В наши дни слово "Эрмитаж" ассоциируется в первую очередь с музеем изобразительных искусств в Зимнем дворце. Однако изначально словом "Эрмитаж" (означающим "место уединения") именовали небольшие павильоны, служившие для времяпрепровождения хозяина усадьбы и его ближайших друзей. В Россию традицию строительства "Эрмитажей" (как и многое другое) завез Петр I. И самый первый "Эрмитаж" в России был построен в Петергофе:
"Эрмитаж" был построен по проекту архитектора Иоганна Фридрих Браунштейна.
Строить его начали в 1721-м году, а закончили в 1725-м (уже после смерти Петра I).
"Эрмитаж" этот имеет два этажа: на первом размещаются слуги, сервирующие блюда, которые подяются на второй этаж, предназначенный для гостей, с помощью подъемного стола.
Изначально и наверх гости попадали с помощью кресла-лифта, но после того как один из канатов этого кресла оборвался в тот момент, когда наверху был Павел I (в результате, ему пришлось выбираться с помощью приставной лестницы), лифт заменили лестницей.
На западе подобный тип эрмитажей встречается довольно редко, но Петр углядел именно его и ему, очевидно, понравилась затея (благо Петр был большим любителем всяких гаджетов).
А поскольку петровский "Эрмитаж" явился прототипом для всех остальных в России, у нас вариант эрмитажей с подъемным столом стал очень распространенным.
Внутрь здания водят экскурсии с демонстрацией подъема стола (причем показывают этот процесс как с точки зрения слуг, так и с точки зрения хозяев). К сожалению, фотографировать внутри запрещено.
Императрица Елизавета Петровна, будучи дочерью Петра I, также завела себе в Царском селе свой собственный "Эрмитаж" с блекджеком и шлюхами подъемным столом и лифтом.
Расположен он напротив Екатерининского дворца, на его оси симметрии:
Строился павильон в 1743-1753 годах.
Первоначальный проект разработали архитекторы А. В. Квасов и С. И. Чевакинский.
А окончательным оформлением павильона руководил любимый архитектор императрицы - Б. Ф. Растрелли.
По сравнению с "Эрмитажем" в Петергофе, "Эрмитаж" в Царском селе заметно больше.
Украшен он, в соответствии со стилем эпохи, так же гораздо богаче.
Нижний этаж украшает целая серия забавных рельефов с крылатыми путти (возможно, это эльфы):
Внутрь этого павильона также водят экскурсии, причем здесь разрешают фотографировать (чем я и воспользовался). Однако во всем остальном экскурсии проводятся гораздо хуже, чем в Петергофе. Работу столов показывают только с точки зрения гостей, а на самих экскурсантов служители смотрят как солдат на вошь, и старательно огораживают веревочкой, чтобы не дай бог они не сделали лишнего шага. В общем, если бы в Петергофе взяли из Царского Села разрешение фотографировать, а в Царском Селе из Петергофа - манеру работы с посетителями, оба музея сильно выиграли бы.
Итак, посмотрим интерьеры Эрмитажа в Царском Селе. Начнем с гостевого второго этажа:
Если а Петергофе есть только один большой стол, то в Царском Селе кроме большого стола есть еще маленькие - на 3, 4 и 5 мест.
Демонстрация работы стола.
Могут заменяться отдельно тарелки на столе (на них надо было написать заказ и позвонить в звонок):
Так и центральная часть стола целиком:
А так убирается весь стол, чтобы освободить место для танцев:
Один из боковых кабинетов:
А это - остатки механизма лифта:
Теперь спускаемся на первый этаж. Механизм главного стола:
Механизм подачи одиночных тарелок:
Малые столы:
P.S. В субботу, 16 сентября состоится экскурсия состоится экскурсия состоится первая экскурсия из цикла "По главной улице несбывшегося города", посвященная Московскому проспекту.
Среди прочего мы увидим:
Скотопригонный двор -
Жилой дом работников ГРЭС-1 -
Газгольдеры -
Дом-коммуну "Порт-Артур" -
Жилмассив на Киевской улице -
"Дом текстилей" -
здание «Союзпушнины» -
Новодевичий монастырь и кладбище - Московские ворота.
Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь:
https://babs71.livejournal.com/1019547.html