Mar 05, 2023 20:51
хотите чтобы я тут привел все 4,5 тома его ПСС? с Юмом в придачу?
но если интересно, см "Критика чистого разума" и "Пролонгомены к метафизике".
в начале Кант вслед за сенсуалистами выделяет феномен (явление, содержание чувственного материала, в котором нам дается внешняя и внутренняя реальность, в т.ч. единичные сущие), ноумен (то, что дается в явлении, сущее само по себе, первая усия, по Канту сущность) и трансцендентальное Я, которое силой воображения с помощью априорных форм восприятия и суждения оформляет чувственный материал явлений в устойчивые формы, выражаемые в суждениях, приписывающих гр.субъекту предикатов и делящихся на синтетические, содержание которых добавляется из чувственного, и аналитические, содержание которых целиком выводится из форм предикатов.
Но в отличии от сенсуалистов, вслед за своими предшественниками полагавших что сущность, будучи неизменной основой изменчивых явлений, отчасти воспроизводит в явлениях свои сущностные черты, Кант утверждает что всякая устойчивость явлений проистекает из деятельности Я, и только из нее, и к сущности отношения не имеет.
но при этом Кант ничего не говорит откуда взялось это Я с его априорными формами восприятия и суждения и есть ли оно у новорожденного, которому жизненно необходимо воспринимать голод, жажду, сиську мамки, ее руки, тепло и ласковый голос, а не чушь всякую. Это и есть подлинное явление истиной сущности.
т.о. вся реальность у него разделяется на субъективный мир явлений для Я, которое из них строит свой домик, и объективный мир сущностей, возбуждающих явления, но ничего не сообщающих о себе Я, которое навечно замкнуто в своем субъективном мирке, который исчезнет вместе с несчастным субъектом от холода, голода или просто от старости.
подобное философствование характерно для шизофреников и аутистов, что подтверждается чертами характера и биографией Канта.
субъект,
сущность,
явление,
Кант