![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000ph3aa)
Интервью с отличным фотографом Сергеем Максимишиным в ноябрьском номере Menu Magazine.
Работы Сергея Максимишина публикуют самые известные российские и зарубежные издания: «Русский репортер», Geo, Stern, Paris Match, Time... Для него не самоцель побеждать в конкурсах, но на счету Максимишина уже более двадцати наград, в том числе два первых приза самого престижного конкурса фотожурналистов World Press Photo. У него есть ученики, которым он объясняет, что главное не «как», а «что». Потому что фотография для Сергея Максимишина - средство воздействия. На нас с вами и в итоге, наверное, на мир и общество в целом.
Сергей, вы занимались бизнесом, потом стали профессиональным фотографом. С чем в себе с этого момента пришлось попрощаться, что - обнаружить?
Попрощаться?... Наверное, ни с чем. Я был не бизнесменом, а менеджером, наемным директором, и после этого просто стал заниматься тем, что мне интересно. Конечно, перемена была ощутимая. Какое-то время меньше зарабатывал, хотя, конечно, внутренним драматичным поворотом это не стало. Но если говорить о поворотах и жертвах, у меня была такая ситуация. По окончании института я работал в Эрмитаже, и когда наступил 1991 год, вынужден был уйти в бизнес. Вот это была драма! А когда я ушел из бизнеса в фотографию - это было счастье…
Бизнес не мог стать вашим призванием?
Я был неплохим менеджером. Руководил предприятием, но это не было любимой работой. Еще в пятницу начинал грустить от того, что скоро наступит понедельник.
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000ppww7/s320x240)
Как только беру в руки фотоаппарат, приходит работа: открывается третий глаз, я начинаю видеть...
Теперь вы часто повторяете, что вы не художник, а журналист. В чем разница?
Разница примерно такая же, как между публицистом и писателем. О чем бы ни говорил художник или писатель, он всегда самовыражается: натягивает свое «я» на мир. А журналист - это человек, который одним людям рассказывает о том, как живут другие люди. Картина для художника - это цель, а для меня фотография - средство. Задачи разные. Это не значит, что приемы, которыми пользуются художники, мне чужды. То же самое у адвокатов. Они не для красоты говорят красиво, а чтобы отстоять клиента. Так и я снимаю красиво только потому, что красивые картинки лучше и сильнее действуют.
Способность замечать и фиксировать особые мгновения жизни - как вы к этому относитесь? Как к призванию, дару или?..
Отчасти это дар, отчасти - работа. Без фотоаппарата я иду по улице как обычный человек: мычу какую-нибудь песенку и смотрю, чтобы не попасть под машину. Как только беру в руки фотоаппарат, приходит работа: открывается третий глаз, я начинаю видеть.
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000pqdwh/s320x240)
А насколько удачный кадр зависит от везения? Или все можно просчитать и вычислить?
Когда рыбак забрасывает удочку, он, конечно, думает: «Повезет - не повезет?» Но хороший рыбак знает рыбные места и должен забрасывать удочку там, где везет больше. И конечно, не ленится ее забрасывать как можно чаще.
Терпение, наверное, тоже играет немаловажную роль?
Зачастую - определяющую. Когда люди меня спрашивают: «Как ты успел? Как ты так поймал?», они часто не понимают, что я не успел и не поймал, а сидел и ждал. Иногда часами, а бывает, и днями ждешь какого-то кадра.
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000prbxe/s320x240)
Я снимаю красиво только потому, что красивые картинки лучше и сильнее действуют
Вы можете назвать себя перфекционистом?
Да. Порой мне это даже немножко мешает - кто-то упрекает в том, что у меня слишком правильные фотографии.
Каков ваш профессиональный кодекс чести? Что вы не станете снимать или показывать?
Есть общечеловеческая нравственность, и, надеюсь, мой кодекс чести ей соответствует. Не думаю, что существует какой-то специальный кодекс чести фотографа.
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000ps5fg/s320x240)
Вы как-то сказали, что «в этой профессии на самом деле надо четко понимать, что богатым ты не станешь никогда». Насколько для вас важны деньги и какая ваша главная цель в работе?
Деньги для меня важны, как для любого нормального человека: иногда нужно купить ботинки, иногда - съездить с семьей в отпуск. Другое дело, что есть тысяча других более эффективных, чем журналистика, способов заработать деньги. А в журналистике основная «морковка», т.е. то, за что люди работают, - это образ жизни.
Вы объездили много стран. В каких бы вам хотелось побывать и поснимать?
Очень хочу в Монголию, например.
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000ptc5e/s320x240)
Есть общечеловеческая нравственность, и, надеюсь, мой кодекс чести ей соответствует
Почему?
Не знаю. Есть страны, в которые мне совсем не хочется. Я никогда не был, скажем, в Америке или Японии, но меня туда и не тянет. А вот в Монголию хочу давно. Но пока не получается.
Вы же еще и преподаете…
Да. В Москве - в Школе визуальных искусств, в Питере - в Академии фотомастерства. И там, и там у меня полугодовой курс.
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000pwg8y/s320x240)
Какие самые частые заблуждения у студентов относительно работы фотографа вы можете назвать?
Я не учу фотографов, я учу фотожурналистов. Это узкая часть фотографии. Первое, что я говорю студентам: «В фотожурналистике главное слово - «журналистика». Именно этим мы и занимаемся. У режиссера Кончаловского мне понравилась фраза: «До сорока лет я думал, как снимать, а после - что снимать». Очень часто студенты, приходя ко мне, думают, что я буду учить их «как», а на самом деле мы говорим о «что», в основном не о фотографии, а о журналистике. И мне важно перенаправить интерес студента от формальных вопросов (которые, конечно, тоже важны, но на то есть другие учителя) к вопросам «что» и «зачем».
В вашем доме есть какие-то работы - ваши, других фотографов, живопись, может быть?
Висит фотография замечательного польского фотографа Томаша Гудзоваты. Он подарил мне, и дети повесили у себя в комнате. Еще есть картины, подаренные друзьями, и много картин и бронзы, которые я привозил из Ирана, Индии, Непала…
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000pxedt/s320x240)
Журналист - это человек, который одним людям рассказывает о том, как живут другие люди
Хотелось бы иметь у себя дома работы каких-то известных художников?
Есть какие-то классические авторы, которых я бы повесил с удовольствием, но это мне не по карману. А если говорить о современном искусстве, то оно, если это хорошее искусство, не предназначено для того, чтобы висеть дома на стене.
А для чего предназначено?
Искусство и современное искусство - это разные вещи. Первое, в его классическом понимании, нужно для того, чтобы делать человеку хорошо. А второе - чтобы делать человеку плохо. Раздел между современным искусством и дизайном проходит по категории «прекрасно». Поэтому место современному искусству - в музее.
![](http://pics.livejournal.com/azamat_tseboev/pic/000pyzfs/s320x240)
Сергей, как человек, обладающий даром и умением видеть, вы можете сказать: чего больше в этой жизни - уродства или красоты, зла или добра?
Поровну.
Menu Magazine #11_2010. Текст: Ольга Борисова