Поделитесь Торою своей!..

Apr 07, 2021 11:44


Канун Шабос главы «Шмини»
27 нисона 5781 года / 9 апреля 2021 г.

Недавно ушедший из жизни главный раввин Великобритании р. Джонатан Сакс как-то рассказывал, что перед китайскими учеными была поставлена задача ответить на вопрос: почему в глубокой древности на протяжении многих веков Китай, в частности, и Дальний Восток, в целом, были мировыми лидерами, но за последние пять веков сдали свои позиции, и Запад обогнал их и сумел утвердить себя как мировой лидер? Как случилось, что Китай, где были изобретены компас, бумага, книгопечатание, фарфор, порох и многое другое, начиная с пятнадцатого века замедлился в своем развитии, а именно западные страны стали мировыми державами? Сначала ученые думали, что это произошло потому, что у Запада есть столь совершенное оружие. Потом они пытались объяснить причину успеха тем, что у Запада лучшая система государственного правления. Затем они предположили, что, может быть, экономическая система в этих странах намного успешнее. Но проведя более глубокое исследование, они пришли к выводу, что секрет успеха западных стран в том, что их культура основана на Танахе. Капиталистическая система, а затем и демократия, уважение человеческого достоинства и свободы и, что наиболее важно, ответственность за судьбы слабых и неимущих - все основано на Танахе, который стоит за успехом Запада в создании процветающего общества. Тора учит нас, что бедность не должна восприниматься как неизбежное, и мы должны делать все, что в наших силах, чтобы помочь менее удачливым людям обустроиться в жизни, будь то поиск работы или какая-либо другая помощь, содействие и забота «о бедняке, пришельце, сироте и вдове». Именно это создает здоровое и успешное общество.

Идею о том, что нужно помогать другим, мы также находим в заповеди сфирас ѓооймер - счета оймера, которую евреи всего мира исполняют в эти дни. Во времена Храма на исходе первого дня праздника Песах главы народа Израиля выходили на одно из полей в окрестностях Иерусалима и в праздничной обстановке проводили жатву определенного количества ячменя, из которого изготавливали муку самого высшего качества. Оймер (мера объема - около 2480 см3) этой муки на второй день Песаха доставляли в Храм и приносили в дар Всевышнему. С этого момента весь новый урожай становился разрешенным для всех. После этого начинался отсчет сорока девяти дней, а на пятидесятый день, в праздник Швуэс, в Храм приносили два хлеба, каждый из которых был изготовлен из оймера пшеницы.


В чем разница между пшеницей и ячменем? Любавичский Ребе говорит, что это знают даже дети: «Пшеница - пища для человека, а ячмень - для животных». В Торе есть понятие «и весь тук - Б‑гу». Это означает, что в жертву Всевышнему нужно приносить «самое тучное» (отсюда слово «тук»), то есть - самое лучшее. И мы уже знаем это из истории Каина и Ѓевеля, сделавших разные жертвоприношения. Ѓевель принес Б‑гу в жертву лучшее из лучшего - овец «от первородных стада своего и от их туков». Тора говорит: «И призрел Г‑сподь на Ѓевеля и на его дар». Каин принес «от плодов земли», и Раши объясняет, что это было «из худшего», из первого попавшегося, и добавляет, что мидраш говорит, что «это было льняное семя». И Тора сообщает: «А на Каина и на его дар не призрел» (Брейшис, 4: 4-5).

Любавичский Ребе спрашивает: как можно принести в Храм на Песах «пищу животного»?! И объясняет, что, согласно учению хасидизма, «ячмень - животная пища» напоминает нам о животном начале в человеке, о животной душе внутри каждого из нас. Цель счета оймера - очистить животное начало в человеке и привести его в состояние «пшеница - человеческая пища», которое будет больше похоже на человека - на его Б‑жественную душу.

В чем разница между человеком и животным? Между ними есть много различий: животное ходит на всех четырех конечностях, а человек ходит прямо на двух ногах, животное, в отличие от человека, не владеет членораздельной речью и т. д., и т. п. Но если вы посмотрите немного глубже, то обнаружите, что животное заботится только о себе, единственная его цель - выжить, позаботиться о себе, своих детях и себе подобных. Не дай Б‑г, мы не будем осуждать за это животных, ибо такова их природа. И здесь даже уместно вспомнить о собаках, которые до самопожертвования преданы своим хозяевам. Мы знаем много историй о собаках, спасающих своих владельцев. Но опять же, если копнуть глубже, то на самом деле они помогли самим себе, помогая своим хозяевам, которые любят их и заботятся о них.

И только человеку присуща способность помочь кому-то, кого он никогда раньше не встречал и с кем не был знаком. Например, когда кто-то слышит о цунами в Таиланде и отправляет пожертвование просто потому, что хочет помочь пострадавшим. Он никогда не узнает, кому конкретно он помог, и получатель не будет знать, от кого поступила помощь. Именно в этом состоит главное отличие человека от животного: человек способен на какое-то время забыть о себе и помочь другому, потому что он был создан по образу Б‑га. И недаром слово адам (имя первого человека, а также на иврите и «человек» вообще) происходит от выражения адаме леэльон - «уподоблюсь Всевышнему». А вся сущность Всевышнего состоит в том, чтобы влиять на Свои создания - давать другим. Следовательно, в период счета оймера мы должны взять под контроль животное начало внутри нас и сказать ему, что в мире есть другие люди, и мы должны им помочь.

Надо также отметить, что дни сфирас ѓооймер в народе Израиля считаются траурными. В этот период не устраивают свадеб, не стригут волосы, не играют на музыкальных инструментах и т. д. Что же явилось причиной траура? Чуть менее двух тысяч лет назад, во времена, когда Земля Израиля находилась под властью Рима, жил мудрец рабби Акива, у которого было 24 тысячи учеников, «и все они умерли в один и тот же промежуток времени», между праздниками Песах и Швуэс. Поэтому мы скорбим в эти дни. Возникает вопрос: почему же они все умерли так внезапно? Талмуд (трактат «Йевомойс», 62б) говорит: «Потому что они не оказывали уважения друг другу». Но это объяснение все еще не отвечает на вопрос, что столь серьезного в таком поведении, что они получили такое суровое наказание. Возможно, ответ находится в другой версии той же истории, цитируемой в Мидраше («Коѓелес рабо», 11: 6): «Рабби Акива сказал: «Двенадцать тысяч пар учеников были у меня от Гевата до Антипатроса, и все они умерли от Песаха до Швуэс. И в конце стало у меня семь: рабби Йеѓуда, рабби Нехемия и т. д. Я сказал им: «Прежние ученики мои умерли только из-за того, что был между ними цорус аин («недобрый глаз», зависть). Смотрите же, чтобы не поступать подобно им!» Поднялись они и заполнили всю землю Израиля Торой».

Этот мидраш раскрывает нам то, что на самом деле произошло. Ученики рабби Акивы выучили много Торы, но хранили свои знания при себе и не хотели делиться ими с другими. Интересно, что даже в изучении Торы вы можете вести себя как человек или, не дай Б‑г, наоборот - как животное. Человек, который хранит Тору только для себя и завидует другим до такой степени, что не может допустить, чтобы другой также наслаждался знанием Торы, - еще не достиг звания «человека». Вот почему рабби Акива сказал своим новым ученикам: «Вы не будете повторять их дел!» Новые ученики рабби Акивы были как посланники Любавичского Ребе в наши дни. Они понимали, что им не разрешается хранить Тору при себе, но они обязаны пойти и поделиться ею с другими евреями, со всем народом Израиля. И то, что не смогли сделать 24 тысячи первых учеников рабби Акивы, сумели выполнить семеро его новых учеников, поэтому их имена выгравированы в сердцах сынов Израиля для будущих поколений. И в этом - один из важнейших уроков сфирас ѓооймер, который должны выучить все мы!

Загрузить газету в формате PDF вы можете здесь (800 КБ).

sh'mini, Шмини

Previous post Next post
Up