Чтобы принести мир в мир…

Aug 30, 2012 15:05


Канун Шабос главы «Ки сейцей»
13 элула 5772 года / 31 августа 2012 г.

Случилось так, что в день свадьбы одного из своих сыновей «Провидец» из Люблина (рабби Яаков-Ицхок ѓаЛеви Горовиц) молился Минху дольше, чем обычно. Это заставило удивиться его учеников, но никто не осмелился спросить рабби о причинах произошедшего. Во время трапезы раввин сказал: «Конечно, вас удивило, что я столько молился сегодня. Я хочу объяснить вам, почему это было необходимо. За сорок дней до зачатия на Небесах соединяют души будущих мужа и жены (Талмуд, трактат «Сота», 2б), а затем объявляют о времени, когда состоится свадьба, указывая неделю, день и время с точностью до секунд. Когда родители жениха и невесты спешат провести свадебную церемонию до того времени, которое провозгласили Небеса, между ними возникает спор, в результате которого назначенное ими время хупы откладывается, и она пройдет только так, как было запланировано на Небесах. Именно поэтому наши мудрецы говорят: «Нет ксубы без спора» (Иерусалимский Талмуд, трактат «Шабос», 130: 71). Я знал, что назначенное время еще не настало, и чтобы на свадьбе моего сына не было споров и противостояния, я продлил молитву до подходящего момента…»

А вот другая история, связанная со свадьбой. Ее недавно рассказал один раввин из Израиля. Однажды ночью его жена услышала плач на лестничной площадке. Она разбудила мужа и сказала, что возле их двери плачет какая-то девушка. Конечно, раввин попросил жену открыть дверь и пригласить в дом ночную гостью. Ей оказалась молодая женщина, которая всего за несколько дней до этого вышла замуж. Раввин спросил ее: «Что случилось, где ваш жених?» Она ответила, что молодой муж… убежал из дома!


Эта девушка выросла в семье матери-одиночки. Всю свою жизнь она провела в религиозной среде. Когда она достигла брачного возраста, ей сосватали одного ученика иешивы, и все шло хорошо. Когда парень спросил ее об отце, она ответила, что тот живет за границей, и она много лет не видела его. Точнее, она никогда не встречалась с ним, и он не является частью ее жизни. Прошло немного времени и молодые люди поженились.

- Вчера вечером, - продолжала девушка, - один «добрый» человек по секрету сообщил моему мужу, что мой отец араб. Услышав эту новость, муж очень рассердился, и главным образом потому, что почувствовал себя обманутым. Он пришел в ярость из-за того, что я сама до сих пор не рассказала ему правду, собрал свои пожитки и ушел. И теперь я стою здесь…

- Как ты думаешь, - спросил раввин, - где сейчас может быть твой муж?

Девушка назвала адрес его родителей и несколько адресов его друзей. Раввин разбудил одного из своих помощников и сказал ему: «Иди и найди мне этого жениха. Нельзя допустить, чтобы даже одну ночь он не был с молодой женой! Сделай все, чтобы найти его!» Конечно, помощник приложил все свои силы, чтобы выполнить поручение, и через полтора часа жених был доставлен к раввину.

- Если она солгала мне в таком важном деле, то как я могу строить нашу семейную жизнь, в основе которой лежит доверие?! - спросил беглец. - Ведь она с самого начала сказала неправду!

- Она имела на это право, - ответил раввин и продолжал: - Я расскажу тебе одну историю. Примерно тысячу семьсот лет тому назад жил в Вавилонии амора (мудрец Талмуда) по имени Рова. Он был главой академии в Пумбедите - одной из крупнейших иешив того времени, у него были тысячи учеников. Талмуд рассказывает, что однажды пришел к нему молодой человек, у которого мать была еврейка, а отец нееврей. Из-за этого он не мог найти себе невесту, потому что ни одна местная еврейская девушка не хотела выходить за него замуж. Рова сказал ему: «Иди туда, где тебя не знают, и там ты найдешь себе подходящую невесту» (Талмуд, трактат «Йевомойс», 45а, и комментарий Раши там). Отсюда, - заключил раввин свой рассказ сбежавшему жениху, - мы видим: то, что человек скрывает некоторые обстоятельства своей жизни, еще не делает его лжецом…

После долгих убеждений парень, наконец, простил молодую жену и вернулся домой.

…В нашей сегодняшней недельной главе «Ки сейцей» мы узнаем, среди прочего, о запрете обсчитывать, обманывать и обвешивать. В те дни, конечно, не было электронных весов. Взвешивание проводили на рычажных весах, имевших две чаши, с помощью гирь, вес которых был заранее определен. Когда нужно было что-то взвесить, то на одну чашу весов клали товар, а на другую - гири нужного веса.

Тора говорит, что не только запрещено обманывать и обвешивать кого бы то ни было - это понятно, но даже не разрешается хранить дома гири с неточным весом: «Да не будет у тебя в доме твоем меры двоякой, большой и малой» (Дворим, 25: 14). Потому что если они находятся в доме, то возможна такая ситуация, когда кто-то по незнанию может ими воспользоваться. И чтобы этого не произошло, никто не должен хранить предмет, который может привести к обману по ошибке.

Кроме того, Тора говорит: «Отдались от лжи» (Шмойс, 23: 7). То есть, не только самому неправильно лгать, но человек должен держаться подальше от всего ложного. А если это так, то как же Рова мог посоветовать тому парню пойти в город, где никто не знает, что его отец нееврей?

Ответ на этот вопрос таков: действительно, Тора требует от человека всегда говорить только правду, но у любого правила есть исключения. Бывают случаи, когда он имеет право сказать неправду. Талмуд (трактат «Бава меция», 23б) утверждает, что позволяется изменять свои слова и говорить то, что не соответствует действительности в трех случаях:

• В том, что касается изучения Торы. Когда спрашивают человека, знает ли он хорошо тот или иной трактат Талмуда, разрешается из скромности ответить отрицательно.

• В интимной сфере, когда спрашивают о чем-то, касающемся отношений между мужем и женой. Желательно не говорить об этом с другими людьми. Именно поэтому принято, например, вначале скрывать беременность, пока она еще не заметна.

• В сфере гостеприимства. Мудрецы объясняют это по-разному. Рамбам считает, что гостю не следует сообщать, у кого он остановился, чтобы не пришли другие к тому же хозяину и не затруднили его приемом многочисленных гостей. Раши утверждает: если есть опасение, что к этому же хозяину, услышав о его гостеприимстве, придут люди недостойные, и тот понесет ущерб, принимая их, то гостю разрешается сказать, что его приняли не очень хорошо.

Еще один пример. Если вас спрашивают, приглашены ли вы на вечеринку, а вы знаете, что услышав от вас положительный ответ, другой человек, в лучшем случае, будет сердиться и завидовать, а в худшем - попытается заставить принимающую сторону пригласить и его, то вам разрешается не говорить правду.

Кроме того, есть еще более серьезная причина, по которой Тора в некоторых ситуациях не только позволяет изменить истине, но даже приказывает говорить неправду - это мир между человеком и его ближним, между мужем и женой. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира - мицва, а не просто нечто разрешенное (Талмуд, трактата «Йевомойс», 65б).

Мидраш («Авот дерабби Натан», 12: 3) рассказывает об Аѓароне-первосвященнике, который постоянно занимался восстановлением мира между супругами. Когда он слышал, что какая-то семейная пара часто ссорится, то он приходил к жене и говорил ей, что ее муж очень сожалеет о том, что обидел ее, а на самом деле он ее очень любит. Затем Аѓарон шел к мужу и говорил ему, что жена его очень любит, и ей жаль, что они поссорились. Так он восстанавливал мир и единство между супругами, и когда после этого в семье рождался мальчик, то они называли его Аѓароном - конечно, в честь Аѓарона-первосвященника.

Откуда нам известно, что ради мира мы имеем право говорить неправду? Мы учимся этому у Самого Всевышнего. В Книге Брейшис говорится, что Сара с недоверием восприняла известие о том, что родит сына от Авраѓама: «И засмеялась Сара про себя, говоря: «После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар» (Брейшис, 18: 12). Б-гу не понравилось то, что Сара усомнилась в Его словах, и, обращаясь к Авраѓаму, Всевышний говорит: «Почему смеялась Сара, говоря: «Подлинно ли рожу? А я состарилась».

Раши объясняет: «Писание изменило ее слова ради мира». Сара не сказала: «Я стара», она сказала: «И господин мой стар». Однако Всевышний для сохранения мира между супругами изменил слова Сары, передавая их Авраѓаму, чтобы тот не обиделся на свою жену, которая думает, что в возрасте 99 лет он уже слишком стар для того, чтобы произвести на свет потомство… Так Тора совершенно ясно дает нам понять, что изменить правде во имя мира - это мицва.

Но почему? Разве заповедь говорить правду можно отменить? Часто в жизни случается так, что два повеления Торы, как бы «сталкиваются» друг с другом, исполнение одной заповеди не позволяет выполнить другую. В этих случаях вопрос решается в пользу той, которая важнее. Поэтому когда заповедь говорить правду вступает в противоречие с заповедью сохранения мира, ее исполнение отменяется, потому что мир - это высшая ценность, как пишет Рамбам: «Велик мир, и Тора была дана, чтобы установить мир во всем мироздании» («Законы Хануки», 4: 14). А Любавичский Ребе добавляет: «Цель и назначение каждой заповеди Торы - принести мир в этот мир».

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (852 КБ).

Ки теце, Ки сейцей, ki seitzei

Previous post Next post
Up