Немного о "теории элит"

Oct 17, 2015 11:31


«Военное дело просто и вполне доступно здравому уму человека. Но воевать сложно»
                                                                            Карл фон Клаузевиц

Не знаю, как вам, дорогие читатели, а вашему покорному слуге для того, чтобы что-нибудь написать, часто требуется «волшебный пинок»: третий звонок редактора, молящий взгляд замдиректора, эмоция какая-нибудь.

В данном случае имеет место третий вариант. Некий давний поклонник нашей гимназии, ни разу в ней не бывавший, но всё про нее знающий, давеча высказался (ссылку приводить не буду, не хочу пиарить; точность цитаты - на моей совести) о секрете наших успехов в связи с недавним рейтингом (10-е место по стране, и первое - по социально-гуманитарному и филологическому профилям):

{C}
«Очень печально, что рейтинг по гуманитарному профилю возглавляет школа, чьи методы вызывают у меня наибольшее отторжение. Зато эффективно, да… 1) детям целенаправленно внушается идея избранности, элитности, что вы "лучшие из лучших" и .т.п.; 2) под эту идею дети загружаются чудовищными объемами заданий по всем предметам, с которыми справляются с огромным трудом, буквально света белого не видя (и только при помощи родителей); 3) с теми, кто не справляется, не выдерживает гонки, оказывается внизу - поступают очень жестоко, третируют, унижают. Стоят ли такие методы первого места в рейтинге? (Поверьте, я имею информацию из нескольких разных источников, и они создают непротиворечивую картину. К сожалению)».
{C}{C}
Ну, второе и третье - вранье банальное.


Достаточно после уроков в каждый погожий день понаблюдать за нашими не видящими белого света детьми на пришкольном футбольном поле, посмотреть парочку записей спектаклей, КВНов и творческих зачетов на сайте, и доверие к мнению автора цитаты будет, кмк, несколько подорвано. Что касается унижений и затравленности, то судить вам, уважаемые ученики, выпускники и родители. От себя добавлю, что от идеала мы, разумеется, далеки, и полтора года назад тонкий и внимательный Сережа Павловский (кто вдруг не знает, наш выпускник и историограф), написал:

«…Но ведь кто-то и ломается. Ломается психологически и всерьез. Сколько их, талантливых и способных, ушли из нашей школы, доведенные до нервного срыва кем-то из учителей? Один на каждый класс? Один на каждую параллель? Один на десять лет? Какую цену нам не жалко заплатить за успех остальных? И дело тут совсем не в моральных вопросах о «цене слезы ребенка», а гораздо серьезнее - дело в том, что такая травма может никогда потом не зарасти, в какой другой школе не учись и сколько таблеток не пей. Так что это может навсегда остаться на совести конкретного учителя».

Так что проблема есть, но она в поведении отдельных учителей, а не в том, что в 1543 унижение возведено в ранг воспитательной работы (кстати, Юрий Владимирович за такие вещи периодически устраивает выволочки; могу припомнить пару увольнений, так сказать, «по совокупности»). Или я ошибаюсь?

Но главное, о чем я давно хотел поговорить, и ради чего, собственно, все это и пишется, - об «элитности» (а вовсе не ради полемики с конкретным высказыванием - там и мотивы, и «источники» вполне прозрачны; как писалось раньше в мидовских характеристиках, «кандидатура жены парткому известна»). Не уверен, что автор различает «элитность» и «элитарность». Второе - принадлежность к элите, первое - обладание некими выдающимися качествами. Рассмотрим оба понятия применительно к нашим детям.



Об "элитарности". Они, разумеется, элита. Самая обычная такая интеллектуальная элита российской учащейся молодежи. И ученики Второй - элита. И Пятьдесят седьмой. И «сунцы», и 1535, и «интеллектуалы», и ребята из еще, как минимум, двух десятков московских и сотни немосковских школ (точно так же, как мальчишки и девчонки из школ олимпийского резерва - спортивная элита, из лучших музыкальных и художественных школ - творческая элита и т.д.). И это их свойство не нуждается в дополнительном «внушении», оно недвусмысленно вытекает из тех самых рейтингов, например, а также из результатов всяческих олимпиад, экзаменов и т.д. Просто удовлетворительная (в смысле, на «троечку») учеба в таких школах в окружении десятков победителей и призеров Всеросса, ПВГ, Ломоносова и т.п. уже делает их той самой элитой. И по формальным признакам, и потому, что предполагает наличие тех самых элитных по нынешним нещедрым временам качеств: высокой мотивации, способностей выше среднего, тяги к творчеству в широком смысле этого слова. Это уже об «элитности».

А вот насчет того, что мы внушаем - опять-таки вранье. К сожалению, мы хвалим гораздо реже, чем наши дети того заслуживают. И об успехах своих вспоминаем реже, чем эти успехи того заслуживают. В одной московской школе год назад по случаю вхождения в Топ-100 московского рейтинга на одно из неброских мест вывесили поздравительный баннер три на четыре, а у нас ни снаружи, ни внутри, ни на сайте мелкими буковками десятка России даже не упомянута. Тоже, наверное, неправильно…

Конечно, слово «элита» оооочень мощно воздействует на массового читателя. Просто-таки неубиенный козырь. Можно дальше уже ничего не объяснять: и МарьВанна-«химичка» из окраинной «очень средней» (кстати, в свободное от праведного гнева время занятая ничуть не менее сложным и гораздо более ответственным, чем мы, делом; так что, кроме шуток, низкий ей поклон), и родительница из соседнего с гимназией дома, и высоколобый социал-демократ в сильных очках сразу сольются в дружном негодующем хоре: "Почему им лучших?!", "А наши дети кто?" "Где социальная справедливость?!!"

Отвечу. Нам лучших потому, что мы доказали свое умение с ними работать, создать для этого соответствующую атмосферу, установить для этого необходимые отношения. Иначе они бы "голосовали ногами", что сейчас нетрудно. А ваши дети - они ваши дети, для вас - самые любимые, для вас - самые лучшие, что вы так волнуетесь? Вы же не будете пихать сына, волейболиста-третьеразрядника, в сборную Москвы по волейболу, я надеюсь? Или спрашивать, почему у сборной хорошие тренеры, залы и мячики? И любить его меньше за то, что он третьеразрядник - тоже, я надеюсь? Так в чем проблема? А если насчет социальной справедливости, то она не в поголовном равенстве, а в том, чтобы вознаграждение было по заслугам; не в последнюю очередь - по труду. Наши дети, знаете ли, большие труженики, помимо всего прочего.

Да наплевать, в конце концов. Мы свое дело делаем, и делаем его неплохо. И нормальное общество было бы за это благодарно.

Ключевое слово - нормальное.

дай дорогу дураку, позиция, гимназия 1543

Previous post Next post
Up