Агломерации - концепция трансформации России. Часть 1

Apr 18, 2016 11:43



Одной из концепций, которая из разряда теоретических выкладок перешла в стадию реализации на практике, является концепция городских агломераций. Проект взят на вооружение российскими управленцами и с помощью организуемых структур, норм, законов, актов, начата его реализация. Особую роль в этом проекте играет Южный Урал, негласно являясь пилотным регионом. Именно с него началось продвижение проекта и реальные шаги по воплощению в жизнь.

Следует заметить, что проект построения агломераций в России сам по себе является крупным значимым проектом преобразования, можно не побояться и сказать, - основ жизни. Но также этот проект входит, являясь составной частью, в проекты более высокого порядка. Например, «Транспортные коридоры», который в свою очередь является частью проекта «Глобальная транспортная система». Но и эти проекты не являются самодостаточными и не реализуются сами по себе. Мировые мозговые тресты, оформляющие новую реальность, вовсю пишут о более «крутых» масштабах. Речь идет о новом мироустройстве - новом средневековье.

Это все говорит о необходимости внимательно ознакомиться с тем, что предлагают нам инициаторы реализации концепции городских агломераций. При этом параллельно нужно фиксировать реальные изменения, так как в наше время, очень напоминающее перестройку, также как и тогда, слова и дела представителей управленческих структур бывает сильно расходятся.
Воспринимать инфраструктурные преобразования в России без развития новой индустрии в позитивном ключе сложно. Поэтому сии начинания власти привлекли наше внимание, чему адресует статья.

В чем суть проекта концепции городских агломераций, каковы предварительно определяемые намерения устроителей, кто исполнители - в нашем материале.

Статья Шишкина Артемия Сергеевича «АГЛОМЕРАЦИИ. СЛЫШУ ГОЛОС ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЕКА» (Опубликовано в газете «Суть времени Челябинск» №2, №3):

Часть 1. Будущее начинается в прошлом

«Эксперты правительства и администрации Президента разработали проект замены нынешних 83 субъектов федерации 20 городскими агломерациями. Этот проект, как сообщают «Ведомости» со ссылкой на неназванные источники в правительстве, может быть озвучен в послании президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию». (Все последующие выдержки взяты из статьи «Передел России» в газете «Ведомости» № 2734)
Такими, или подобными, заголовками пестрели немногочисленные статьи, размещенные в основном только в Интернете в ноябре 2010 года. Информационную «бомбу» завернули в конфетную обертку, и предоставленная публике, она хлопнула веселой новогодней петардой, заставив общество в основном своем большинстве пройти мимо разрыва. А ведь разрыв был, если не в информационной сфере и не общероссийского масштаба, то уж на смысловом уровне точно. Ни много ни мало - в сфере будущего нашей страны. Ведь согласно этому плану, на основе крупнейших городов страны должны были быть сформированы два десятка агломераций, которые стали бы основой развития экономики.



Неизвестность источников из числа экспертов правительства и администрации Президента может смутить иного скептического человека. В самом деле, из уст иных экспертов от Президента звучат порой до крайности сомнительные и откровенно неисполнимые предложения и советы. Однако тот же самый скептик либо любой внимательный и просто думающий человек, оглянувшись по «информационным сторонам» нашего нынешнего времени, поймет, что в 2010 году это был отлично подготовленный и заранее выверенный вброс в информационное поле страны. Страна на вызов промолчала.

Политическая фантастика, годная лишь для писательского пера?

Так оно и казалось в далеком ныне 2010 году. Но на дворе - новые времена и в Кремле - новый Президент. И вот уже далекое будущее стремительным, но таким еще неуклюжим поездом братьев Люмьер, прибывает на наш вокзал Ла-Сьота, громыхая проектами и чадя перспективами.

Какие эксперты и какая экономическая школа разрабатывал этот проект, наверное, объяснять не нужно. И потянулись мутные жгуты новой реформы (на тот момент) по уже настрадавшейся стране. Дотянулись такие вот «щупальца» и до Челябинской области. Прощупали почву и отползли до поры до времени в бессилии. На тот момент очень многие субъекты Федерации были против такого деления, и во многих из них властям оказали сопротивление. Следует сказать о том, что из столицы Южного Урала начали создавать так называемую агломерацию «Большой Челябинск», взяв за основу «Большую Москву». При этом процессе, на первом его этапе, предполагалось объединить несколько населенных пунктов и пару городов. В числе последних был Копейск. И именно с этим и произошли первые проблемы. Ни население города, ни его городская дума не захотели превращения Копейска в очередной район Челябинска. Референдума не было, но всевозможные опросы и рейтинги сообщают о том, что абсолютное большинство копейчан против поглощения их города каким бы то ни было образом.

Агломерации, конечно, - дела будущего (хотя зачинаются они уже сейчас), и мнений здесь, как минимум, два. Хотя не надо забывать глас народа, который в большинстве своем всегда выступал против агломерации, а потому с совершенной уверенностью рисовать картинку будущего как несомненную апокалиптическую перспективу все же не стоит. Есть доводы и факты, идеи и планы, разработанные проекты, по которым есть серьезные вопросы и к котором предъявляются обоснованные претензии. Это надо обсуждать и это надо объяснять людям, давая каждому из них возможность отреагировать, выразить свое мнение и проголосовать «за» или «против». Ведь те же самые агломерации создаются (по заверениям разработчиков документа) в итоге для блага людей, в них живущих, и для развития страны в целом. Однако на данный момент создается уверенное впечатление, что весь этот «передел страны» затевается исключительно для максимальной оптимизации социальных расходов и зарабатывания больших денег для больших людей. Без всяких поправок на уровень жизни простых людей, которые под этот передел попадут.

Но каков же размер этих денег? И в чей банковский карман они тихо лягут?

В своем Капитале Карл Маркс приводил в качестве цитаты следующее высказывание: «Обеспечьте капиталу 300 % прибыли, и нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». К сожалению, следует констатировать тот факт, что процент при котором капитал готов пойти на преступление, значительно упал.

Уже в описании самого проекта агломераций есть нелогичные и оспаривающие сами себя заявления и ложные утверждения. Так, к примеру, там заявляется, что «развивать малые города бессмысленно». То есть, смысла уже нет? Зачем же их строили и так успешно развивали столько советских лет? Но тут же заверяют и успокаивают, что, мол, эти самые «города-банкроты» все же останутся. Где же смысл? А далее идет объяснение, почему все это бессмысленно: «Сложившаяся территориальная структура крайне несовершенна: местные органы федеральных властей находятся не там, где нужно, а качество жизни в малых городах и сельской местности неуклонно снижается. Постоянная оптимизация сети детсадов, школ, поликлиник, больниц, почты, отделений Сбербанка снижает качество жизни на сельских территориях и в малых городах. Из-за погони за показателями бюджетных расходов ослабляется территориальная политика государства».

Конечно же, «структура крайне несовершенна», и, конечно же, органы «находятся не там, где нужно»! Это же была структура для совершенно иной страны, и органы там располагались сообразно требованиям, условиям и нуждам Союза. И чтобы это понять, потребовалось 25 лет, - или же кто-то нарочно вел ситуацию к такому развитию? Уезды, земства, губернии, мэры, сити-менеджеры - очень красивые слова, но только одних слов мало. Есть еще вопрос: а кто же с 91 года постоянно понижал это самое качество жизни? Все эти не заканчивающиеся приватизации, дефолты, обвалы, деноминации, кризисы и самое жуткое явление - либеральные реформы… Кто делал все это - все то, что и довело до грандиозного упадка всю провинцию? Да все те же, кто и затевает новую реформу под названием «Проект агломераций», - либералы, рыночники, монетизаторы.

А «качество жизни в малых городах и сельской местности неуклонно снижается» потому, что постоянно производились «оптимизации» всего и вся. Такая вот всероссийская и перманентная «оптимизация» всей жизни и довела до следующих результатов: «Сейчас 90 % городов России - малые города с населением до 100 000 человек, половина из которых монопрофильные: их производство адаптировано к одному сегменту рынка. Из-за этого в стране - кризис городского расселения: население большей части моногородов законсервировано, возможности для восстановления его потенциала нет. Число жителей не растет, а институты социализации городского типа (школы, Вузы, театры, музеи, стадионы) почти отсутствуют».

Все это сказано в том же самом документе. Но вновь вопрос: чья же политика и экономика какого типа привели к таким плачевным результатам? Кто повинен в том, что легкая промышленность, швейная, обрабатывающая, станкостроение и многие другие отрасли, создававшие, развивавшие и кормившие эти самые монопрофильные города, ныне пребывают в развалинах? Все приватизировано, продано, оптимизировано, реформировано… короче говоря - разрушено. Отсюда в стране и кризис городского расселения. Но каков же предлагается выход? Да ничего не менять, ничего не создавать и даже ничего не восстанавливать. Просто и без затей - согнать платежеспособный народ в два десятка агломераций и сконцентрировать там имеющиеся заводы, фабрики, комбинаты.

В проекте также предлагается «упрощение миграционного режима, создание структуры с заданными свойствами эффективности, энергетическая самодостаточность на основе возобновляемых источников энергии, экологическая эффективность, комфортная планировочная структура городского пространства, единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, а также формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства».

Возникает, однако, вопрос: что же мешает все это реализовать сейчас без абсолютного изменения федеративной структуры России и упразднения существующих субъектов федерации? Кроме того, перенос, к примеру, таких гигантов, как ЧТПЗ и ЧМК, за пределы центра агломерации, в ситуации нынешнего положения в политике и экономике страны может растянуться на долгие годы и, в буквальном смысле, «сожрать» дикое количество денежных средств. А таких предприятий, находящихся в черте крупных городов, в стране пока еще достаточное количество. О таких «мелочах», как коррупция и воровство, даже не приходится говорить. И кто же тут бенефициарии?

В проекте предлагается «создать лучшие условия для производства благодаря продуманной инфраструктуре и концентрации ресурсов, координировать планы территориального и инфраструктурного развития, упростить миграционный режим».

Это в наших-то «городах-миллионниках» будут улучшать инфраструктуру? Будут в несколько раз расширять не приспособленные для такого дикого трафика улицы, проспекты и площади? Или вновь придется ломать и переносить все и вся? Это изменение в законах о частной собственности? Как иначе заставить горожан и многочисленных хозяйствующих субъектов согласиться с переносом их собственности «по причине расширения и улучшения»? Особенно без гарантий полного, по рыночной оценке, возмещения средств? И вообще, хотелось бы более точно и развернуто раскрыть, как же будут создаваться эти «лучшие условия для производства»? Ведь до сих пор до нас не было доведено ни одного утвержденного плана или физического проекта.

А упрощения миграционного режима без очень крупных затрат на строительство упорядоченных поселений разве не вызывает хаотизацию застройки? Именно так происходит во всех случаях в многочисленных городах Африки, Южной Америки, Индии и Бразилии. С этим уже столкнулась Европа в лице французских кварталов бедноты. И если так или иначе с большинством заявленных идей можно хоть как то согласиться, то многие ли регионы обрадуются упрощению миграционного режима?




Но вот тут-то начинается все самое интересное.
(Продолжение следует)
Агломерации - концепция трансформации России. Часть 2
Агломерации - концепция трансформации России. Часть 3

Агломерации, Копейск, Мошаров, Концептуальная война, Челябинск

Previous post Next post
Up