Тему заказывали?
Уляты и хори, Мятеж в Агинском аймаке, _______________________________________________________
Любая тема интересна современнику в связи с той ситуацией, которая складывается в месте его обитания. В наши дни исчезают или приобретают иные формы виды деятельности, которыми столетиями был жив человек труда. Главный из них - сельское хозяйство. Как дальше будут жить люди села, которые зависят от далёкой им нефти?
Предки жителей современного села веками восставали против существующих властей по самым разным поводам, главным из них было - самостоятельное развитие хозяйств на родной земле, хотя причины, вызывавшие недовольства могли быть различными.
Все восстания, происходившие в 1920-1930-х годах в России и Восточно-Сибирском крае, куда входили современные территориальные образования Байкальского региона, происходили из-за процессов коллективизации, низведения личных хозяйств до уровня общественных.
Не исключение и хоринское восстание, хотя само название в корне неверно, имеет мало отношения к народности хори, исторически отличающейся законопослушностью, происходящей от вековой подчинённости тем или иным хозяевам. Отсюда основной признак менталитета - приспособляемость к ситуации, адаптация, одно из условий развития сообщества. Но не ко всему можно приспособиться…
Восстание это справедливее было бы называть Леоновским или Вознесеновским. Произошло оно в 1930 году в Хоринском аймаке, откуда и название. Среди разных стихийных вооружённых выступлений крестьянства в Бурят-Монголии того периода этот мятеж самый крупный.
Надо сказать, что до 1940 года в составе Хоринского аймаке был и Кижингинский район. Село Хоринск восстанием не было охвачено.
Цель тоталитарного государства - подавить всякое инакомыслие и всякую личность, способную жить самостоятельно, независимо от общества. Такими, естественно, были самостоятельные хозяева. Вообще, сельское хозяйство, особенно животноводство, лэто отрасль, где вполне возможно самостоятельное существования и жизнедеятельность. Люмпены и пролетарии - порождение города и промышленности.
Для проведения сплошной коллективизации надо было уничтожить самостоятельных хозяев, как класс. Отсюда и возникают «вредные элементы», именуемые кулаками, зажиточными и даже середняками. Власть возможна только над бедными и, от того, зависимыми.
В 1930 году в Бурят-Монголии начались настоящие вооружённые выступления крестьян. Главными зачинщиками были семейские и хозяева полукочевых хозяйств.
Сёла Новый Заган, Бильчир, Мухоршибирь и другие выступили в марте, в июле началось движение Кяхтинских крестьян, затем - сёл Тунка, Зактуй, Буй, Красное Полесье, Малый Куналей, Леоновка, зашевелились и хозяева Селенгинского аймака.
В связи с этой историей, современный читатель должен иметь представление об ОГПУ - объединённом Государственном Политическом Управлении, образованном в 1923 году, о задачах которой было сказано в Конституции 1924 года: «В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Объединённое Государственное Политическое Управление (ОГПУ), председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик с правом совещательного голоса».
Имеющиеся факты свидетельствуют, что крестьяне и животноводы выступали против существующего режима на всей территории Бурят-Монголии. ОГПУ подавляло такие выступления безжалостно. День за днём, месяц за месяцем. Доносчиком мог быть каждый. В августе 1930 года силы ОГПУ покончили с «контрреволюционной повстанческой организацией», ячейки которых были во всех сомонах Закаменского района Бурят-Монголии. Наступала осень. Казалось, что недовольных не осталось, что власть покончила с ними…
Хоринское восстание началось в селе Вознесеновское. Здесь жил лидер подпольной повстанческой организации Н. П. Шитин. Замысел восстания возник ещё в 1929 году, потом перекинулся на улусы и сёла - Новая и Старая Брянь, Михайловка, Куорка, Мухор-Тала, Павловский, Шалоты, Кижинга, Жибхеген, Хуригт, Заиграево, Бада, Хохотуй. Надо сказать, что административно-территориальное деление в то время было другим, нежели в наше время.
Далее был создан центр организации. Самой значительной была группа села Вознесеновка, где, на самом деле, большинство населения были середняками и бедняками, там не было наёмного труда. Руководителями стали: Н. С. Шитины, Н. и Е. Вишняковы, И. Матвеет. А. Сафонов, Вставский.
Планы стали более практическими и, на первый взгляд, выполнимыми с появлением в создавшемся подполье офицера царской армии Н. А. Лосева. Разрозненные группы были объединены единым центром, появились новые группы.
По замыслу руководителей групп восстание должны были начать вознесеновцы, далее следовало выступить жителям Леоновки, оттуда объединённые силы должны были двинуться на Хоринск и Верхнеудинск, ещё не переименованный в Улан-Удэ.
Мятежники надеялось, что по мере разрастания восстания, к ним присоединятся люди остальных улусов и сёл Бурят-Монголии.
Уничтожение партийных, комсомольских, советских сотрудников, милиции, ОГПУ, активистов, всех институтов советской власти - таковыми были цели возмущённых крестьян, желавших жить самостоятельно и не кормить, на их взгляд, дармоедов.
Естественно, надо было парализовать работу Транссибирской магистрали на участке Заиграево-Бада-Хохотуй. Для этого надо было разрушить полотно, телеграфно-телефонную связь с центрами Восточно-Сибирского края. Ещё одной задачей была - раздача населению награбленного коммунистами зерна, которое собиралось в Заиграево.
Но первая и самая главная задача - захват Хоринска и Верхнеудинска.
Подпольную группу в идеологизированном Хоринске создать было невозможно. Оружия не хватает, бойцов мало. Как с такими силами и оружием брать Верхнеудинск? Оставались только фактор внезапности и удачи. В случае первой неудачи можно было блокировать Верхнеудинск и ждать всеобщего восстания всей Бурят-Монголии.
Так думали многие руководители групп. Но Н. П. Шитин был за штурм города, обещая, что их поддержат военные, которые откроют им военные склады. По мнению Шитина город следовало захватить, республиканское управление милиции разгромить, всех заключённых тюрем освободить, после чего объявить о полном уничтожении советской власти на территории Бурят-Монголии. Решить проблемы управления и дальнейшей жизнедеятельности должно было Учредительное собрание. Лозунг восстания - «Свобода без коммунистов!»
После этого решения был создан штаб, который постановил: выступление начать - в середине октября.
К 10 часам утра 14 октября 1930 года конный отряд Шитина двинулся из села Вознесеновка и без боя взял село Леоновку. Через час после этого в Леоновке начался митинг, на котором было объявлено о целях и задачах начавшегося восстания крестьян и животноводов Хоринского аймака. Началась мобилизация мужского населения, к восставшим стекались боевые группы.
В полдень того же дня 150 повстанцев взяли коммуну села Эдэрмэг «Манай зам» - «Наш путь». Во время боя было убито 6 активистов новой власти.
Ночью пришло известие, что из Читы прибыл отряд ОГПУ под командование М. С. Яковлева. Отряд высадился на станции Илька и очень скоро прибыл в село Леоновка.
Ликвидаторы ОГПУ настигли повстанцев только 17 октября в местности Хурагата. Бой был жестокий и долгий. Пулемёты чекистов не замолкали. Известно о 12 убитых повстанцах. Остальные скрылись.
По уголовному делу о вооружённом выступлении в Хоринском аймаке привлекалось 274 человека. Многие из них были признаны причастными к убийствам советских граждан. Выяснилось, что восстанием руководили в основном бедняки. Причина - непререкаемый авторитет Н. П. Шитина.
В 1990-х годах прошлого столетия прокуратурой и КГБ Бурятской АССР был произведён пересмотр дела Хоринского восстания. В результате этого пересмотра 90 участников восстания были полностью реабилитированы, 18 были признаны участниками убийства советских граждан.
Но время миновало, люди были наказаны, умерли… Восстание стало историческим этапом развития Бурят-Монголии, которое напоминает современникам о призвании их предков - сельском хозяйстве и желании жить и развиваться самостоятельно.
Но какое же государство позволит такую вольность крестьянину и животноводу?
ЧТОБЫ Я РАБОТАЛ НА ВАС! Мобильный банк - 8 924 516 81 19, VISA - 4276 7400 1903 8884, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney - 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда). Bitcoin: 8ad797ef-24a4-4f5d-9947-0782b1c8602d
Цифровые варианты моих книг или материалов можно купить у меня: baldorzhieff@yandex.ru или вайбер - 8-924-516-81-19