В далеком 2006 году, когда до сериала "Интерны" было еще далеко, Menu Magazine взял интервью у Ивана Охлобыстина.
«У нас примерно 22 минуты, а потом машина придет забирать меня в аэропорт - в командировку улетаю, в Португалию», - извинился Охлобыстин. - «А что за командировка?» - нескромно поинтересовалась я. - «На охоту мы едем». - «И на кого охотятся в Португалии?» - «Да много на кого: кабанчики, олени…» Мне кажется, лучшего предисловия к интервью со священником, сценаристом, актером, режиссером и многодетным отцом Иваном Охлобыстиным не придумать.
Иван, я вообще-то на грешниках специализируюсь, люблю выводить их на чистую воду. Даже не понимаю, о чем с вами разговаривать, на какую воду праведника выводить…
(Оживление и смех) Спрашивайте, спрашивайте, не стесняйтесь…
Дорогой Ваня Охлобыстин, мерили ли вы когда-нибудь свою жизнь пятилетками? И если попробовать измерить, то что же все-таки с вами произошло в последние 5 лет?
Ну священником я стал до пятилетки еще - почти семь лет назад. А в эту пятилетку у меня родилось еще трое детей. Я написал около двадцати сценариев, книгу. Окончил несколько курсов повышения квалификации, получил образование психолога, изучил нейролингвистическое программирование, гештальтпсихологию и гипнотерапию Милтона Эриксона. Раз пятнадцать был за рубежом, в основном в командировках, и пару раз в легком варианте, на отдыхе. (Делает хитрое лицо) Собственно, за пять лет, как видите, ничего особенного не произошло.
Вы доверяете женщинам?
Я не просто им доверяю! У меня пиетет по отношению к женщине как таковой. Женщина для меня - тотемное божество, потому что она может позволить себе то, что я никогда не смогу себе позволить, - деторождение. Прочие баловства, мне неподвластные, я в расчет не беру, потому что гетеросексуален, и все остальное, что мне недоступно, мне и самому не интересно.
Либо у меня в крови много американских индейцев, либо татар. Судя по тому, что у меня не раскосые глаза, я склоняюсь к индейцам
Вы, как человек, который изучал НЛП и прочие техники, верите в физиогномику?
Частично, но далеко не всегда. Например, у человека могут быть травматические повреждения, которые становятся частью его внешности…
Я немного о другом. Просто чисто физиогномически вы вообще не похожи на священника…
Да, знаю. В оправдание я рассматриваю два варианта. Либо у меня в крови много американских индейцев, либо татар. Судя по тому, что у меня не раскосые глаза, я склоняюсь к индейцам. Но вряд ли у меня корни где-то на другом континенте - и это аргумент в пользу татар.
Дело даже не в чертах лица, дело в вашей мимике, что ли…
А! Ну у людей немного облачное представление о внешности священнослужителей. Вот представьте себе святителя Николая, наносящего травмы еретику Арию. Или перелезающего через забор, чтобы спасти трех девушек. Какое у него должно быть при этом лицо?.. Да, я мало похож на попа в общепринятом понимании этого слова - я не брюхат, не бородат, в меру потлив…
А что есть смирение? В псалме пятидесятом есть слова: «духом сокрушенный». Вот я именно такой - духом сокрушенный
Вы вообще не смиренны, судя по вашей мимике!
А что есть смирение? В псалме пятидесятом есть слова: «духом сокрушенный». Вот я именно такой - духом сокрушенный.
Переведите.
Нищий духом. Как говорится, «блажен нищий духом». Что значит «нищий духом»? Это не убогий полудурок, но человек, который всегда осознает конечность возможностей своего интеллекта, конечность возможностей своего обаяния, конечность возможностей своего влияния ¬- свою конечность как таковую. И начинает воспринимать мир в целостности. Плюс признает величие божье. То есть «нищий духом» не несет уничижительной интонации, а означает реальное восприятие мира, поскольку мы являемся образом и подобием божьим. Поэтому смирение в моем понимании никоим образом не связано с губками «куриной попкой», козюлькой на голове, платочком повязанным, окладистой бородой с капустой на ней и прочими внешними признаками попа, засевшими в массовом сознании.
Как все то, что вы сейчас сказали о смирении, воплощается в жизненных ситуациях и в каких конкретно?
Священник должен относиться к окружающим людям, как к своим родственникам. И я пытаюсь этого добиться. С некоторыми экземплярами это непросто: такие «перцы» иногда попадаются, что полюбить их ой как тяжело.
Что вам сложнее всего полюбить в людях?
Гордыню. Гордыня - мать грехов. От нее происходит такая неприятная вещь, как хамство. С хамством сложно мириться, честно говоря, но я смиряюсь. Я смиряюсь с ним в домоуправлениях, в ЖЭКах, в общении с некоторыми людьми. (Задумывается). Нет, ну я не говорю, что я смиренный человек, конечно, не абсолютно. Но священник обязан быть смиренным. Как любой другой христианин и вообще здравомыслящий человек, способный воспринимать реальность такой, какая она есть. (Задумывается еще раз). Ну да, на попа я мало похож. Внешне. Но главное же - внутреннее.
Гордыня - мать грехов. От нее происходит такая неприятная вещь, как хамство
Вы отреклись от своего сценария фильма «Даун Хаус»?
(Твердо) Нет. Мне вообще не свойственно отрекаться - ни от людей, ни от сценариев.
А как вы сейчас относитесь к этому фильму?
(С улыбкой) Хорошо.
Хорошее художественное произведение.
Ну оно могло бы быть лучше, если бы в нем можно было бы избежать каких-то резкостей.
Я тут с удивлением узнала, что сценарий «Мусорщика» тоже вы написали.
Да, тоже мой сценарий. Вы знаете, у меня болтается еще около сорока с лишним сценариев. Так что в течение определенного времени будет выходить ряд фильмов, сценарии которых были написаны мной задолго до принятия сана. «Мусорщик» - старый сценарий. Из новых я написал «Мотылек» - на «м», если по алфавиту. (Шутливо щурится) «Параграф 78» - старый. «Неваляшка» - новый. Это из того, что должно выйти в ближайшее время. Еще мой «Дом восходящего солнца» скоро выходит.
М-м-м…
(Предвосхищая вопрос, объясняет) Я семью кормлю, все очень просто. Я от церкви ни копейки не беру.
Почему?
Не хочу. Во-первых, мало: стоит ли так себя обременять, если и мало еще. А потом, это дает мне определенную свободу, в том числе и возможность быть непохожим.
Как вы относитесь к деньгам?
С большим пиететом. Я так их хочу! Мне так их не хватает! Но у меня есть оправдание. Знаете, я, когда паствую, показываю пальцами «шесть». И все понимают, что у меня шестеро детей, - и прощают мне вообще все! Я, по идее, должен быть неподвластен даже судебным инстанциям, потому что я - многодетный отец.
Любовь одна, и она навсегда. Я в этом отношении архаичен, как навоз мамонта
Вы, пожалуй, единственный из нашей элиты, у кого шесть детей от одной жены.
Но это же нормально. Порода должна быть одна.
Скажите мне не как священник, а как человек и мужчина: вы в чем находите вдохновение, когда… м-м-м…
В ее красоте. Я просто здоровый человек. Я женился по любви. Я нахожу вдохновение в ее красоте, и больше ни в чем.
Вы не разделяете мнение модного писателя, что любовь живет три года?
У него так происходит. Но вообще, раньше было иначе: любовь бессмертна.
До того, как Бегбедер написал свое произведение, любовь была бессмертна?
Конечно. Любовь одна, и она навсегда. Я в этом отношении архаичен, как навоз мамонта.
А до того как встретить любимую женщину, вы были так же архаичны?
Абсолютно. Как любой нормальный человек. Потому что если гражданин мечется по гражданкам, а гражданка - по гражданам, значит, либо у них что-то с психикой, либо лузеры они, не везет. Надо по любви жениться. У меня это один из аргументов, чтобы призвать человека к нормальной семейной жизни. Начинать надо с малого. Вот считается, например, что в мужской компании необходимо обсуждать женщин, причем в не самом выгодном свете. Я хожу в спортивный зал - люблю рукопашный бой и ножевой бой, довольно радикальные вещи. У нас там такие брутальные потливые мужики сидят в раздевалках. Сначала они на человеческие темы говорят, а потом сникают лицом и вынуждены говорить о бабах, нужно вроде для проформы, положено. А люди уже взрослые все. Так вот сначала я их от мата отучил - просто повторял постоянно одну и ту же фразу: ребята, не отмолю. А потом отучил их о бабах говорить. Ненормально это в нашем возрасте.
Чтобы возлюбить ближнего, вначале себя неплохо бы...
Не любите мат? А я люблю - мне кажется, он такой живописный!
Это значит, в вас умер этимолог. Когда проводишь этимологическое исследование, натыкаешься на такие вещи! Предположим, знаете, что означает слово «удо», от которого произошли все наши слова типа «удовольствие», «удовлетворение»? Оно означает всем нам известное слово - тоже на три буквы.
Вам сорок лет. Чувствуете кризис среднего возраста?
Нет. Я не люблю отказываться от уже содеянного: сделал и сделал, чего раскаиваться - уже надо отвечать. Также не люблю отказываться от возраста, отрицать его. В каждом возрасте есть своя прелесть. Даже когда я буду старым и начну впадать в маразм - это сродни детскому мироощущению, а в детстве я был счастлив. Поэтому мне не страшно стареть. К тому же я из семьи старожилов. У меня папа жил 80 лет, но он был весь изранен на войнах. Дедушка - 114. Прадедушка - 116. Прапрадедушка - 112. У нас все долго живут. Поскольку ничего, кроме мелких переломов и порезов, у меня не было, я надеюсь жить долго. Мне нравится жить, я хочу жить, хочу правнуков нянчить и праправнуков.
Когда у вас случаются неизбежные для семейной жизни кризисы с женой, вы их решаете исходя из того, что вы оба верующие, или все-таки какими-то психологическими способами, независимыми от веры?
Исходя из одного: деваться некуда. У нас шестеро детей - куда деваться? Но даже не это самое главное. Она - физическое выражение моей сущности, причем самая чистая ее часть. Я ее боготворю - в таком нормальном земном понимании, без фанатизма. То есть я ругаюсь с ней каждый день, визжу как резаный, разбиваю предметы кулаком, нещадно стегаю детей, но в жизни никогда пальцем ее не тронул. А вот она-то меня, бывало, бивала.
Вы ее боготворите, потому что она любимая или потому что она - человек реально хороший?
Она реально хороший человек. Но она и любимая.
Вы можете мне сказать универсальную формулу существования человека в социуме, если он хочет хорошо прожить эту жизнь?
(Задумывается) Знаю! Но я ее стырил. Возлюби ближнего своего как себя самого. Знаете, я могу расшифровать - многие недопонимают. Чтобы возлюбить ближнего, вначале себя неплохо бы. Иначе как ты будешь любить ближнего, если себя ненавидишь? А себя любить себя - это тоже определенный род поведения. Впрочем, это разговор не журнального формата.
Cмирение в моем понимании никоим образом не связано с губками «куриной попкой»...
Последний вопрос. Как вам кажется, это нормально, что в храме Христа Спасителя на нижнем этаже расположена платная автостоянка?
Ну да, а почему они бесплатную должны делать? Пусть платят, если хорошая машина.
Menu Magazine (с) 2006. Текст: Оксана Сербинова Фото: Кирилл Никитенко.