Канун Шабос главы «Ки совой»
20 элула 5772 года / 7 сентября 2012 г.
Когда в 5689 (1929) году шестой Любавичский Ребе рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон совершил поездку на Святую землю, его путь пролегал через Египет. Во время недолгой стоянки в Александрии в вагон буквально ворвался еврей с большой корзиной, наполненной отборными фруктами и местными, экзотическими плодами. Посетитель, взволнованный до слез, поспешил вручить корзину Ребе.
- Когда я был еще ребенком, - сказал он, - мой дедушка однажды взял меня с собой в Любавичи к вашему святому деду (имеется в виду четвертый Любавичский Ребе, рабби Шмуэль Шнеерсон). Многое поразило тогда меня. Но особенно врезалось в память, как дедушка поднес Ребе корзину с красивыми фруктами в качестве первинок - бикурим. Помню, при этом присутствовали и вы, тогда совсем еще маленький мальчик. Ребе благословил моего дедушку и сказал: «Да будет на то воля Всевышнего, чтобы твой внук так же подносил бикурим моему внуку!» (понятно, что Ребе говорил о вас и обо мне).
С той поры прошло много лет. Так случилось, что судьба забросила меня в Египет, в Александрию. Признаться, я уже почти забыл о той встрече. И вот вдруг я услышал, что поезд с Ребе прибывает в Александрию. Я сразу же вспомнил про то благословение, которое получил мой дедушка, и подумал: «Настал мой час!» Недолго думая, я взял корзину, наполнил ее плодами и поспешил на вокзал. И слава Б-гу, что так сбылось благословение Любавичского Ребе…
Наша недельная глава «Ки совой» начинается с заповеди о бикурим, согласно которой евреям вменялось в обязанность отбирать лучшие из первых плодов урожая и приносить их в Храм. Эта мицва призвана выразить чувство благодарности еврея за изобилие, которым награждает его Всевышний. В отличие от других жертвоприношений, первинки не возлагали на жертвенник, а отдавали коѓенам.
Конечно, каждый еврей-земледелец, вложив много сил и труда и получив хороший урожай, понимает, что он должен благодарить Б-га за благословение, посланное ему свыше. Тора говорит, что недостаточно просто вознести благодарность и принести плоды нового урожая Б-гу, а нужно принести лучшие, самые отборные из них.
Еврей мог бы возразить: «Почему я должен принести Б-гу именно лучшие плоды, ведь я столько трудился для того, чтобы они выросли?» Но на самом деле такие мысли могут возникнуть только у человека, который обманывает себя, говоря: «Сила моя и мощь руки моей составили мне все это богатство» (Дворим, 8: 17). Ему не хватает осознания того, что процветание приходит от Б-жьего благословения: «И ныне, вот я доставил начаток плода земли, которую Ты дал мне, Г-споди» (Дворим, 26: 10).
Довольно легко понять, что такой ропот противоречит простой вере евреев в то, что все исходит от Б-га, потому что если источник всех благ и изобилия - это Всевышний, то естественно отдать Ему первые и лучшие плоды, в знак благодарности за благословение! Эта простая вера живет в сердце каждого еврея, и надо только открыть ее, чтобы она повлияла на повседневную жизнь.
Второе, что мы узнаем из заповеди первинок: плоды не сжигали на жертвеннике в Храме, а отдавали коѓенам. Это не было обычной повседневной едой: подобно всем остальным жертвам, бикурим возносились к Б-гу - но не на жертвеннике, а через коѓенов, которые их съедали. Это учит нас, что даже обычные действия в материальном мире - такие как еда и тому подобное - могут быть освящены и стать частью служения Всевышнему, как жертвоприношение, в ходе которого еврей освящает свои физические потребности и «приносит их в Храм».
Действительно, это одна из основ хасидизма: можно и должно служить Б-гу не только посредством молитвы и изучения Торы, но также через обычные физические действия человека, когда он ест, пьет и зарабатывает себе на жизнь. Однако этот способ служения Г-споду требует, конечно, более серьезной подготовки и глубокого понимания.
В этом духовном смысле исполнение заповеди бикурим возможно также в изгнании, даже за пределами Земли Израиля. Когда еврей от всего сердца благодарит Всевышнего за все изобилие, которое он имеет, понимая, что оно происходит от Б-жьего благословения - «которую Ты дал мне», - то все эти вещи становятся святыми, так что их использование может быть частью служения Б-гу.
И поскольку, принося первые плоды нового урожая, еврей удостаивается благословения снова с радостью исполнить эту заповедь в следующем году, постольку Всевышний дает Свое благословение, чтобы и в следующем году мы смогли исполнить эту заповедь гораздо лучше, с большим удовлетворением и радостью, в соответствии с повелением маалин бакойдеш (добавлять в святости).
И здесь мы подходим к третьему положению, которому нас учит заповедь первинок, - это радость служения Б-гу. Евреи всегда должны испытывать радость. Один из постулатов учения Баал-Шем-Това звучит так: «Евреи рады, что удостоились быть рабами Б-жьими». Существует также ясно выраженное повеление: «Служите Г-споду с радостью!» (Теѓилим, 100: 2). А так как вся суть существования еврея - служить Б-гу, он всегда должен быть веселым. Об этом также говорится в нашей недельной главе: «служить Г-споду, Б-гу твоему, с радостью и добросердечием» (Дворим, 28: 37).
Хотя мы должны с радостью исполнять все заповеди, есть одна мицва, в которой особо подчеркивается важность радости. И это заповедь приношения первых плодов, которая представлена в нашей недельной главе. Когда Тора описывает, как исполнять эту заповедь на практике, она учит еврея: «И радуйся всему благу тому, которое дал Г-сподь, Б-г твой» (Дворим, 26: 11).
Заповедь бикурим представляет собой основу работы по служению Всевышнему. Она повелевает взять «первые плоды земли», отборные фрукты, и принести их в дар Творцу. Несмотря на то, что эта мицва может быть исполнена только тогда, когда существует Храм, и, соответственно, сегодня мы не можем выполнить ее буквально, ее осуществление в духовном смысле, как упоминалось выше, возможно в любое время и в любом месте - даже за пределами Земли Израиля и в изгнании.
Как же заповедь первинок учит нас служить Г-спода с радостью? Сказано: «Когда ты войдешь в землю, которую Г-сподь Б-г твой дает тебе» (Дворим, 26:1). Когда еврей приходит в определенное место, куда приводит его Всевышний, он должен осознавать, что это место, где Б-г поручает ему исполнять законы и заповеди Торы. В духовном смысле это положение относится и к другим странам, как говорил Ребе Цемех-Цедек, третий Любавичский Ребе: «Сотвори здесь Землю Израиля!»
Итак, что должен сделать еврей, когда он приходит в какое-то место? Тора говорит: «Возьми от начатка всякого плода земли, что получишь от земли твоей, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе» (Дворим, 26: 2). «Первые плоды» для Всевышнего еврей должен отдавать из лучшего, не жалея времени и сил, тем самым воздавая хвалу и благодарение за то, что Б-г дал ему «эту землю», изобилие и благословение. На личном уровне это выражается в том, что человек посвящает основную часть дня восхвалению и благодарению Творца. Проснувшись утром, он обращается к Б-гу и говорит: «Благодарю Тебя…» После этого еврей молится и изучает Тору. Только затем он обращается к своей повседневной работе и видит в ней благословение Б-жие.
Но в самой заповеди заключен еще один важный вопрос: ее выполнение в полной мере сопровождается большой радостью, причина которой заключена не только в личных успехах или осуществлении того либо другого благословения. Это счастье является общим и всеобъемлющим: «И радуйся всему благу тому…» - радость, источником которой служит сама суть нашего существования: тот факт, что мы удостоились быть евреями и служить нашему Создателю.
Эта радость охватывает всю нашу повседневную жизнь, все наши действия и поступки. Даже когда еврей занимается своей работой и удовлетворением насущных потребностей, он не перестает испытывать эту радость. Ведь каждую минуту он радуется «всему благу». Это и является одним из самых важных правил, которые следует извлечь из заповеди бикурим - радоваться целый день, весь год и всю жизнь простой радостью, исходящей из самой сути быть евреем - сыном и рабом Царя царей, Святого, да будет Он благословен. И в этой радости мы удостоимся, чтобы Всевышний послал нам хороший и сладкий год, год избавления и счастья!
Загрузить газету в формате PDF вы можете
здесь (904 КБ).