Коронуем Всевышнего - все вместе!

Sep 13, 2012 15:26


Канун Шабос главы «Ницовим»
27 элула 5772 года / 14 сентября 2012 г.

Однажды рабби Исроэль Баал-Шем-Тов велел своему хасиду Зееву Кицесу изучить кавонойс (намерения, направления мыслей) трубления в шойфар, потому что хотел, чтобы именно он трубил в Рош ѓаШоно в синагоге. Реб Зеев все выучил, а для верности еще сделал шпаргалку и спрятал в карман одежды. Не понравилось это рабби Исроэлю Баал-Шем-Тову, и бумажка потерялась… Во время молитвы, когда надо было переходить к трублению, стал реб Зеев искать свою шпаргалку и не нашел ее. Ужасно расстроился, забыл и то, что выучил, и с разбитым сердцем, со слезами протрубил все полагающиеся трубления без кавонойс!

После молитвы подошел рабби Исроэль к реб Зееву и сказал: «Во дворце у царя много комнат и залов, и к каждой двери есть особый ключ, но топор откроет любую из дверей! Мысли во время молитвы - это ключи от ворот высших миров, и к каждым воротам подходит свой ключ, но разбитое сердце может открыть все двери и проникнуть в любую из комнат…»


Праздник Рош ѓаШоно связан с исполнением особой заповеди - трубления в шойфар. Как сказано в Мишне (трактат «Рош ѓаШоно»): «Мицва этого дня - в шойфаре». Тора называет этот день йом труа - «день трубных звуков».

Один из смыслов трубления в шойфар в первый и второй день праздника (когда они выпадают на будние дни, как в этом году; если первый день Рош ѓаШоно выпадает на Шабос, трубят только во второй день) упоминается в трудах рабби Саадии-гаона: напомнить о даровании Торы на горе Синай и Б-жественном откровении. Об этом мы говорим в благословении Шойфаройс молитвы Мусаф на Рош ѓаШоно: «Ты явил себя перед Своим народом, чтобы говорить с ними… и весь мир затрепетал перед Тобою, и творения первозданные устрашились Тебя, когда Ты, Царь наш, явил Себя на горе Синай, чтобы учить Свой народ Торе и заповедям… с громами и молниями открыл Ты Себя, и с гласом шойфара над ними явил Себя…» Явление Всевышнего на горе Синай началось с «очень сильного голоса шойфара», который «креп все больше и больше».

Этот смысл появляется, конечно, в дополнение к основному смыслу трубления в шойфар, о котором говорится во многих источниках: в этот день мы коронуем Всевышнего на царство над всей землей, а коронация, как известно, сопровождается трубными звуками, как сказано: «Трубами и гласом шойфара вострубите перед Царем, Г-сподом!»

Необходимым условием дарования Торы на горе Синай и коронации Б-га, как Царя народа Израиля и всего мира, является единение евреев, когда весь народ объединен единым порывом, «как один человек с единым сердцем». Дарование Торы требовало подготовки «И станом стоял там Исроэль против горы» (Шмойс, 19: 2). Раши объясняет: «Как один человек, единодушно (глагол стоит в единственном числе). Но другие стоянки были с возмущениями и раздорами». И то же самое происходит перед коронацией Всевышнего, как Царя Вселенной, когда народ Израиля готовится сказать «Воцарись над нами!» В Субботу перед Рош ѓаШоно мы читаем главу «Ницовим», в которой говорится: «Все вы стоите сегодня пред Г-сподом, Б-гом вашим…» (слово «сегодня», как сказано в книге «Зоѓар», означает Рош ѓаШоно). И затем Тора перечисляет все группы народа Израиля, от «глав колен» до «дровосеков и водоносов», которые стоят «все вместе», независимо от важности своего статуса, совершенно равны перед Всевышним (Дворим, 29: 9-11).

Давайте попробуем углубиться в содержание понятия единства народа Израиля, и как оно соотносится с праздником Рош ѓаШоно. Вспомним, что именно в этот день был создан Адам, первый человек. По этой причине день Рош ѓаШоно в молитве Мусаф называется «Это день начала Твоих деяний». Хотя он был шестым днем Творения, но так как это день, в который был сотворен Адам, когда очевидно «завершились» Его деяния, - все равно он называется «день начала Твоих деяний», в связи с тем, что с созданием человека Творение достигло своей главной цели и совершенства по замыслу Творца.

Целью создания этого мира является «сотворить Всевышнему жилище в нижних [мирах]». И первый человек осуществлял это. После того, как были созданы все творения, он призвал их и сказал: «Приходите, падем, поклонимся и преклоним колени пред Б-гом, Творцом нашим» (Теѓилим, 95: 6). Так они и сделали, и все сказали: «Б-г воцарился, облекся величием, облекся Б-г могуществом, препоясался им» (там же, 93: 1).

Сотворения человека отличается от создания всех других существ мира тем, что Адам был создан один, а не как пара, мужчина и женщина. В отличие от животных и растений, в отличие от всех других видов, которые были созданы в парах или в количестве намного большем, чем единица, человек был создан один (и только потом Всевышний создал Хаву). Один - даже в том смысле, что вместе с ним не был создан другой подвид в категории творений «Человек разумный». В отличие от животных и растений, тысячи видов которых были созданы сразу.

В чем причина того, что человек был создан в единственном экземпляре? Талмуд (трактат «Санѓедрин», 37-38) объясняет: «Почему человек был создан один? Научить, что каждый человек - это целый мир». Как во время сотворения человека Адам был один во вселенной, был единственным представителем рода человеческого в этом мире, так и каждый человек является «целым миром», мир в себе. И так к нему и надо относиться.

Другая причина того, что человек был создан один, тоже приводится в Талмуде: «Для мира среди людей». Человек не может сказать своему ближнему: «Мой отец лучше, важнее твоего отца!» Если бы были созданы несколько «адамов» вместе, то один из их потомков мог сказать другому: «Я выше тебя, потому что мой отец был выше, чем твой отец». И поэтому Б-г создал только одного человека.

На первый взгляд, эти две причины противоречат друг другу. Первая отражает величие человека как индивида, он - «целый мир». А Талмуд говорит: «Как нет двоих людей абсолютно похожих внешне, так нет двоих со схожими мнениями, умом и характером» (трактат «Брохойс», 58а). Так как я сам по себе «целый мир», то «мое мнение» - отличное от твоего, потому что «нет двоих со схожими мнениями», - тоже представляет собой «целый мир». И получается, что эта причина сотворения человека в единственном экземпляре находится в полном противоречии с тем, что это было сделано «ради мира человечества».

Как же примирить между собой эти две причины, объясняющие, почему человек был создан один? Сделать это можно, рассуждая следующим образом: хотя я - «целый мир», да и «нет двоих со схожими мнениями», но это не может «замкнуть» меня на моем мнении, без того, чтобы я выслушал или познакомился с другим мнением, отличным от моего, и даже противоречащим моему собственному. Я должен прислушиваться и уважать мнение другого человека, даже если оно полностью противоречит моим взглядам! Поскольку я знаю, что другой человек тоже является потомком Адама, и, следовательно, он - «целый мир» так же, как и я. Во всяком случае, я обязан учитывать другой подход, рассматривать иное мнение, со всей серьезностью и уважением к «целому миру» другого человека. Именно такой подход приносит «мир человечеству» в полной мере, приводит все сущее к прочному миру.

Тора говорит, что так же, как вы «целый мир», так и ваш ближний тоже «целый мир». Поэтому нужно глубже рассмотреть и вникнуть в суть своего мнения, чтобы увидеть все его преимущества и недостатки, увидеть его ограничения. И в то же время прислушаться к мнению человека, который рядом с вами, и третьего друга - так вы можете принести людям мир в максимальной степени.

Следовательно, две причины создания человека «в одном лице» на Рош ѓаШоно не противоречат друг другу, но, напротив, они дополняют друг друга. Эта формула подлинного мира. Если бы не понятие «целый мир», то невозможно было бы достичь в полной мере «мира среди людей». Такое отношение к ближнему есть выражение любви и исполнение заповеди «возлюби ближнего своего». Хотя он только «ближний», а не вы сами, но вы должны смотреть и любить его «как себя самого». Потому что он «целый мир» в той же степени, что и вы, и его, как вас, создал Б-г, Царь этого мира.

Такие помыслы станут правильной подготовкой к Рош ѓаШоно, дню трубления в шойфар, дню, когда Б-г был коронован Царем мира, дню, когда евреи вспоминают дарование Торы. Ведь готовясь к этому дню, еврейский народ должен встать, как «один человек с единым сердцем». Благодаря этому единству, мы удостоимся благословения, о котором взываем: «Отец наш благослови нас всех вместе, как одного». Когда мы «все, как один», мы получаем «отцовское» благословение на хороший и сладкий год, и в материальном, и в духовном.

Дай Б-г, чтобы мы все были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,31 МБ).

Ницовим, Рош ѓаШана, rosh hashanah, nitzavim, Ницавим, Рош ѓаШоно

Previous post Next post
Up