Еще раз о Платоне - Сознание не нужно платоникам

May 07, 2014 10:31

Оригинал взят у pycckuu_gyx в Сознание не нужно платоникам
Это у спиритуалиста знание творится субъектом.
А у платоника знание есть воспоминание о некоторой истине, которое находится в соответствующем пространстве идеального мира.
И не нужно никакого сознания, чтобы узнать. Более того, само существование человека не является сколь-нибудь существенным для обнаружения знания, ведь,- знание объективно существует само по себе.
Поэтому Платон никак не может говорить о сознании, которое так и напрашивается, когда вспоминаешь Сократа с его знанием о том, что он "не знает ничего".
_________________________________________________________________________________________________
az118 2014-05-07 07:37
в платонизме и не может быть сознания, ибо у древних носитель жизни и ума - душа.

вообще, платонизм представляет собой трагическую попытку найти замену убитому полисной демократией принципу рода и предков, происходящих от богов и служащих образцами для потомков, на превращенные в эйдосы тени этих предков и прототипов вещей, отчужденных от самих предков и вещей в ином мире - фактически в царстве мертвых, где душа созерцает эйдосы, образы-идеи которых припоминает (мемезис) в сем мире материи, каковая по Платону есть меон-ничто (не-бытие), искажающая бытие, привнося в него смерть. Ведь в Аиде не умирают и там вечно пребывают предки...
(Ответить) (Ветвь дискуссии)

pycckuu_gyx 2014-05-07 08:52
Спасибо
Я не думал, что платонизм исходит именно из идеи заменить субъектов чем-то вневременным, вечным.
Обычно идеализм связывают с идеями в англосаксонском их определении - с вещами. Но греки не обязаны были следовать англосаксонским традициям.
А нынешнее принятое в РФ Родоверие разве не есть такой платонический путь: превратить людей в подобия и копии предков?
- Копии всегда заведомо хуже, но они именно копируют и подражают "своим" предкам, ксенофобски противятся принимать в родство чужих людей - потомков чужих предков?
- Очень интересно.

az118 2014-05-07 09:14
у Лосева в работах, посвященных Платону и написанных после лагеря с 30-х гг (когда женился), и в ИАЭ про это много и хорошо написано. Окончательное крушение родового строя и переход от патриархального рабства (когда раб фактически младший член семьи) к рабству торгово-"демократическому" (раб - выгодный товар), где и философ становится торговцем (а может стать рабом как сам Платон был кажется трижды продан в рабство)

да, дети - продолжение родителей, культ предков и в Китае с Японией был (там до 1945 года император был отцом народа - сыном Неба), ибо опыт предков - достояние всего рода, каковой и есть (был) "субъектом", представленный поколениями

pycckuu_gyx 2014-05-07 09:50
Кажется, в этих аргументах я слышу более Лосева, чем Платона
Наверное, надо читать работу Лосева, чтобы основательно судить

az118 2014-05-07 10:15
у самого Платона этого нет.

но для понимания истоков любой философии надо опираться на контекст эпохи - что переломного происходило с поколениями людей и как менялось их сознание, пытавшееся найти ответы на вызовы времени.

ведь в творчестве самого Платона выделяют три периода:
- период апологии Сократа (идея блага);
- период учения об эйдосах и душе (источник и восприемник блага как бытия);
- период учения о Демиурге, Государстве, Законах и трех кастах - философах-правителях, стражах-защитниках и мещанах-производителях-торговцах, которым только и можно иметь богатство но не власть, - ("второе после лучшего", ибо само лучшее - мир эйдосов - не есть этот мир материи).

основная социальная идея позднего Платона:
- ПРАВИТЕЛЬ И ВОИН НЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СОБСТВЕННОСТЬ, ИБО ТА ЕСТЬ ЗАКАБАЛЕННОСТЬ МАТЕРИЕЙ .

уже в средние века (12-13 вв) в какой-то мере этот платоновский идеал отчасти был реализован в Ордене Рыцарей Храма Господня.

ЗЫ
Платон во многом ошибся, но его идеал верен

эйдос, благо, Платон, род, материя, философия

Previous post Next post
Up