Восток и Запад - две вселенные в одной

Oct 09, 2013 18:16


Е. С. Штейнер
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА В ЯПОНСКОЙ ТРАДИЦИИ:


ЛИЧНОСТЬ ИЛИ КВАЗИЛИЧНОСТЬ?

Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164-190

В Доме Публия Корнелия Тегета в Помпеях есть фреска - Нарцисс, отрешенно сидящий перед своим отраженьем, и печальная нимфа Эхо за его спиной. Это изображение в зримой, художественно выразительной и лаконичной форме, быть может, в наиболее характерном и законченном виде отразило присущее западному миру отношение индивида к своему Я и к Другому. В зеркальной глади вод отразился не просто один из сотен персонажей античной мифологии, но - заложенная в глубинных интенциях культуры модель ситуации: человек, отворачивающийся от другого человека, дабы взаимодействовать с самим собой.

В Японии в мифологическом своде «Кодзики» (712 г.) зафиксирована другая история с зеркалом. В мифе о сокрытии солнечной богини Аматэрасу в пещере рассказывается о том, что, дабы выманить богиню оттуда, все боги, собравшись, установили перед входом зеркало и принялись петь и плясать. Привлеченная шумом, Аматэрасу отодвинула камень и выглянула наружу. Увидев себя в зеркале, которое держали младшие божества Амэ-но Коянэ-но микото и Футодама-но микото, богиня подумала, что есть на свете еще одно солнце, и, удивленная этой странностью, вышла вон 1.

image Click to view



два универсума:
- восточный к индивиду, раскрывающего в себе другое, восходя из себя;
- западный от индивида, ищущего в другом себя, низводя все до себя.

Владимир Лосский затуманил всем взор, в западном духе противопоставив
Природу и Ипостась, ибо по сути они одно - Восход восходящего над собой.

Восток, почти не знавший проблемы личности, был страной личностей.

Запад, две тысячи лет озабоченный природой личности, по большей
части был миром персон.

ибо любая озабоченность чем либо есть симптом его отсутствия.

image Click to view

ипостась, Япония, личность, восток, природа, kitaro, музыка, запад

Previous post Next post
Up