если исток самой философии -
осевое время (введенное в философский оборот германским психиатром и философом, другом Мартина Хайдеггера, Карлом Ясперсом) перехода в 9-3 вв до н.э. после катастрофы бронзового века в 13-12 вв до н.э., когда распалось дуальное единство тьмы-света, верха-низа, севера-юга, востока-запада, женского-мужского, детей-родителей, братьев-сестер и пали почти все древние центры цивилизации, от мифо-поэтического миро-сознания Природы как лона всего сущего, богов и героев, к господству рационально-расчетливого (производяще-торгового) Разума над сущим, то дуалистические религия и философия, выражающие этот распад, появляются на среднем и ближнем востоке и западе во второй половине осевого времени, в 5-1 вв, после ассирийского и вавилонского плена евреев (Иегова и Ничто), раскола иранцев на северный темный Туран и южный светлый Иран (Ангро-Манью и Ахура-Мазда), греко-персидских войн по сути двоеродных братьев одной природы, но противоположных по духу - греков и персов (Полнота и Пустота или Демиург и Материя).
Дуализм - это представление о том, что в основании мира находятся два не имеющие ничего общего противополжных начапа, чаще всего антогонистичных, и каждое сущее и существо имеет характер преобладающего в нем начала.
еще в 6 веке до н.э. у греческих натурфилософов, в основномм ионийцев, никакого дуализма не было. Видимо первыми дуалистыми были атомисты, затем тема дуализма становится доминирующей в греческой трагедии, а из нее переходит к софистам и Сократу, его великому ученику Платону и ученику того - Аристотелю, от которого через христианских теологов и схоластов к Декарту и Новому времени.