Агломерации - концепция трансформации России. Часть 2

Apr 19, 2016 07:14



Агломерации - концепция трансформации России. Часть 1

Если развитие 90 % всех городов России бесперспективно (как сказано в документе) и теперь надо идти другим путем, то куда же девать все эти города и, главное, их жителей? Ведь по приведенному в статье «Передел России» каркасу поселенческой структуры агломераций «основа новой экономики - трехмиллионные агломерации». И (с помощью простых подсчетов) 20 агломераций, учитывая такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, будут вмещать, максимум, только половину населения страны. А где же будут жить все остальные, не вошедшие в число избранных, ведь все остальное в прежде великой стране попросту «бесперспективно» и «нерентабельно»? Куда авторы денут половину населения? Всех этих пенсионеров, инвалидов, бюджетников, «не встроившихся» и «не вписавшихся»? «Креативное» и трудоспособное население будет определено, вычислено и направленно в нужном направлении, а все остальные - лишние?

На данный момент программа «Жилье для российской семьи» существует только в пяти населенных пунктах области, вынуждая тем самым людей из «исключенных» населенных пунктов, получающих жилье по социальной линии, переезжать и менять место своего предыдущего жительства.

«Тенденции таковы: доля городского населения растет, но его численность снижается из-за общего снижения населения России (на 0,1 % в год), растут и ускоренно развиваются крупные и сверхкрупные города за счет малых, а не за счет сел, как раньше. К 2025-2030 годам из-за сокращения абсолютной численности городского населения примерно на 15 % только шесть крупных городов могут рассчитывать на небольшой рост населения: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара. «Города-миллионники»: Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь будут уменьшаться», - говорится в статье, и тут же вопрошается:

«Пришло время решать: сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние два десятилетия и так потеряла более 20 000 населенных пунктов, или все же время за агломерациями?»

Хороший вопрос! Но это уже явное признание своей неспособности управлять страной, и нежизнеспособности нынешнего строя. «Последние два десятилетия Россия и так потеряла более 20 000 населенных пунктов» - это приговор монетизации и рыночной системе. Здесь люди просто говорят: «У нас ничего не получилось: все развалилось и продолжает рушиться, и потому давайте окончательно оптимизируем половину нерентабельной страны (ну они же все равно «лузеры» и не вписываются в нашу новую реальность) и как-то будем жить дальше». Ведь уже сейчас все показатели уровня жизни девяноста процентов граждан России находятся на низшем уровне с начала проклятых 90-х. И если численность населения будет продолжать сокращаться такими темпами, то скоро ее уже будет не хватать даже для 20 агломераций.

Так что же, «оптимизировать все к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов»?

Однако, по заверениям творцов сей креативной идеи, «города-лузеры» все же будут сохранены. Что за жизнь будет там? С полностью оптимизированной под ноль медицинской, образовательной, социальной и культурной сферами? А несчастные русские деревни, села и поселки, по которым так горько проливает слезы «совесть русского народа» - «бесогон» Михалков? От русских деревень и сейчас остались одни грустные воспоминания, и ожидает их еще более грустное будущее, так как никто не будет исправлять ситуацию путем создания инфраструктуры и рабочих мест в деревнях и селах. Происходит обратное: правительство взяло курс на сокращение социальных расходов на селе, поэтому и закрываются школы и больницы, а люди теряют последние возможности для какого-либо существования в малых населенных пунктах. Ведя политику укрупнения административных центров, государство сознательно тормозит поддержку малых деревень и сел. И этот распад поражает своей постоянно усиливающейся динамикой.

Но даже если какие из городов осчастливят, и они останутся в зоне влияния ФСБ и МВД, то насколько они будут там влиятельны? И что же произойдет в тех городах, в которых все же оптимизируют эти структуры? Кто будет «рулить» в таких городах? Но малые, порой уже порядком опустевшие и опустившиеся города пустыми вряд ли останутся. «Гости», а точнее гастарбайтеры из южных стран бывшего Советского Союза, уже заполняют пробелы в жилых площадях наших городов. Эти волны не ассимилированных «культурных варваров» нашего времени суть есть будущие жители одичавших городов. И уж точно не стоит сомневаться в том, что малые населенные пункты и деревни точно уже остаются вне границ федеральной власти.

Но все ли переедут в агломерацию? Что делать с теми, кто не сможет этого сделать или не захочет? То, что найдутся те, кто останется из корыстных мотивов, а то и приедут для взращивания криминала - совершенно ясно. А как сможет переехать бывший колхозник, живущий на редкие и малоденежные подработки? Или даже многочисленные бюджетные работники? То, как сейчас «замечательно» работает программа «Жилье для российской семьи», известно всем обращавшимся к ней.

Но как же законы и кодекс РФ?

В беседе с журналистами о «благах», принесенных агломерацией, Станислав Мошаров также не смог ответить на некоторые экономические, административные и хозяйственные вопросы. «О сумме сейчас речи не идет. Мы надеемся, что какие-то преференции со стороны Федерации мы получим, но не это главное, - быстро перевел тему Глава Челябинска, - Главное, что мы попали в пилотный проект, и вместе с Госдумой РФ будем прорабатывать те законы, которые будут действовать во всех агломерациях России».





Вот! Выходит так, что в агломерациях будут действовать какие-то особенные, написанные специально для них, законы. Для «точек роста» - новые, а для «бессмысленных» и «нерентабельных» - старые? Но это совершенно логично. Потому как просто необходимо каким-то законным образом разделять: допущенные к жизни агломерации и города, коим вынесен приговор «нежизнеспособных».

Однако, таким образом, остаются огромные пространства - пустой и стремительно пустеющей России. Чем же они будут - белыми пятнами на карте страны? Или безбрежным серым морем с агломерационными островками цивилизации?

Осадки общества.

«Серые зоны агломераций». Такое определение дает Андрей Ильич Фурсов, кандидат исторических наук, достаточно серьезно подошедший к этому вопросу. В его статьях с его профессиональной позиции теоретика системно-субъектного рассмотрения общества хоть и довольно смело, но совершенно честно, прямо и без утайки рассматривается возможный мир ближайшего будущего. Его аргументы весомы, а предположения логичны. И именно логика приводит к ужасным выводам о том, что происходит с территориями, с которых уходят центральная власть, правоохранительные органы и силовые структуры. Ведь уход одной власти, «белой», вовсе не означает появление пустоты - это означает лишь то, что власть придет «серой», а то и «черной» окраски!

Согласно Аристотелю, природа не терпит пустоты (лат. natura abhorret vacuum). Власть не может существовать в вакууме, равно, как и вакуум не может быть у власти. По крайней мере, такое состояние длится не долго, и рано или поздно власть обязательно возьмет сильнейший. В данном случае можно с уверенностью предположить, что это будут крупные преступные группировки, криминальные сообщества, картели или же, на худой конец, различной окраски кланы. Возьмут, потому что именно они, уже обладающие организацией, волей и средствами к достижению, будут на первоначальном этапе самыми способными. И для легитимной власти центра подобное развитие будет только на руку. Поддерживая «серые», сертифицированные группировки, она их руками будет бороться с «черными», ненужными ей бандами. Кроме того, все туда же, в межагломерационный мир будет сбрасываться и весь ненужный балласт из мегаполисов. И там, в этих «порах» агломераций, будет отсутствовать либо полностью регламентироваться всякая «здоровая» жизнь.

Это будет отработанный, лишний материал, недостойный жизни в «светлых городах счастья», либо неспособный к таковой. Как этот материал будет набираться? Вот еще и для этого и создадут новые, специально для агломераций написанные законы. Эти законы будут строги и даже очень, ведь по закону природы - управлять системой тем сложнее, чем сложнее сама система. Ну а для граждан появится еще один весомый предлог быть крайне лояльными к власти.
Тотальный контроль деятельности населения, ограничение ряда свобод и демократия - вещи вполне совместимые. Никакие «физически и интеллектуально активные силы», никакой «пассионарный человеческий потенциал и квазиобщины или домены» не будут «жить сами по себе и по своим законам». Никакой конкуренции допускать не станут никогда. Ровно, как и сейчас все «политическое поле» будет подчищаться и вытаптываться, вот только если в агломерациях в переносном смысле, то за их пределами - в прямом.

Однако Фурсов, как и автор статьи, как и все нормальные и думающие люди, не против «агломерационного» развития страны. Он только лишь призывает подходить к этому процессу с умом и, обсуждая возможные опасности, рассматривать альтернативные варианты будущего.

Что такое «хорошо», а что такое «плохо»?

Исходя из того, что было указано в документе и расписано в проекте об агломерациях, а затем озвучено тогдашним президентом Медведевым, а сейчас реализуемо нынешним президентом Путиным, никакого выбора нам не предоставляется.

«Будущее - за агломерациями! Пришло время решать: сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние годы потеряла более 20 000 населенных пунктов или сосредоточить ресурсы для создания агломераций, привлечения инвестиций и модернизации».

Это выбор, предоставленный от щедрот своих Волком, обратившимся к Красной Шапочке: «Я сегодня добрый и посему выбирай: слияние или поглощение»? «Ничего не ново под луной» и извечный «оскал капитализма» не превратился в улыбку жвачного животного. Никто не рассматривает, какие бы то ни было, альтернативы развития. Которые, конечно же, есть! И в самом Западном мире и даже в России. В Минразвития довольно часто поступают предложения и целые проекты на данную тему. От «цепочки малых агломераций в лесных регионах», до «зеленых коридоров разукрупненных мегаполисов». От переработанных и улучшенных идей советского опыта ведения сельского хозяйства, до теории дореволюционного общинного опыта и их качественного симбиоза. Возможно, некоторые из этих проектов находятся еще на стадии идей, в них часто встречаются поистине гениальные идеи. К сожалению, доработка их до конкретного проектного концепта - удовольствие очень дорогое и требующее команды профессионалов, что не по карману обычному человеку. Все это неизвестные, либо малоизвестные люди, неравнодушные и горящие желанием помочь своей стране. Но есть в этом желании и достаточно большие люди, стоит упомянуть только: Сергея Борисовича Переслегина с его «Постиндустриальным проектом», Юрия Васильевича Крупнова с его концепцией «Усадебных городов», или хотя бы «Научные труды» академика Сергея Глазьева. К сожалению, либеральные власти «уперлись рогом» в мегалополитических монстров и «роют копытом» на ниве построения моноцентрических агломерационных гетто. Совершенно забывая, либо заведомо отбрасывая и скрывая от жителей страны тот факт, что моделей агломераций существует несколько видов!

Однако, во всем мире агломерации в том самом виде, как навяливают нам власти, создаются в основном неконтролируемо, либо по необходимости. Иные же многочисленные агломерации возникают как полицентрические модели. Но даже внутри этой модели границы достаточно размыты. Так, например, в США выделяют агломерации как в узком смысле слова (зоны сплошной городской застройки), называя их «урбанизированными ареалами», так и в широком смысле, называя их «стандартными метрополитенскими статистическими ареалами» (CMCA). Но гораздо больше поселений отказываются от такого объединения, сохраняя и успешно развивая давно сложившиеся структуры городов. В развитых странах сосредоточенно 2/3 городов - миллионеров, что составляет примерно 40% всех горожан этих стран. В последнее время доля городского населения начала снижаться. В развитых странах сейчас идет активный отток населения и промышленных предприятий из ядер (центров) в пригороды. Такой процесс называется «субурбанизацией».

Агломерации - концепция трансформации России. Часть 3

Агломерации, Мошаров, Концептуальная война

Previous post Next post
Up