Слова, имеющие огромную силу

Apr 14, 2021 13:35


Канун Шабос главы «Тазрия-Мцойро»
4 ияра 5781 года / 16 апреля 2021 г.

Были времена, когда Ребе Цемах-Цедек (рабби Менахем-Мендел Шнеерсон, третий Любавичский Ребе) заранее писал проповедь, которую намеревался произнести перед хасидами в Субботу. Когда накануне Субботы он отправлялся в микву, то клал листы с написанным под подушку на своей кровати. Один из внуков, заметив это, воспользовался возможностью взять рукопись, внимательно ее изучил, а затем положил на место. С того момента он стал делать так каждую неделю - до тех пор, пока однажды он не положил статью не совсем на то же место, с которого ее взял. Когда Ребе заметил это, то понял, что произошло, и попросил ребецн Хаю-Мушку, свою супругу, на следующей неделе посидеть в его комнате в то время, пока он будет в микве.

Ничего не подозревавший внук, как обычно, накануне Субботы зашел в комнату Ребе и был удивлен, увидев там свою бабушку-ребецн. Он был очень смущен, и ему пришлось немедленно выдумывать причину своего прихода… И тогда он сказал, что пришел поговорить с ней о неприятности, которая произошла в тот день с его женой, когда та пошла покупать рыбу к субботней трапезе у рыбака Нафтоли. После того, как жена выбрала понравившуюся ей рыбу, Нафтоли забрал ее, сказав, что у него есть обязательства перед более важными семьями, чем она, которым он продаст эту прекрасную рыбу. Его жена была очень обижена, и, вернувшись домой, много плакала из-за нанесенного ей оскорбления. Ребецн посочувствовала его горю, добавив, что некоторые страдают от того, что есть люди, поведение которых не соответствует моральным нормам. Внук с нетерпением ждал момента, когда он сможет выйти из комнаты. Ведь если дедушка вернется, то сразу узнает, что это он брал статью каждую неделю. Но он не мог осмелиться прервать разговор, пока не пришел Ребе…

Когда Цемах-Цедек вошел в комнату, ребецн велела внуку еще раз рассказать о том, что случилось с его женой в рыбной лавке. Внук начал рассказывать, но Ребе сразу же остановил его и сказал: «Лошон ѓоро, лошон ѓоро! - и добавил: - Позволь мне рассказать тебе, что такое лошон ѓоро - злословие».

Я хотел бы поделиться с вами объяснением, которое привел тогда Ребе Цемах-Цедек. Основатель хасидизма рабби Исроэль Баал-Шем-Тов истолковал стих: «От всех преступлений моих избавь меня, не предавай меня на поругание негодяю» (Теѓилим, 39: 9), согласно тому, что сказано в Мишне: «И взыскивают долги - с ведома человека или без ведома» («Пиркей овойс», 3: 16). Это означает, что так же, как по законам земного царства, когда человек подвергается судебному разбирательству, готовится обвинительный акт, и его спрашивают, подтверждает ли он факты, точно так же проходят судебные процессы Царства Небесного. Но кто тот человек, который сочтет себя виновным?! Поэтому сверху ему посылают кого-то, кто сделал что-то похожее на то, что совершил он сам, и когда он осуждает его, то не замечает, что на самом деле выносит приговор самому себе. В этом заключается смысл вышеприведенной мишны: человек сам решает, что согрешил, но это делается «без его ведома», потому что он не замечает, что решение принимает он сам. И в этом же смысл стиха «От всех преступлений моих избавь меня». Как я спасусь от всех моих преступлений? Посредством «не предавай меня на поругание негодяю», что означает, что я не буду ругать злодея и говорить, что он сделал подлость, потому что тогда я тем самым вынесу приговор самому себе. Ибо, если я не буду осуждать злодея, то буду спасен «от всех моих преступлений».

В пирамиде живых существ человек находится на самой вершине. Его «титул» в Кабале - медабер, «говорящий», хотя его превосходство состоит, прежде всего, в том, что он обладает разумом. Однако кабалисты характеризуют человека не как «разумного», а как «говорящего». Верно, что способность говорить - одно из внешних проявлений ума. Однако учение хасидизма объясняет, что речь выражает внутреннюю сущность души, потому что только через нее проявляется неограниченная способность души, которая не закреплена, чтобы оставаться внутри себя, но может также выходить наружу и общаться с другими. Вот почему человека называют «говорящим». Речь обладает огромной силой влияния как на других людей, так и на себя.

…В главах Торы «Тазрия» и «Мцойро», которые мы читаем на этой неделе, перечислены типы пятен цораас, которые появляются на теле человека, на его одежде или стенах его дома как наказание за злословие. Лошон ѓоро - один из самых серьезных грехов. Наши мудрецы считают, что он равносилен по своей тяжести трем самым тяжким - идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию - вместе! Детально описывая серьезность клеветы, обычно подчеркивается огромный ущерб, который она наносит другому человеку, тому, о ком говорят. Но в нашей главе, когда мы читаем о повреждениях, мы находим особый акцент на вреде, который злословие причиняет самому говорящему. Речь идет не только о пятнах, появляющихся на его одежде, или ранах на его коже. Но особенно это затрагивает его душу, уводит ее в глубины зла и нечистоты. Злословие приводит самого говорящего в негативное состояние даже тогда, когда другой человек не пострадал. Сам факт того, что человек насмехается, злословит или пустословит, тянет его вниз. Не стоит недооценивать всю серьезность этого и думать, что это просто разговоры… Речи, слухи, сплетни, суды да пересуды, толки-кривотолки - это определенно не просто разговоры, это гораздо больше… Наши слова имеют огромную духовную силу!

Закончить хочу одной поучительной историей. Рассказывают, что рабби Исроэль-Меир ѓаКоѓен Каган из Радина, известный по названию одной из его книг как Хофец-Хаим, однажды возвращался из иешивы домой. Вдруг рядом с ним остановилась повозка, и сидевший в ней незнакомец спросил: «Где живет великий цадик Хофец-Хаим?» Рабби Исроэль-Меир показал ему дорогу к своему дому, а затем, в силу своей большой скромности, произнес: «Хофец-Хаим не такой уж великий праведник, как кажется…» Приезжий рассердился на оскорбительное выражение, которое услышал, и ударил рабби Исроэля-Меира. Вечером, войдя в комнату рабби и обнаружив, что это был тот самый человек, которого он ударил утром, этот еврей чуть не упал в обморок. Но Хофец-Хаим успокоил его, сказав: «Благодаря тебе, я выучил важное правило - человек не должен плохо отзываться даже о самом себе» (а о других, добавлю, - и подавно). Хорошо бы, чтобы мы все выучили это правило от великого мудреца и цадика Хофец-Хаима!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (826 КБ).

tazria-m'tzora, Тазриа-Мецора, Тазрия-Мцойро

Previous post Next post
Up