (очевидно, без отделки), а все строительные и отделочные работы завершились в 1899-м году.
Однако в процессе строительства проект был существенно переработан, так что его пришлось согласовывать повторно (уже построенное здание было утверждено техническим отделением Городской управы 2 декабря 1898 года).
Теперь и угловой корпус вырос до четырех этажей, а главное, изменилась его стилистика. Оба фасада стали равноценными, а центром композиции стал срезанный угол, подчеркнутый фигурным щипцом и массивным эркером.
Фигурные щипцы в ренессансном духе заменили щипцы трапециевидной формы с полувальмовой крышей, которые в дальнейшем станут чрезвычайно популярными в архитектуре модерна. Два таких щипца сдвинуты к углу и соединяются в единый объем, подчеркивающий угол.
Изменился и декор фасадов. Вместо планировавшейся кирпичной облицовки здание декорировали штукатуркой, как гладкой, так и «под шубу» (Шауб стал первым архитектором Петербурга, который начал использовать различные сочетания штукатурки). Стены здания украсили растительными мотивами и забавными маскаронами, характерными для входящего в моду модерна.
Изменились по сравнению с проектом и фасады доходных домов. Левый корпус получил подчеркнуто асимметричную композицию.
Шауб выделил правое звено здания в четыре оси, в котором находится въездная арка.
Сверху оно увенчано лучковым фронтоном.
Стены также украшены различными сочетаниями штукатурки и растительным декором:
Входной портал здесь украшают два забавных маскарона.
Очень интересна решетка ворот, ведущих во двор.
Двор здания достаточно просторен, а стены также декорированы штукатуркой (изначально двор должен был быть больше, единым для всего владения, но в ходе строительства его разделили надвое еще одним флигелем).
Правый корпус, выходящий на Кронверкский проспект, внешне похож на левый, однако его асимметрия выражена не так сильно.
И здесь входной портал украшен маскаронами, правда они переместились со стены здания на дверной проем
Еще одна, трагическая, деталь этого дома - небольшая мемориальная табличка "Последний адрес", напоминающая об одной из многочисленных жертв репрессий 30-х годов:
Хотя идея этого проекта и пришла к нам с запада (первым таким примером стал проект "Камни преткновения", увековечивающий память жертв Холокоста), мне очень нравится форма реализации этого проекта. Придуманные архитектором Александром Саввичем Бродским мемориальные знаки с одной стороны достаточно невелики по размеру, так что их можно помещать на здание не нарушая его архитектурный облик, но в то же время достаточно заметны вблизи и обращают на себя внимание. При этом сам проект чертовский актуален (а то в наши дни развелась хренова туча идиотов, пытающихся доказывать, что расстреливали только врагов народа).
P.S. В субботу, 31 августа состоится экскурсия состоится первая экскурсия из цикла "По главной улице несбывшегося города", посвященная Московскому проспекту.
Среди прочего мы увидим:
Скотопригонный двор -
Жилой дом работников ГРЭС-1 -
Газгольдеры -
Дом-коммуну "Порт-Артур" -
Жилмассив на Киевской улице -
"Дом текстилей" -
здание «Союзпушнины» -
Новодевичий монастырь и кладбище - Московские ворота.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь:
https://babs71.livejournal.com/1173917.html