Британские Фантомы

Dec 01, 2015 10:00

В феврале 1965 года, когда программа ADAC/V Hawker P.1154 была окончательно закрыта, британское правительство поставило на развитие темы SEPECAT Jaguar (Ягуар) - по этой программе разрабатывался ударный истребитель-разведчик. Однако, до первого полета этого самолета оставалось еще десятилетие, и Королевские ВВС начали выбор "переходной" модели, которая на данном этапе отвечала бы их требованиям.
Таким образом, после рассмотрения нескольких предложений, RAF остановила свой выбор на "Фантоме II" (F-4 Phantom II - В США он был "Вторым", а в Британии был известен как просто "Фантом"), который наиболее полно соответствовал выполнению миссий ПВО, разведке и поддержке наземных войск, как того и требовали британцы.
Выдающиеся характеристики этой машины показали полное ее преимущество над "Лайтнингом" (BAC "Lightning"), с которым его невольно сравнивали в начальный период его применения.



Один из 118-ти "Фантомов" (Phantom FGR Mk-2), приобретенный Великобританией

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Представители RAF заказали 118 машин "Фантом II" ("Phantom II" FGR Mk-2, они же F-4M, еще раз - "II" это американское обозначение, британцы его не использовали), первые из которых в августе 1968 года поступили на службу в 229-ю часть Освоения Новой Техники (Operational Conversion Unit 229), расположенную в Коннингсби (Conningsby), где первые экипажи получили возможность изучить и опробовать этот самолет. Пока "Фантомы" ("Phantom" FGR Mk-2) располагались в Западной Германии и утверждали свое превосходство в выполнении тех задании, которые на них возлагались командованием (штурмовка и разведка - учебные, конечно), Королевские ВВС работали над расширением возможностей этой машины, видя ее в том числе и самолетом ПВО.
Конечно же, следуя в канве решений RAF, FAA (Fleet Air Arm - Военно-морская авиация Британии), которая также хотела получить самолет с высокими летными характеристиками, сначала отказалась от P.1154, а потом приобрела пятьдесят два экземпляра "Фантома II" ("Phantom II" FG Mk-1, он же F-4K).



В полете F-4K/FG Mk-1 XV575 и XV576 из состава 43-го Сквадрона. 1969 год

Чуть позже, когда британское правительство задалось целью количественного уменьшения традиционной военно-морской авиации и увеличения количества многозадачных авианосцев класса Инвинсибл (Invincible), 14 предназначенных для военно-морской авиации FG Mk-1 были переданы в RAF, где вокруг них в сентябре 1969 года был создан 43 Сквадрон, расположенный в Лучарзе (Leuchars, Шотландия), который был признан полностью боеготовым в июле 1970 года.
После окончательного списания авианосцев Ark-Royal и Invincible, все FG Mk-1 к ноябрю 1978 года были переведены в RAF и доведены до стандарта FGR Mk-2, что позволило им использоваться в том числе и в качестве самолетов ПВО.
В общей сложности этот великолепный самолет был в распоряжении пяти Сквадронов и одной части переучивания (OCU 229), которые осуществляли защиту с воздуха территории Англии, а точнее всего "Региона ПВО Соединенного Королевства" - UKADR), территория которого, помимо британских островов, включала большую часть Северного моря, территорию между Шотландией и Исландией, а также юго-западные подходы к территории Великобритании.



Перехват Ту-95 Фантомом XV574 из 43-го Сквадрона

Поддерживаемые в выполнении своих задач располагавшимися в Линкольншире (Lincolnshire) и Бринбруке (Brinbrook) "Лайтнингами", FGR Mk-2 должны были проводить комплекс работ по опознанию новых неизвестных самолетов потенциального противника (тоесть в основном советских), которые проникали в зону ответственности британской авиации. Сквадроны "Фантомов" располагались преимущественно на восточном побережье Британских островов, являвшимся более опасным при предполагаемых налетах большого количества самолетов Советского Союза. Так, Лучарз располагался к северу от Эдинбурга (Edimbourg), и находились там 43 и 11 Сквадроны, первый из которых использовал FGR Mk-2 и FG Mk-1, 29-й Сквадрон и 229-я Часть находились в Конингстоуне (Coningston - Midland) и Конингсби (Coningsby). В случае начала вооруженного конфликта OCU 229 могла быть при необходимости передислоцироваться в другое место под наименованием 64-го Сквадрона. 56-й и 74-й Сквадроны находились в Ваттишеме (Wattisham), при этом на вооружении первого были FGR Mk-2, а второго, созданного в 1984 году, F-4J/UK, которые на самом деле состояли в частях Военно-Морской Авиации США и были проданы британцам в том же 84-м году. Необходимо отметить, что эти самолеты были единственными американскими самолетами, проданными Англии и не оборудованными реактивным двигателем Роллс-Ройс (Rolls Royce RB-168 Spey 202/203).
После окончания войны за Фолклендские острова в 1982 году британцы оставили 29-й Сквадрон в Маунт-Плезанте (Mount Pleasant). Этот Сквадрон, заменивший 23-й, был в свою очередь заменен затем на 74-й, вооруженный F-4J/UK. С 1983 года все фолклендские "Фантомы" были собраны на одной базе в Порт Стенли (Port Stanley).



XV420. 54-й Сквадрон. 1969 год

Великобритания всегда, и это не секрет, очень трепетно относилась к суверенитету своего воздушного пространства. Именно поэтому все самолеты, проникавшие туда без предварительно переданного плана полета, перехватывались и принуждались к посадке британскими самолетами. Основывались такие перехваты на сведениях, получаемых от радаров, находящихся как на территории Соединенного Королевства, так и на кораблях, расположенных в различных секторах мирового океана (НАТОвские и французские радарные сети NADGE и STRIDA соответственно). Все такие сведения стекались в операционные центры RAF в Бьюкене (Bunchan), Боулмере (Boulmer - оба в Нортумберленде) и в Нитишеде (Neatishead, Норфолк), которые секунда за секундой отслеживали курс самолета (преимущественно советского) и принимали решение о поднятии в воздух перехватчиков. Как уже говорилось, основные самолеты были советские - это машины дальней морской разведки Ту-16 или Ту-95, иногда Ту-122М (так в статье - на самом деле речь про Ту-22М), которые проходили между Фарерскими островами и Исландией для последующего патрулирования Атлантического океана вплоть до Кубы. Среди таких разведчиков не редкостью были и самолеты, целью которых являлся радио-электронный шпионаж.
Каждый год так перехватывалось и сопровождалось порядка ста пятидесяти воздушных целей - по сути это была "северная небесная полиция", состоящая из объединенных в 11-ю Группу 43 и 11 Сквадронов. "Южная полиция" управлялась из Конингсби и Ваттишама (29-й и 56-й Сквадроны).
F-4 стояли боеготовыми 24 часа в сутки, заправленные, вооруженные, они готовы были подняться в небо через две минуты после получения приказа, и экипажи этих самолетов постоянно тренировали именно такие внезапные воздушные тревоги. Две минуты для вылета являлись достаточным временем, поскольку "Зомби" (так британцы называли все неизвестные цели) засекались на значительном расстоянии от побережья.
"Фантом II" был рассчитан на большое количество разнообразного подвесного вооружения, но самым главным был радар - AN/APG-59 с диаметром расположенной в носу самолета антенны 81 сантиметр. Эта аппаратура имела канал прямой связи с центральной станцией ASW-25.



FG Mk-1 XV581 из 43-го Сквадрона с новой ливреей пониженной заметности

Опреатор RIO (Radar Interception Officer - Офицер радарного перехвата) занимал место за креслом пилота, и в его обязанности помимо комплекса вооружения входила также навигация, тоесть штурманские функции.
Ракеты AIM-7E "Спэрроу" ("Sparrow") изначально шли в комплекте ко всем поставляемым в Британию Фантомам. Но в начале 80-х годов все они были заменены на английские "Скайфлеши" (BAE Skyflash), обладавшие лучшими характеристиками, управляемые полуактивным радаром и имеющие гораздо лучшую устойчивость к активным помехам. С дальностью примерно в 50 километров, "Скайфлеши" делали еще сильнее и так достаточно сильные в военном отношении "Фантомы".
Для ближнего боя самолеты оснащались четырьмя ракетами "Сайдуиндер" (AIM-9L "Sidewinder"), изготовляемыми по лицензии компанией "БоденЗееВерк" ("Bodenseewerk") и устанавливаемыми попарно на наружных крыльевых пилонах. Оснащаемые инфракрасной головкой самонаведения, эти ракеты показали себя чрезвычайно эффективными во время Фолклендского конфликта 1982 года и показали радиус действия в районе 18 километров. Плюс к этому FGR Mk-2, а за ними и FG Mk-1 получили возможность подвешивать на центральном пилоне вместо топливного бака пушечный контейнер SUU-23/A, оснащенный барабанной многоствольной пушкой калибра 20 миллиметров.



FGR Mk-2 XV476. 54-й Сквадрон, 1970 год

ЗА ПРЕДЕЛАМИ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА

Кроме защиты границ Великобритании, Фантомы Королевских ВВС защищали британские интересы еще на двух театрах политического конфликта - в Западной Германии, где совместные ВВС немцев и британцев оставляли основную силу 2-х Тактических ВВС НАТО, а британские Фантомы FGR Mk-2 были в составе 19 и 92 Сквадронов, основным заданием которых был перехват воздушных целей. Впоследствии Фантомы были заменены на "Торнадо", которые находились там совместно с американскими F-15.
Еще часть "Фантомов" находилась за морем, 1983 года выполняя дежурства над районом Фолклендских островов - это был 74-й Сквадрон, оснащенный F-4J/UK и базировавшийся в Порт-Стенли. Он заменил собой 29-й Сквадрон, а впоследствии сам был заменен на 23-й. Сначала 74-й летал с аэродрома Маунт-Плезант, находящегося на высоте 1830 метров над уровнем моря, на котором обязательным было использование тросов, как на авианосце - ВПП была слишком короткой.
Задач у этих "Фантомов" было гораздо меньше, да и были они значительно проще, чем в Метрополии. Все дело в том, что аргентинские "Миражи III" ("Mirage III") и "Даггеры" ("Dagger") к этому времени практически свернули свою активность, перестав нарушать британское воздушное пространство.



В полете FG Mk-1 XV582 из 111-го Сквадрона

Как в реальности обстояли дела с локацией и дислоцированием британских частей на "Фантомах", будет рассказано в третьей части этой статьи.

Продолжение следует...

англия, mcdonnell, сша, авиация, douglas

Previous post Next post
Up