В середине прошлого века известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс разработал теорию занятости, процента и денег. В соответствии с этой теорией создана модель совокупных расходов, связанная с ВВП.
Модель совокупных расходов включает расходы на потребление частных лиц C , госрасходы G, инвестиции I и чистый экспорт X (то есть, сальдо эскпортно-импортных операций). Прямая, характеризующая совокупные расходы, пересекается с прямой(биссектрисой) ВВП в точке означающей равновесный ВВП. То есть, такой ВВП, который полностью использован на указанные выше виды расходов. Другими словами, словами эта точка показывает равенство доходов полученных от реализации всех товаров и услуг, последующим расходам.
Как видно из рисунка, прямая совокупных расходов характеризуется первоначальным подъемом, включающим в себя инвестиции, чистый экспорт и госрасходы, а также углом наклона. Угол наклона зависит от предельной склонности к потреблению, произведенных в стране товаров и услуг или просто склонности к потреблению. Как правило он находится в диапазоне от 0,3 до 1. То есть, на 1 рубль дохода гражданин приобретает от 0,3 до 1 рубля товаров и услуг, остальное кладет на сберегательный счет или просто сберегает, не тратит.
"Физический смысл" равновесного ВВП заключается в том, что в нем количество произведенных товаров и услуг оказывается востребовано, реализовано на 100%. То есть, все, что сделано оказалось востребовано, продано. Но так редко бывает, обычно совокупные расходы или несколько больше ВВП или несколько меньше, что наглядно показывает циклическую природу рыночной капиталистической экономики. Если совокупные расходы оказываются больше, то растет занятость и ВВП в следующем цикле стремится к увеличению и, наоборот, если совокупные расходы падают, то падает занятость и ВВП снижается.
Как видно из графика, если прибавить некоторое значение в основание прямой совокупных расходов, то точка равновесного ВВП сдвинется вправо и возникнут тенденции, характерные для роста экономики, и наоборот.
В 2010 году президент Медведев
заявил о том, что на закупках воруется порядка триллиона рублей (из 5 триллионов, расходуемых на государственные закупки). Достоверно не может быть известно, как используется ворованные таким способом деньги, но очевидно, что они в больших объемах выводятся зарубеж для приобретения там недвижимости и вкладывания в ценные бумаги и банковские счета. То есть, эти деньги, изымаются из совокупных расходов и прямая оказывается ниже и равновесный ВВП меньше.
Попробуем оценить влияние такой коррупции на ВВП. Будем исходить, что из этого триллиона коррупционеры тратят половину в стране, а половину выводят зарубеж (на самом деле, скорее, больше).
Мы знаем, что ВВП в последние годы оценивается примерно в 71 трлн рублей. Инвестиции согласно статистическим данным в 14 трлн. Госрасходы 30 трлн рублей. Чистый экспорт последние годы составлял 4-5 трлн рублей. То есть, имеем в основании прямой совокупных расходов 48 трлн рублей.
Скорее всего, уворованные средства обнаружатся в чистом экспорте. То есть, если прекратить воровство и вывод зарубеж, то это отразится в росте чистого экспорта на 0,5 трлн рублей и подъеме прямой совокупных расходов на 0,5 трлн вверх на графике. Соответственно, равновесный ВВП сдвинется вправо. Насколько он сдвинется вправо? Решая несложную, по сути, геометрическую задачу, получим сдвиг на 0,7 трлн рублей вправо или примерно на 1%. Сдвиг этот по понятным причинам не может быть меньше изначальных 0,5 трлн и чем больше склонность людей к потреблению, тем больше этот будет сдвиг, так как эти деньги будут многократно оборачиваться, уменьшаясь каждый раз на величину сбережений.
То есть, теряя на госзакупках 0,5 трлн рублей, уводимые в оффшоры и лондонскую недвижимость, мы тормозим рост ВВП на 1%. Вроде бы немного, но за 16 лет это не 16%, а процентов 30-40(в силу сложного процента), что как раз не хватает до анонсированного Путиным, но так и не достигнутого удвоения ВВП.
Примерно такое, но более значимое, влияние на ВВП оказывают нефтегазовые доходы, так как они позволяют иметь внушительный объем чистого экспорта, а за счет поступлений от НДПИ и экспортных сборов увеличивать госрасходы. Опосредованно увеличивается и обычное потребление. К сожалению, эти доходы, а точнее их отсутствие, могут давать и обратный эффект, что мы наблюдаем последние год-полтора.
Понятно, что конкретные исходные цифры могут быть несколько иными, сами процессы в экономике в динамике развиваются несколько сложнее, чем показано на графике, но нам важно понять механизм и тенденции. Вместо субъективных(и заведомо спорных) оценок получить количественные, а с математикой(даже арифметикой), спорить сложно.