Повторение - мать… Избавления!

Aug 09, 2012 12:05


Канун Шабос главы «Эйкев»
22 менахем-оваа 5772 года / 10 августа 2012 г.

Раввин Исроэль-Меир Лау, бывший главный раввин Израиля, а ныне главный раввин Тель-Авива, оказался одним из самых маленьких заключенных Бухенвальда. Лишившись родителей, пятилетним мальчиком он остался на попечении своего старшего брата Нафтоли, который и сам был всего лишь 13-летним подростком. Когда они были переведены из концлагеря в Ченстохове (Польша) в Бухенвальд, Лулеку (так ласково называли родные Исроэля-Меира) было около семи лет. Он был такой худой и маленький, что старший брат сумел спрятать его в сумке и провезти с собой. Нафтоли боялся, что один малыш точно пропадет. Однако если бы немцы его обнаружили, то оба были бы немедленно расстреляны.

Сам лагерь был разделен на несколько блоков, часть из которых занимали заключенные-евреи, а в остальных размещались русские военнопленные и заключенные других национальностей. К ним относились немного лучше, чем к еврейским узникам лагеря. Брат раввина Лау сумел переправить его в блок к русским заключенным, и там заботу о мальчике взял на себя 17-летний парень по имени Федор. Однажды он украл несколько картофелин, чтобы тайно сварить суп для малыша, а в другой раз из распущенного свитера одного умершего в госпитале заключенного связал шапочку, чтобы у ребенка не мерзли уши. Они всей душою привязались друг к другу. Восемь месяцев Федор самоотверженно заботился и оберегал Лулека…

И вот настал долгожданный день освобождения. Заключенные узнали о том, что американские войска подходят к лагерю, и подняли восстание. Немцы вели огонь со сторожевых вышек. Многие узники были убиты у самых ворот лагеря, так и не дожив до свободы… В этот опасный момент, Федор толкнул мальчика на землю и, рискуя жизнью, закрыл своим телом.

После освобождения Нафтоли вместе с младшим братом репатриировался в Израиль, а Федор вернулся к себе на родину. Так их пути разошлись… На протяжении шестидесяти лет раввин Лау искал русского заключенного, который спас его в концлагере. Однако он даже не знал его фамилии. Человек по имени Федор, родом из Ростова - вот все, что ему было известно. Он даже просил содействия в поисках у российских властей, но так и не смог найти в Ростове того самого Федора.

И лишь после того, как были открыты немецкие архивы, в том числе и архивы концлагеря Бухенвальд, профессор Мичиганского университета (США) нашел документ, в котором немцы писали, что нужно разобраться в причинах столь подозрительного поведения русского пленного Федора Михайличенко, так старательно опекавшего еврейского мальчика по имени Лулек. Профессор, после длительного исследования, обнаружил, что еврейский мальчик, о котором шла речь, - рав Исроэль-Меир Лау!

Результаты своей работы профессор опубликовал в прессе, так раввин Лау узнал фамилию своего друга. Он немедленно связался с посланником Любавичского Ребе в Ростове, который сообщил в синагоге, что ищут человека по имени Федор, бывшего узника Бухенвальда. Среди прихожан ростовской синагоги нашелся друг детства Федора. Он и сообщил, что Федор уже умер, но в городе живут его дочери. Раввин Лау пригласил дочерей Федора в Израиль, так как хотел, чтобы вся семья познакомилась с потомками его спасителя.

Во время встречи в Тель-Авиве раввин Исроэль-Меир Лау, указывая на свое многочисленное семейство (8 детей, 50 внуков и четыре правнучки на то время - 2009 год), сказал: «Все благодаря вашему отцу. Если бы не Федор, этих людей на свете не было бы!» Затем в мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» состоялась церемония награждения Федора Михайличенко, которому посмертно было присвоено звание «праведника народов мира»…

Я захотел рассказать эту историю именно на этой неделе, когда мы читаем главу «Эйкев», содержащую вторую часть молитвы Шма, которую каждый еврей произносит дважды в день - утром и вечером. Первая часть, которую мы читали в предыдущей главе, начинается словами «Шма, Исроэль - Слушай, Израиль…» (Дворим, 6: 4-9). Вторая часть Шма начинается словами: «И будет: если внимать будете заповедям Моим…» (Дворим, 11: 13). Сравнение текста двух глав приведет нас к интересному открытию: в первой части Всевышний повелевает нам исполнять заповеди о тфилин и мезузе, а в конце нашей сегодняшней недельной главы Он снова указывает на важность исполнения этих заповедей. Мы знаем, что в Торе не бывает лишних стихов, каждое слово имеет свое значение. Почему же повторяются дважды одни и те же самые заповеди?

Дело в том, что во второй части Шма упоминается вероятность того, что евреи будут изгнаны со своей земли. Сыны Израиля, услышав о голусе, спросили у Б-га: «Как мы будем жить среди иных народов? Кто позаботится о нас в годы изгнания? Где тот «Федор», который спасет и защитит нас?» В ответ Тора снова упоминает заповеди о тфилин и мезузе. Раши говорит: «Также и после вашего изгнания отличайте себя заповедями - возлагайте тфилин, прикрепляйте мезузы, чтобы они не были вам новшеством, когда вы возвратитесь» (комментарий на Дворим, 11: 18). То есть, Всевышний говорит Израилю: у вас есть два средства, которые будут охранять вас в изгнании, - тфилин и мезуза.

Все знают, что мезузы на дверных косяках защищают семью, живущую в этом доме. Поэтому одно из объяснений Имени Всевышнего Ша-дай, написанного на внешней стороне мезузы, таково: это аббревиатура слов шоймер длатойс Исроэль - «страж дверей Израилевых». А о тфилин в Талмуде (трактат «Брохойс, 6а) говорится: «И увидят все народы земли, что Имя Г-сподне наречено над тобою, и убоятся они тебя» (Дворим, 28: 10) - рабби Элиэзер ѓаГодоль объясняет: «Это головные тфилин». То есть, когда еврей накладывает тфилин, ужас и страх поражает его врагов. И поэтому Б-г говорит нам, что даже в изгнании Он дает сынам Израиля два оберега, которые будут как «щит, охраняющий от бедствий» («Пиркей овойс, 4: 11).

Это для тех евреев, которые были «изгнаны в Землю Египетскую» (Ишаяѓу, 27: 13) и обращены там в рабство. А для тех, кто «затерялся в Ассирии» (там же), кто находится в изгнании в «царстве благодати», как в Соединенных Штатах? Там также нужны обереги, чтобы защитить себя от ассимиляции. Для того чтобы сохранить еврейское самосознание, остаться евреями, нам даны два защитника: тфилин и мезуза. Мезуза на двери показывает всем, что это еврейский дом. Она также напоминает каждому, в каком доме он живет. А тфилин - это ежедневное напоминание еврею о том, что он еврей, они укрепляют наши отношения с Б-гом. Неслучайно Любавичский Ребе включил в список десяти мивцоим («военных кампаний», так Ребе назвал деятельность хасидов Хабада по усилению соблюдения евреями всего мира десяти особо важных мицвойс) эти две заповеди: ведь они предназначены для укрепления еврейского самосознания в изгнании.

Кроме того, соблюдение заповедей тфилин и мезузы в голусе является не только обязанностью, но и… обещанием! Ведь для того, чтобы еврей мог выполнять заповедь о мезузе, он должен иметь свой собственный дом. А для того, чтобы исполнить заповедь тфилин, он должен быть в состоянии душевного равновесия, так как если он чем-то слишком озабочен, то не сможет сосредоточиться на исполнении заповеди. Всевышний заверяет нас, что когда мы будем в изгнании, мы не превратимся в «кочевников», не станем бездомными скитальцами. Даже в голусе, у нас будут свои дома и, дай Б-г, нам достанет душевного спокойствия исполнить заповедь тфилин во всей ее полноте.

Поэтому, когда Тора повторяет снова во второй части Шма заповеди о тфилин и мезузе, то мы воспринимаем это как добрую весть и наилучшее обещание, которое мы могли бы получить. Даже во тьме изгнания, при любых обстоятельствах Всевышний предоставит нам возможность исполнять эти заповеди. А в заслугу их исполнения наступит полное и окончательное Избавление - с приходом нашего праведного Мошиаха, да случится это вскорости, в наши дни!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (1,01 МБ).

eikev, Эйкев, Экев

Previous post Next post
Up