Каждый ребенок - добавление к величию Творца!

Apr 21, 2021 13:12


Канун Шабос главы «Ахарей мойс-Кдойшим»
11 ияра 5781 года / 23 апреля 2021 г.

Несколько лет назад в Китае был изменен очень важный закон, связанный с народонаселением. С 1979 года в стране проводилась демографическая политика «Одна семья - один ребенок». Гражданам разрешалось иметь не больше одного ребенка на семью, исключая случаи рождения близнецов. Для рождения второго ребенка требовалось специальное разрешение. Двух детей на одну семью позволяли иметь деревенским жителям при условии, что первый ребенок - девочка. Политика по ограничению рождаемости зависела от провинции и проводилась менее строго в отношении национальных меньшинств. Для более эффективного проведения установленного курса государство ввело целую систему поощрений и штрафов. К тому же повсеместно стали легкодоступными операции по искусственному прерыванию беременности. Таким образом власти, опасаясь демографического взрыва, который создал бы трудности для экономики страны, отказывали гражданам в самом основном праве, которым обладают люди - иметь столько детей, сколько они хотят.

К концу 1990‑х годов контроль над рождаемостью действительно помог достичь поставленной цели: прирост населения замедлился. Однако провозглашенная политика явно не учитывала долгосрочных последствий. Ограничение рождаемости привело к резкому изменению возрастного состава населения: уменьшилось количество молодых людей работоспособного возраста. К тому же стало некому взять на себя заботу о стареющем населении, которое в несколько раз превысило молодое. Кроме того, изменилась структура населения и состав типичной семьи. В стране рождалось все меньше девочек (китайцы стремились заводить исключительно сыновей - наследников), что по прошествии 20-30 лет привело к сокращению количества молодых женщин детородного возраста. Соответственно изменилось соотношение мужского и женского населения этих возрастных групп, что породило сложности для создания семьи у десятков миллионов китайских мужчин. В конце концов, были нарушены социальные связи, традиционно большие китайские семьи лишились многочисленных братьев и сестер, как родных, так и двоюродных, а также теть, дядьев и других родственников… Все это внесло серьезные изменения в китайское общество!

Осознав негативные результаты политики одного ребенка, власти начали ослаблять ограничения рождаемости, позволив парам, где хотя бы один из супругов является единственным ребенком в своей семье, заводить второго ребенка. Однако на практике вступившие в силу законодательные акты пока ни к чему не привели. В 2019 году в стране была зафиксирована самая низкая рождаемость за всю ее историю. Китаю потребуется много времени, чтобы решить свои демографические проблемы…

* * *

В иудаизме многие заповеди имеют определенное время, когда они должны быть выполнены. Например, обрезание должно быть сделано на восьмой день после рождения, как сказано в Торе: «А на восьмой день обрезана будет крайняя плоть его» (Ваикро, 12: 3). Однако когда наступает восьмой день, возникает вопрос, в какое именно время следует исполнить эту заповедь. Закон повелевает совершить обряд в течение всего восьмого дня. Но человек, у которого есть возможность сделать это утром или вечером, задается вопросом, имеет ли значение, в какое время будет сделано обрезание?


В Ѓалохе есть понятие «Расторопные спешат к заповедям». Еврей, который любит мицвойс, поспешит и исполнит их при первой же возможности. Например, заповедь нетилас лулав (благословение четырех растений) в праздник Суккос можно исполнять в продолжение всего дня, но рассказывают, что были праведники, которые не спали всю ночь, ожидая первого момента, когда можно исполнить эту мицву, чтобы сделать это, не откладывая. В Талмуде (трактат «Псохим», 4а) говорится, что пример такого поведения показал нам праотец Авраѓам. Когда Б‑г повелел ему совершить жертвоприношение Ицхока, сказано: «И поднялся Авраѓам рано утром» (Брейшис, 22: 3). «Поторопился исполнить повеление», - объясняет Раши. Авраѓаму было тяжело принести в жертву своего единственного сына, но он исполнял волю Всевышнего с расторопностью, потому что его душа и мысли были переполнены великой любовью к Создателю.

Наши мудрецы, объясняя вышеуказанное понятие, указывают еще на другое место в Торе, связанное с праздником Песах. В недельной главе «Бой», говоря о заповеди есть мацу, Тора предупреждает: «И берегите пресные хлебы». Раши продолжает: «Чтобы они не стали квасными». То есть, надо изготавливать мацу как можно быстрее, чтобы тесто не заквасилось. Но поскольку слова маца и мицва на иврите состоят из одних и тех же букв, Раши объясняет: «Читай не мацойс, «пресные хлебы», а мицвойс, «заповеди»: подобно тому, как не дают закваситься пресному хлебу, так не дают «закваситься», т. е. не упускают возможности исполнить заповедь. Если тебе представился случай, исполни заповедь без промедления» (Шмойс, 12: 17).

И поэтому на вопрос о том, когда проводить обряд брис-мило, ответ будет: «Расторопные спешат к заповедям», - при первой же возможности, когда мицва может быть соблюдена, прямо утром восьмого от рождения дня. Но здесь надо учесть еще одно соображение, о котором говорит царь Шломо: «Во множестве народа - величие царя» (Мишлей, 14: 28). Значимость царя оценивается по тому, как много людей собирается в его честь. Именно так и происходит в повседневной жизни. Если вы хотите знать, насколько популярен президент, и особенно в год выборов, узнайте, сколько людей пришло на митинги в его поддержку. И чем больше число участников, тем более он уважаем. Наши мудрецы говорят, что то же самое и с Царем царей - Всевышним. Мы выказываем особое уважение Создателю, когда исполняем Его заповеди «во множестве народа».

Мы находим это соображение в порядке исполнения мицвы трубления в шойфар в Рош ѓаШоно. Мы трубим перед Мусафом и затем дополнительно в ходе этой молитвы. Талмуд (трактат «Рош ѓаШоно», 32б) спрашивает, почему бы не сделать это раньше - во время утренней молитвы, ведь у нас есть правило «Расторопные спешат к заповедям»?! И дается объяснение: поскольку во время молитвы Мусаф, которая проходит позже, в синагоге собирается больше людей, то можно исполнить мицву в соответствии с положением «Во множестве народа - величие царя», что имеет решающее значение.

Мы также придерживаемся этого закона в связи с чтением Свитка Эстер на праздновании Пурима. Если у еврея дома есть кошерная Мегила, и он понимает смысл чтения, то он может читать ее дома, и ему не нужно ходить для этого в синагогу, потому что по закону для этого не обязательно собирать миньян. И все же закон предписывает утрудиться и пойти в синагогу, хотя дети шумят и мешают слушать. Потому что «Во множестве народа - величие царя».

Когда дело доходит до обряда обрезания, возникает та же дилемма: лучше провести его утром, даже если будет присутствовать лишь небольшое количество людей, и исполнить повеление мудрецов: «Расторопные спешат к заповедям», либо отложить до вечера, когда люди возвращаются с работы, и ясно, что гораздо больше евреев смогут участвовать в церемонии и исполнить повеление царя Шломо «Во множестве народа - величие царя». Точнее, вопрос в том, что важнее: личная потребность выразить свою любовь к мицве и немедленно ее исполнить при первой возможности, или лучше победить свои страсти и отложить это на вечер, чтобы в этом участвовало больше евреев, ибо так добавляется величие Царя - Всевышнего. Ответ на это - более правильно, во имя Небес, позаботиться о том, чтобы больше евреев участвовали в мицве. Любавичский Ребе постоянно подчеркивает, что лучше отложить обряд для того, чтобы больше евреев имели право участвовать в этой заповеди. Более того, в нашей недельной главе мы читаем об особом служении первосвященника в Йом-Кипур и о том, что кульминацией этого служения было его вхождение в Святая святых. Мидраш, комментируя стих в начале главы: «С этим войдет Аѓарон в Святилище…» (Ваикро, 16: 3), спрашивает: «По какому праву Аѓарон входит в Святая святых? - и отвечает: - Заслуга обрезания вступала вместе с ним» («Шмойс рабо», 38: 8). Ребе говорит, что заповедь обрезания - это образец входа в Святая святых. Поэтому когда есть возможность позволить евреям вкусить немного Святая святых, несомненно, что обряд брис-мило должен быть отсрочен, чтобы большее количество евреев смогло пережить какую-то долю того, что испытывал первосвященник в Йом-Кипур.

…Говоря о поощрении деторождения, можно сказать, что помимо всех веских причин для рождения детей, есть и то, о чем говорил царь Шломо: «Во множестве народа - величие царя». Чем больше людей в мире Б‑га, тем над большим количеством людей Он властвует. А если учесть, что каждый человек вносит свой уникальный вклад в человечество, и о каждом Б‑г говорит: «Дело рук Моих для прославления» (Ишаяѓу, 60: 21), то есть Всевышний гордится Своими творениями, то совершенно ясно, что каждый человек добавляет в величие Б‑га. Таким образом, с каждым рожденным ребенком величие Творца становится больше, чем это было в момент до этого. Поэтому так как мы радуемся рождению ребенка, так и даже более того радуется этому Всевышний.

Мне хочется закончить историей о еврейской женщине, беременной пятым ребенком. Как-то когда она работала в своем саду, через забор заглянул сосед и крикнул: «Что? Еще один? Сколько же детей ты собираешься родить?» Раньше она слышала этот вопрос много раз, и тут, ни на минуту не задумываясь, ответила: «Шесть миллионов…»

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (807 КБ).

Ахарей мойс-Кдойшим, acharei mot-k'doshim, Ахарей мот-Кдошим

Previous post Next post
Up