Канун Шабос главы «Вайелех»
5 тишрей 5773 года / 21 сентября 2012 г.
Эту историю поведал бывший узник концлагеря Бухенвальд Нафтали Лау (Лави), старший брат раввина Исроэля-Меира Лау, историю спасения которого я
недавно рассказывал. После войны и репатриации в Израиль однажды он посетил ребе из Гур, потерявшего во время Холокоста жену и детей. Ребе пригласил его на совместную ночную прогулку по улицам Иерусалима. Они долго шли рядом и молчали - ребе, переживший тяжелую утрату, и осиротевший девятнадцатилетний юноша. Вдруг ребе из Гур остановился и спросил своего спутника: «Ты видел там трубы?» - «Да», - ответил Нафтали, и они продолжили свой путь в темноте и тишине. Потом ребе из Гур снова остановился и спросил: «И дым ты тоже видел?» - «Да», - последовал ответ, и они продолжили свою прогулку. Через некоторое время ребе опять спросил: «А Б-га ты там видел?» Смысл этого вопроса заключался в том, может ли человек, находясь в таком аду, сохранить свою веру в Б-жественное провидение, продолжать видеть присутствие Всевышнего в мире.
…Каждый ребенок, который учится молиться, замечает, что молитва Амида начинается с обращения к Всевышнему, Которого мы именуем «Б-г Авраѓама, Б-г Ицхока и Б-г Яакова». Потом, по мере взросления и более глубокого изучения Торы, человек понимает, что величайшим пророком в среде народа Израиля на протяжении всех веков был Моше-рабейну. Это единственный из пророков, с которым Б-г говорил «лицом к лицу», в отличие от всех других, к которым Всевышний являлся лишь во сне. Как говорится в конце главы «Везойс ѓаброхо» (и всей Торы): «И не восстал более пророк в Израиле, как Моше, которого знал Г-сподь лицом к лицу» (Дворим, 34: 10).
Казалось бы, правильнее поставить рядом со Всевышним имя Моше - человека, который стал лучшим посланником Б-га на земле. Ведь именно он был на горе Синай, «при Г-споде сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Шмойс, 34: 28). Именно Моше получил скрижали завета, его Тора называет «человек Б-жий» (Дворим, 33: 1). Ни у кого не было таких особых отношений с Б-гом, как у Моше. Только он мог выдвинуть ультиматум Самому Всевышнему: «И теперь, если простишь их грех, хорошо, а если нет, то сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал» (Шмойс, 32: 32). Только Моше имел право сказать: «Встань же, Г-споди!.. Обратись, Г-споди!» (Бамидбор, 10: 35, 36). Но если это так, то, казалось бы, в молитвах мы должны сказать: «Б-г Моше!» Почему же мы говорим «только» «Б-г Авраѓама, Б-г Ицхока и Б-г Яакова»?!
Люди часто спрашивают: «Где Б-г? Где Он был во время Холокоста или в другие тяжелые для евреев времена?..» Наша сегодняшняя недельная глава «Вайелех» некоторым образом отвечает на эти вопросы. В ней Моше от Имени Б-га говорит, что придет черный день для народа Израиля: «И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое («Как бы не видя, не замечая их бедствия…» - Раши) от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: «Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?» (Дворим, 31: 17).
Мир будет похож на джунгли, если каждый сможет делать все, что ему заблагорассудится, и людям не откроется Б-жественное провидение. Поэтому время Холокоста (и другие подобные тяжелые для евреев времена) еврейская традиция называет «сокрытие Б-жественного лика»… Но ведь Б-г есть само добро, а то, что исходит от Него, должно нести добро! Если эта истина справедлива, то что хорошего несет нам положение, когда Всевышний «скрывает» Свое лицо?
Есть такая детская игра - прятки, и дети любят иногда поиграть в нее со своими родителями. Дети просят отца где-нибудь спрятаться и начинают искать его. Порой уставший отец спрашивает детей: «Почему вы хотите, чтобы я прятался, а вы меня долго искали? Вот я здесь, с вами!» В ответ дети смеются: «Нет, так не интересно. Ты пришел к нам сам, а весь смысл игры в том, что мы ищем и после долгих поисков, наконец-то, сами находим тебя…»
Подобно этому, говорит Магид из Межирича, Б-г играет с нами в прятки. Он прячется, скрывает от нас Свое лицо только с одной целью, чтобы мы искали Его. И только тогда, когда мы действительно находим Его, мы «прилепляемся» к Б-гу с наибольшей силой.
В Торе мы читаем о случаях, когда люди играли в прятки с Б-гом. По крайней мере, один человек, который пытался спрятаться от Всевышнего, известен всем: Адам, после того, как он вкусил плод Древа познания добра и зла. В Торе сказано: «И услышали голос Г-спода Б-га, проходивший по саду… и укрылся человек и его жена от Г-спода Б-га средь деревьев сада». А когда Всевышний позвал Адама, тот объяснил свое поведение так: «Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, потому и укрылся» (Брейшис, 3: 8, 9). Тем самым Адам усиливает свой грех, пытаясь скрыть правду.
В Танахе есть еще одна известная история о попытке бегства от Б-га. В Ѓафторе, которую мы читаем в Минхе Йом-Кипура, рассказывается о пророке Йоне. Всевышний велел ему пойти в город Нинве и пророчествовать там. Однако Йона не захотел исполнять это поручение. Вот как об этом рассказывается в книге пророка Йоны: «И встал Йона, чтобы убежать в Таршиш от Г-спода, и сошел в Яффо, и нашел корабль, идущий в Таршиш… Но Г-сподь навел на море ветер большой, и была в море буря великая, и корабль готов был разбиться». Пришлось Йоне признаться людям, что причина всему происходящему в том, «что от Г-спода бежит он» (Йона, 1: 1-10). Конец этой истории известен всем.
Так люди безуспешно пытались скрыться от Всевышнего. Однако на этой неделе мы читаем о том, что Б-г «прячется», как будто скрывая Свое лицо от нас, чтобы мы искали и нашли Его. Ведь эти поиски на самом деле делают наши отношения с Б-гом гораздо более тесными, живыми и волнующими.
В молитве мы говорим: Б-г Авраѓама», потому что Авраѓам 75 лет искал Б-га. Он родился в доме идолопоклонников и по своей воле прошел долгий путь поисков Создателя. Он был готов к сожжению заживо во имя этой веры, хотя Всевышний не открывался ему, а весь мир был против него, и все смеялись над ним. Несмотря ни на что, он пошел этим путем и в конце, когда случилось чудо, и в возрасте ста лет Б-г послал ему сына, Всевышний снова испытывает его, повелев принести величайшую из жертв, которые только можно потребовать от человека (жертвоприношение Ицхока). То же самое можно сказать об Ицхоке и Яакове, которые всегда искали способы приблизиться к Б-гу, встречая на этом пути бесконечные горести и испытания.
У Моше-рабейну все было по-другому. Пастухом ходил он со своим стадом по Синайской пустыне, когда внезапно Б-г открылся ему в горящем кусте и позвал: «Моше, Моше!» И в такой момент, когда Сам Всевышний пришел к нему и предложил ему быть спасителем народа Израиля, даже тогда Моше спорит и пытается убедить Б-га, что надо бы поискать кого-то другого на эту роль. Мы не говорим в молитве «Б-г Моше!», потому что Всевышний искал Моше, который сам ничего не предпринял, чтобы найти Создателя.
…На Йом-Кипур евреи собираются в синагоге. Случается, что приходит человек, видит вокруг себя много евреев и думает: «Здесь есть все: миньян, талесы, арон койдеш, Махзор, молитва, шойфар. Но где же Сам Б-г? Почему я не испытываю того духовного подъема, который был у меня в предыдущие годы?!» Магид из Межирича говорит, что наша задача - искать Всевышнего, и чем больше мы ищем, тем ближе мы подходим к Нему, до такой степени, что Он действительно будет «нашим Б-гом». А Любавичский Ребе добавляет от имени Магида, что иногда, если кто-то очень хорошо прячется, тому, кто ищет, может, наконец, и надоесть искать. Поэтому в Десять дней раскаяния мы обращаемся к Б-гу и просим Его не скрывать чрезмерно «Свое лицо» от нас, иначе, не дай Б-г, Его дети здесь на земле могут отчаяться Его найти… И мы взываем: «Отец наш, Царь наш! Вскоре яви нам славу царства Своего, яви Себя и вознесись над нами на глазах всех живущих!» Да будут услышаны наши молитвы и да скрепит Всевышний Своей печатью хороший приговор о нас в Книге жизни на наступивший - добрый и сладкий - год!
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (1,28 МБ).