Jun 12, 2024 23:45
Сильнейшее впечатление от первого мига до последнего! Кордебалет Григоровича - отдельное искусство. Недавно видела реалистичную битву с татарами в "Бахчисарайском фонтане" - здесь та же битва символична и полностью танцевальна, но эмоциональный отклик гораздо сильнее. Пронизывающие всё действие метафоры, связанные с колоколами, после недавней поездки по Золотому кольцу звучали для меня особенно остро.
Удивительным образом массовые сцены не чередуются с индивидуальными, а порождают их. Амбициозный Курбский-Овчаренко и неистовый Иван-Цвирко - плоть от плоти боярской массы, молодое поколение, у которого под внешним лоском всё та же страшная, дремучая стихия. Каждый стремится к власти, однако я вспоминала Толстого: победит тот, кто себя не пожалеет. В этом разница между Курбским и Грозным - первый жалеет себя, а второй пылает таким огнём, что готов и сам в нём сгореть.
Одна лишь нежная Анастасия-Образцова умеет этот огонь укрощать. Её дуэты с Иваном совершенно разные, но в каждом между героями чувствовалась мощная, нерасторжимая связь, единство чувств. Мощнейшая сцена, когда во время болезни Ивана тихая Анастасия вдруг проявляла недюжинные твёрдость и силу, напоминая мужу о богоизбранности на царство и этим заставив выжить.
Цвирко ошеломлял неожиданными переходами от лиризма к ярости, от холодного глумления к крику боли. В дуэте с призраком Анастасии я почти плакала - и вдруг в некий миг почувствовала, как царь теряет рассудок. Только что был просто человек с неприятным характером - и вот перед нами маньяк, видящий мир через призму собственных извращённых фантазий. От него теперь ожидаешь любой жестокости - почему же его так жаль?
Беспросветный финал: Курбский потерял честь, Грозный душу, Анастасия жизнь. И в то же время ощущение необходимости узнать, прочувствовать эту историю, чтобы лучше разобраться в той, которая происходит с нами сейчас...
балет