Потрясать средневековой утварью и оружием в наше время, конечно, признак непроходимой глупости. А как без истории ощущать свою принадлежность к тому или иному сообществу? Опять же глупо искать отличительные признаки в людях, но ведь они проявляются. Иногда очень явно и зримо. И надо как-то объяснять эти отличия. Не будешь же уповать на то, что буквально всё этом мире является только промежуточным звеном или стадией неведомого никому эволюционного процесса. Не этим живёт одно из этих звеньев - человек, его ведут совершенно иные чувства, которые опять же выработала в нём эволюция, развив противоречия и разногласия, передаваемые из уст в уста, исключив тем самым всякую достоверность и надежду на гармоничные взаимоотношения. Но именно такой гармонии и будет добиваться разумный человек.
Может быть, это тоже одна из задач естественного отбора, то есть замысел высших сил?
Таким образом размышлял я лет сорок тому назад, когда буйные группы стригалей овец стекались из разных бурятских сёл под моё начало для сезонных заработков. Не размышлять так я не мог: похожие друг на друга, по мнению европейца, буряты, были совершенно разными по стереотипу поведения и мышления люди. Незаметные, на первый взгляд, эти стереотипы устойчивы. Это уже история.
В те годы нашествие чужаков в забайкальские сёла сопровождалось непременными столкновениями с местными ухарями. Они есть в каждом селе, а в каждом селе в то время был колхоз, куда мы и выезжали на заработки. Как и водится, сперва - драка, потом - дружба, после чего следует спокойная работа. Главное, в этой цепочке - выстоять первый этап, драку, являющуюся конкретным способом проверки качеств - надёжности и верности.
В этой проверке неизменно отличалась одна группа ребят, проявлявшая себя безрассудной смелостью, сплочённостью, бескомпромиссностью. Отличались ребята даже внешне: рослые, физически крепкие, большеносые, некоторые с зеленоватым оттенком в больших глазах, иногда с заметной кучерявинкой. Красивые люди. Чаще всего они были из восточной и южной, приграничной, части Забайкалья. Самые надёжные и верные бойцы и трудяги. Качества эти, конечно, шли из давних и давних веков, от народов и племён, населявших эту степь, потомками которых и являлись они...
Забегая вперёд, скажу, что ни одного из этих ребят из моей бригады, сегодня нет в живых. Все погибли не своей смертью. В мирной жизни такие люди живут сложно и конфликтно, не ладят с законом, попадают в тюрьмы, в трудных ситуациях гибнут самыми первыми, предоставляя другим время и место для адаптации к сложившейся ситуации и дальнейшего развития. Героями становятся другие…
Конечно, уже в то время без особого труда я отличал разные группы бурят. Хотя какие могли быть различия, когда рождался новый, советский, человек? Но они были и будут ещё долгое время. Такова история.
В советское время, да и сегодня, все мы - буряты, что, на самом деле правильно, так сложилось. Но внутри своего сообщества, которое ещё лет шестьдесят тому назад называлось бурят-монгольским, что наиболее верно, делимся на множество родовых и племенных групп, которые существовали много и много веков. Такое разделение свойственно всем народам.
Ребята из моей бригады были улят-хамниганами, о чём они не знали и не могли знать в то время.
Полагаю, что именно к ним обращался Чингисхан в своей «Ясе», что в мирной жизни воин-кочевник должен быть смирным, как телёнок, а во время сражения - яростным и безрассудным, как барс. Убеждён, что о них писал первый поэт Сибири, уроженец Забайкалья и современник Пушкина Фёдор Иванович Бальдауф, ибо в местах описываемых им жили уляты:
Не злы так волки и собаки,
Как злы тунгусские казаки!
Это уляты (сегодняшние хамниган-буряты) сражались с хори (сегодняшними хори-бурятами), гнали пришельцев до Байкала, а потом подружились и слились с ними в один народ.
Современный бурят - это смесь многих и многих родов и племён.
Не буду вдаваться в историю, следуя поисковым системам,
википедиям и прочим энциклопедиям, куда может зайти любой и найти нужную ему информацию. Тем более, благодаря сети, каждый сегодня краевед и историк, профессор и академик.
Расскажу о том, что знаю по своим ощущениям, пусть даже они и не совсем доказательные.
Потомки улят-хамниганов жили и сегодня живут вдоль речки Борзя, смыкаясь с потомками намят-хамниганов, о которых сегодня мы даже не услышим в Забайкалье. Есть слабый отзвук в речах о Шундуинских хамниганах.
О чём, скажем, говорят названия Улятуй, Бурулятуй и подобные им. Язык их, видимо, был близок к старомонгольскому, без всяких фрикативно-щелевых звуков и смягчений, что, как я смею полагать, также говорит о характере народа.
Выше я написал, что хори появились из-за Аргуни. Возьмите или представьте современную карту Забайкалья, найдите сёла Кайластуй и Капцегайтуй, которые находятся на берегах Аргуни. С этих мест начинается пологая лощина, тянущаяся до Краснокаменска и далее, оставляя по сторонам сёла Ковыли и Кондуй, выходит на трассы Забайкалья.
Именно по этой лощине и двигались хори, ставшие потом хори-бурятами, когда в конце XVI столетия переправились через Аргунь, убегая от междоусобиц монгольских ханов и наступления маньчжуров и, поселившись в известном нам сегодня Кондуйском городище, что находится между сёлами Ковыли и Кондуй, начали своё распространение на запад. Способствовали этому уляты, которые изгоняли их из своих мест. В ложбинах и горах Кукульбея хори жили в страхе, ибо вокруг обитали воинственные уляты. Об этом
прямо пишет Тугулдур Тобоев.Такую историю можно выяснить, взяв в руки летописи хоринских бурят, особенно летопись Тугулдура Тобоева и, строго следуя, по указанным в них маршрутам, что я делал не один раз.
Прошло долгое время раздоров, уходов, возвратов, пока уляты и хори не стали одним народом.
Потомков улят-хамниганов я встречаю повсюду, в основном, за пределами национальных округов и Бурятии. Они живут в моём селе Новая Заря, как и раньше - в сёлах Ононского, Забайкальского, Оловяннинского, Борзинского районов. Их не так много, но они, как и прежде, и всегда, очень заметны. Название этой группы бурят, конечно, условное, как и всякой другой группы. Все смешаны и породнены друг с другом до такой степени, что ни одного из них невозможно отделить от других.
И сегодня потомки улят-хамниганов продолжают разводить свои отары и стада в долинах между реками и сопками Восточного и Южного Забайкалья, где стали размножаться, как и прежде, тарбаганы и дзерены, растут на скалах и камнях берёзы, которые не могут свалить ураганные забайкальские ветры. Видя знакомых мне улят-хамниган, я снова и снова вспоминаю строки Фёдора Бальдауфа, который и писал о предках моих друзей и родственников, множащих скот по берегам бывших Торейских озёр, речки Борзя, озера Дабасу-Нур, вокруг Адун-Челона:
* * *
Там великан Адун- Челон
Своими вечными скалами
Стремится слиться с небесами;
Там блещет озеро струями;
Над ним кружат станицы птиц;
Табун весёлых кобылиц
На скате там холмов гуляет.
Здесь горделивый сын степей
Верблюд степенно выступает.
Там ходит стая журавлей.
Здесь в море солнечных лучей
Весёлый жавронок порхает;
А там, усевшись на бутан,
Лукавый, хитрый тарбаган
Проезжих свистом окликает…
Всё, всё кругом оживленно,
Всё мудрость Бога прославляет.
_______________________________________
Кстати, очень часто меня причисляют к разным родам хамниганов. Вынужден разочаровать знатоков: по отцовский линии я - худанса шарайд, по материнской - дэлдэгэр галзут, ходивших к Петру Первому. Может быть, по духу - улят? Нет и никогда не будет цельной и состоявшейся группы людей, как и вообще человека, все мы состоим из частей друг друга, что опять же возвращает любого из нас к тому самому промежуточному звену, каковым каждый из нас и является. Все мы потомки и станем предками для будущих, уже других, потомков.
А те, кто хотел бы, законсервироваться в своём сегодняшнем состоянии, потрясая средневековой утверью и оружием, просто исчезнут.
Конечно, можно углубиться в разные источники и интернет, найти корни каждого. Но зачем? Это может сделать и, главное, должен сделать каждый, кто пожелает этого, ибо без такого труда, он никогда не узнает о своей истории. А я могу только направить, заинтересовать, что и сделал, вспомнив о красивых и храбрых людях - улятах.
Вот карта Восточной Сибири начала XVII века. Где мы тут видим бурят? Хори и уляты - вкраплениями, но уляты - восточнее хори, хотя хори явились из-за Аргуни, а уляты остались на месте. О чём это говорит?
По теме:
Даурия до русских. _____________________________________
Все работы проводятся только за счёт поддержки народа. Даже 1 рубль - бесценен для благого дела! СПАСИБО- кто сколько может. Перечислить через мобильный банк - 8 924 516 81 19, через приложение на карту 4276 7400 1903 8884 или -