Всевышний всегда с нами - даже в изгнании!

Apr 28, 2021 12:59


Канун Шабос главы «Эмойр»
18 ияра 5781 года / 30 апреля 2021 г.

Во время одного из своих визитов в Одессу мой дорогой друг г‑н Юлий Эдельштейн, нынешний министр здравоохранения Израиля, бывший спикер Кнессета, рассказал мне историю из тех дней, когда он был узником Сиона. Юлий родился в Черновцах. Его связь с еврейством ограничивалась детскими воспоминаниями о том, как он со своим дедом пробирался потайными переулками, чтобы купить мацу. Когда его деду исполнилось семьдесят, тот решил выучить иврит. Дед попросил у знакомого русско-ивритский словарь, и поскольку словарь ему дали всего на несколько дней, он скопировал от руки все 28 тысяч словарных статей (!) в несколько тетрадей и начал изучать иврит. Тогда иврит не интересовал Юлия, но в 1978 году, через год после смерти дедушки, убирая в его комнате, он нашел эти тетради и, восприняв это как завещание, взялся учить иврит. В 1979 году он переехал в Москву, присоединился к активистам борьбы за выезд евреев из СССР и сблизился с последователями Хабада, которые тогда действовали в подполье. Тогда же он начал работать учителем иврита. В 1982 году на Симхос-Тойре - праздник, в который обычно тысячи евреев приходили в московскую Хоральную синагогу, - Юлий организовал хор, исполнивший еврейские песни перед огромным собранием евреев, и КГБ это очень не понравилось.


В 1983 году агенты КГБ ворвались на его урок иврита, забрали Юлия и его учеников в отделение милиции, конфисковали учебники и записи и предупредили, что в следующий раз, если его поймают за этим занятием, он так просто не отделается. В августе 1984‑го гэбэшники пришли с обыском к нему домой и арестовали его под предлогом того, что нашли наркотики. Они даже не удосужились доказать, что что-то нашли, его арестовали, а затем приговорили к трем годам лишения свободы. В 1987 году он был освобожден, но тяжелый труд в суровых условиях серьезно подорвал его здоровье. Во время пребывания в тюрьмах Бурятии и колонии в Новосибирской области Юлий не имел никакой связи с внешним миром и даже не догадывался, что стал всемирно известным, что его фотографию печатают во всех газетах и все требуют его освобождения.

Выступая в 2019 году перед финалистами Международной викторины знатоков Танаха среди молодежи, проходившей под девизом «Вместе колена Исраэля», Юлий хотел подчеркнуть, что означает единство народа. Он рассказал, что однажды, когда он, замерзший и уставший, вернулся после изнурительного рабочего дня в лесу, надзиратель, отвечавший за дисциплину в тюрьме, вызвал его и сказал: «Мой сейф полон писем, присланных тебе со всего мира, - а затем добавил с садистской улыбкой: - Поскольку закон гласит, что заключенному не разрешается получать письма из-за границы, ты не получишь ни одного из них». Надзиратель собирался подразнить его, но Юлий рассказывал, что в те моменты не было человека счастливее, чем он! Ведь неожиданно выяснилось, что все думали о нем и заботились. Действительно, он никогда не увидел этих писем, но, уехав из СССР, по всему миру встречал впоследствии людей, которые говорили, что писали ему.

По приезду в Израиль, журналист спросил его, как он справлялся с одиночеством в местах лишения свободы, но Юлий ответил, что никогда не чувствовал себя одиноким. Весной 1984 года, в те дни, когда Эдельштейн и тысячи советских евреев боролись за свои права, в далеком Нью-Йорке прошел парад Лаг боОймер перед резиденцией Любавичского Ребе «Севен-севенти». Ребе участвовал в параде и выступал перед тысячами хасидов, собравшихся на праздник. Среди прочего он говорил о евреях Советского Союза, которые в те дни сталкивались с огромными трудностями, пытаясь жить еврейской жизнью. Ребе сказал, что настанет день, когда откроется «железный занавес», и выйдут на свободу семьи, воспитывавшие детей, которые знали, как произнести Шма и Модэ ани (короткая молитва, произносимая сразу после пробуждения), и, что самое важное, детей, испытывающих еврейскую гордость. Затем Ребе спросил: «Где эти дорогие евреи находят в себе силы противостоять всем испытаниям? Ответ на этот вопрос дает нам великий мудрец и кабалист Рашби - рабби Шимон бар Йохай, йом ѓилула (день вознесения души) которого приходится на Лаг боОймер: «Приди и посмотри, как любим Израиль. Всюду, куда бы евреи не шли в изгнание: в Египет… Вавилон, Эдом - Шхина шла вместе с ними» (Талмуд, трактат «Мегила», 29а).

Ребе объяснил, что сыны Израиля в изгнании находятся в таком положении, когда Б‑г не пребывает в Своем дворце в высших мирах и оттуда смотрит, что с ними происходит, но «Шхина с ними» - Всевышний также вместе с евреями в изгнании. Поэтому и в голусе у них есть всесторонняя помощь и поддержка Творца, все, что им нужно, чтобы быть в состоянии исполнять законы и заповеди Торы. Вот почему Юлий Эдельштейн сказал, что никогда не чувствовал себя одиноким. Б‑г находился в Сибири вместе с ним и никогда не покидал его - ведь Создатель пребывает в изгнании рядом с каждым евреем.

Ребе процитировал из книги «Зоѓар» (конец главы «Бехукойсай») слова рабби Элазара, сына Рашби, который добавляет к словам своего отца, комментируя стих «Я ими не пренебрег и их не отверг, чтобы их истребить» (Ваикро, 26: 44) Слово лехалойсом («истребить») созвучно слову лехало («к невесте»). Это означает, что Б‑г не устал от евреев, потому что община Израиля - Его «невеста», и Творец относится к нам, как жених к невесте. Рабби Элазар сравнивает состояние евреев в изгнании с положением мужчины, который любит женщину, живущую на кожевенном рынке. Каждый, кто когда-либо находился рядом со шкурами животных, знает, что они источают очень неприятный запах. Если бы этой женщины не было там, он бы никогда не пошел туда, но сила его привязанности к невесте столь велика, что, несмотря на дурной запах, царивший на этом рынке, он не только не ощущает его, но и воспринимает как лучший аромат в мире. Евреи находятся в изгнании, похожем на рынок, где много неприятных запахов, много косых взглядов и образов жизни, которые плохо пахнут, но любовь Б‑га к «невесте», общине Израиля, так велика, что Ему кажется, что это лучший аромат в мире.

Почему? Ответ мы находим в нашей недельной главе «Эмойр», где Тора говорит: «И быть Мне святому среди сынов Исраэля» (Ваикро, 22: 32). Мы получаем повеление «освятить Имя Всевышнего». Еврей, живший в Советском Союзе, ходил в синагогу на Симхос-Тойре, сознавая, что он может потерять работу, и тем не менее он приносил эту жертву. Еврей, ничего не знающий об иудаизме, тем не менее впервые в жизни надевал тфилин. Это и есть освящение Имени Всевышнего, «благоухание для Б‑га». Именно это и заставляет Творца любить свою «невесту» даже тогда, когда она живет на «кожевенном рынке». И, возможно, это еще одна причина празднования Лаг боОймера. Очевидно, что есть много еврейских мудрецов, день смерти которых мы даже не знаем. Почему же именно йом ѓилула Рашби весь народ Израиля празднует две тысячи лет спустя. Возможно, потому что он открыл нам любовь Создателя к народу Израиля, объяснив, что «всюду, куда бы евреи не шли в изгнание… Шхина шла вместе с ними».

Дорогие читатели, верный способ завоевать любовь Всевышнего - проявлять любовь друг к другу. Поэтому мы отмечаем Лаг боОймер не в молитвах или изучении Торы, а именно на пикнике, исполняя сказанное: «Как хорошо и как приятно быть братьям вместе!» (Теѓилим, 133: 1). И когда мы объединяемся, это вызывает любовь Б‑га к народу Израиля. Затем «жених» прибывает на «кожевенный рынок», чтобы навестить «невесту». Мы все приглашены на этой неделе (в четверг вечером и в пятницу) на праздник Лаг боОймер на «рынке», где мы встретимся с «женихом», Царем царей - Всевышним. Приходите, мы вас ждем! Веселого Лаг боОймера!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (831 КБ).

emor, Эмор, Эмойр

Previous post Next post
Up