Чешский биплан. Часть четвертая. На востоке

Jun 11, 2020 10:00

Служба в ВВС Словакии (“Slovenske Vzdusne Zbrane”, SVZ)

После потери в 1938 году 30% своей территории и 34% населения, Чехословакия окончательно исчезла с политической карты мира в 1939 году. 14 марта фашиствующие сепаратисты при поддержке Гитлера провозгласили независимость Словакии, а уже на следующий день немецкие войска оккупировали Богемию и Моравию, из которых сделали немецкие протектораты. Немцы даже сделали “Охранную зону” на западе Словакии (район, в который по договору были введены немецкие войска - прим.переводчика).



Bk-534 испытывается на лыжах перед отправкой на Восточный фронт. Зима 1941 года

ВВС нового государства состояли из двух бывших авиачастей Чехословакии, которые, на момент объявления о создании нового государства, находились на территории Словакии. Всего таким образом насчитывалось примерно 300 машин третьего авиаполка, из которых, на конец марта 1939 года, насчитывалось 60 “Авиа В-534” и 11 “Авиа Bk-534”, сформировавших 2-ю (49-я эскадрилья) и 3-ю эскадры в составе которой были 37-я, 38-я, 39-я и 45-я эскадрильи (чешский и словацкий «перуть» - это крыло/дивизион, а чешские и словацкие «эскадрильи» - это на самом деле летки - прим.переводчика), находившихся, соответственно, в Спишска-Нова-Весе (Spisska Nova Ves) и Пьештянах (Piestany). Bk-534 собрали в 39-й эскадрильи, но находились также упоминания об их, наряду с совсем устаревшими тремя В-34 и двумя Ва-33, использовании в летных школах. Таким образом получается, что всего на службе ВВС Словакии находилась примерно сотня истребителей “Авиа”…



Осень 1939 года. Польская кампания

Конфликт с Венгрией

Венгрия с плохо скрываемым “аппетитом” рассматривала это слабое вновь образованное государство, и конечно-же решила увеличить свое “жизненное пространство” за счет восточной части страны. 23 марта 1939 года ее войска перешли границу, и двадцатка Авиа В-534 из 45-й и 49-й эскадрилий, базировавшихся в Спишска-Нова-Весе, вступила в бой. Словацкие истребители выполняли разведывательные полеты, трижды атаковали наземные колонны, в результате чего два В-534 были сбиты зенитным огнем (пилоты поручик Светлик (Svetlik) из 45-й эскадрильи и десятник Деван (Devan) из 49-й эскадрильи погибли), а еще четыре машины были повреждены.



Линейка В-534 на аэродроме Три Дуба во время польской кампании

На следующий день, 24 марта, произошли наиболее тяжелые столкновения с ВВС Венгрии, представленной ФИАТами (FIAT CR-32 из истребительной эскадрильи 1/1, базирующейся в Ужгороде). В 17-ти вылетах того дня были потеряны два В-534 и один S-328, четыре В-534 и еще один S-328 совершили вынужденные посадки. Первый же вылет на атаку наземных целей был перехвачен венгерским патрулем, и 2 из 3 самолетов “Авиа” были вынуждены приземлиться, а поручик Пргачек (Prhacek, 49-я эскадрилья) погиб при взрыве не сброшенных с его машины бомб. Вскоре подоспело подкрепление из 37-й, 38-й и 39-й эскадрилий, их разведывательное задание было выполнено без проблем, чего не скажешь про три В-534 из 45-й эскадрильи, которые должны были отбомбиться по венгерским танкам. На базу В Спишска-Нова-Вес вернулась только одна машина, а две остальные были сбиты или повреждены прикрывавшими танки зенитками, после чего совершили вынужденные посадки. Поручик Паленичек (Palenicek, 45-я эскадрилья) вышел из переделки без проблем, а вот слободник Захар (Zachar) вместе со своим аппаратом попал в плен…

После обеда 24-го числа произошел воздушный бой в небе над Собранце (Sobrance) - 15 машин завязали тяжелую схватку. Девять фиатов (CR-32) против трех разведчиков S-328 и прикрывавших их трех “Авиа В-534” из 45-й эскадрильи. Закончилось все впечатляющей победой венгров, сбивших один S-328 и серьезно повредивших все три B-534 и еще один S-328. Все поврежденные машины сели на вынужденную, а словацкие пилоты заявили потом о двух сбитых венграх. На самом же деле венгры потерь не имели…
День закончился также плохо, как и начался - десятка венгерских Юнкерсов (Junkers-86K) отбомбилась по аэродрому Спишска-Нова-Вес, в результате чего семь словацких самолетов были повреждены, в том числе и два новеньких В-534. Последний самолет “Авиа” был разбит на следующий день - в него врезался взлетавший S-328…



В-534 после возвращения с задания над территорией Польши

Польская кампания и реорганизация частей

В сентябре 1939 года три словацкие эскадрильи оказались втянутыми в новый конфликт. Две из этих трех частей были вооружены “Авиа В-534”, а их участие в немецком наступлении на Польшу (и советском, кстати, тоже) ограничилось оккупацией зон Оравы (Orava) и Спиша (Spis) на севере Словакии. Эти регионы были захвачены Польшей во время раздела Чехословакии в 1938 году, и отошли Словакии после ликвидации Польши.
Всего словацкие Авиа В-534 осуществили восемь вылетов, основной задачей в которых было эскортирование Штук (Junkers Ju-87B Stuka), а затем патрулирование вдоль новых границ государства. При этом были понесены две потери - десятник Яловьяр (Jaloviar) 9 сентября разбился во время выполнения боевого задания, а чатар Грунь (Grun) был сбит польской зенитной артиллерией и попал в плен, в котором, впрочем, пробыл всего несколько дней…



Неудачи 1940 года

Словацкие истребители против поляков одержали только одну победу - в конце сентября парой Авиа В-534 был сбит одиночный RWD-8, пытавшийся сбежать в Венгрию но вынужденный приземлиться в окрестностях Прешова (Presov).
В конце 1939 года прошла реорганизация SVZ, вызванная тем, что большое количество пилотов перешло в Протекторат Богемии-Моравии.
Количество истребительных эскадрилий было сокращено с пяти до трех - 11-й и 12-й с базой в Пьештянах и 13-й с базой в Спишска-Нова-Вес. Учебные эскадрильи, базировавшиеся в Вайнорах (Vajnory), Пьештянах и Нитре (Nitra), с октября 1940 бода были включены в новую Летную Школу ВВС Словакии (LS-SVZ), базирующуюся в Тренчиански Бискупице (Trencianske Biskupice) и с августа 1944 года перебравшуюся в Три Дуба (Tri Duby)и Мокрад (Mokrad).
С 1 мая 1941 года 11-я, 12-я и 13-я эскадрильи формируют 2-ю истребительную эскадру (истребительный перуть - прим.переводчика) в Пьештянах, которая просуществует до 1 июня 1943 года, когда будет создана 3-я истребительная эскадра, в которую перейдет 13-я эскадрилья. Но произойдет это, когда основным истребителем ВВС Словакии уже станет Мессершмитт, а “Авиа В-534” в небольших количествах останутся в 11-й и 12-й эскадрильях. Мы еще будем говорить об этом, но пока что и 11-я, и 12-я проводят переучивание на Ju-87D-5, однако оснащения этой машиной эскадрилий так никогда и не случится, а к 30 июля 1943 года в строю останутся только 43 Авиа В и Bk, из которых в воздух сможет подниматься только 31 машина, а также два В-34…



Тарнополь, июнь 1941 года

Против СССР

Словацкая республика была первой из немецких сателлитов, открыто объявившая об участии в нападении на СССР 22 июня 1941 года. 2-я эскадра очень быстро заняла аэродромы на востоке Словакии, переведя туда 11, 12 и 13 эскадрильи, в составе которых было в общей сложности 33 самолета В-534. Продвижение эскадрилий к границам СССР началось 7 июля 1941 года, однако 11-й эскадрильи в нем поучаствовать не довелось - 1 июля ее вернули в Пьештяны для защиты, вместе с тремя В-534 из LS-SVZ, воздушного пространства над военными заводами в долине Вах (Vah). 12 и 13 эскадрильи, имевшие в своем составе по 11 машин В-534, перелетели на запад Украины, откуда и поддерживали немецкое наступление на Киев. Вплоть до начала августа 1941 года их бипланы использовались как прикрытие разведчиков Hs-126 из 3. И 4.(H)/32, и своих же "Летов S-328", выполнявших те же функции.



Лето 1941 года, Украина. Словаки отдыхают под крылом самолета

20 июля словацкие В-534 получили первое задание по атаке наземных целей - 12-й эскадрилье было поручено отбомбиться по отступающим колоннам советских войск на дороге Винница-Немиров. Не смотря на то, что советские зенитчики повредили четыре машины, задание было признано выполненным.
Происходили также и встречи с советскими истребителями, и в них самолет “Авиа В-534” показал свое превосходство. Первая победа была одержана 29 июля 1941 года, когда надпоручик Поленичек (Polenicek) из 12-й эскадрильи в бою с пятнадцатью “Кертиссами” (на самом деле с 12-15 истребителями “I-16”, “I-153” и “I-17”, как написано в отчете. Скорее всего это были И-153, или И-152, а может и простые И-15) сбил одного противника (как раз “I-17”, и, возможно, это был Як-1 - прим.переводчика). Остальные советские самолеты беспорядочно отступили…

Более опасным противником словаков стала советская зенитная артиллерия. 25 и 31 июля 1941 года ей удалось повредить машины чатника Брезины (Brezina) из 13-й эскадрильи и чатара Даниэля (Danihel) из 12-й, которые сели на вынужденную на советской территории, но затем успешно вернулись на свою базу, при чем забрали их сослуживцы, привязавшие пилотов к стойкам своих самолетов, чтобы они не упали в полете!
Брезина был тогда подбит зенитками во время сопровождения разведчика Hs-126 в районе Тульчина (Винницкая область Украины), а самолет Даниэля (мы вскользь уже упоминали его, поскольку это был один из тех словацких пилотов, которые 24 марта 1939 года сбили венгерский истребитель) во время атаки наземных войск был подбит в районе Градцева.



СССР, лето 1941 года. Словаки в ожидании приказа на вылет

Не смотря на столь агрессивное действие зениток (В-534 иногда подвергались атакам не только советской, но и немецкой, и даже своей собственной ПВО), обе словацкие эскадрильи продолжали улучшать качество своей работы. Страдая от нехватки запасных частей и специального авиационного топлива БиБоЛи (BiBoLi - спирто-безольно-топливная смесь, которую активно использовали в предвоенной Чехословакии), 13-я эскадрилья 15 августа 1941 года была вынуждена вернуться в Словакию, оставив свои машины (и часть пилотов тоже - прим.переводчика) для пополнения матчасти 12-й эскадрильи.

Эта последняя с началом сентября была активно занята прикрытием горностайпольского моста (это в 60 км к северу от Киева), через который войска немцев переправлялись через Днепр. 7 сентября десятка В-534 сбила два поликарповских И-16, которые вышли в атаку на мост. Сбившими советские самолеты пилотами были чатар Коцка (Kocka) и чатник Дрличка (Drlicka - тот самый, который 31 июля забрал с советской территории Даниэля). На следующий день три “Авиа” сбили еще один И-16, но 10 сентября три советских истребителя И-17 (на самом деле это были ЛаГГи или МиГи) напали на патрулирующее в небе звено из 12-й эскадрильи. Один В-534 оказался серьезно поврежден, но и словакам удалось сбить два И-17, которые уже возвращались после атаки. Таким образом эскадрилья показала, что может сражаться и с новейшими советскими машинами…



Садится самолет, доставивший домой Франтишека Брезину, привязанного с стойкам бипланной коробки

Первое пребывание словацких “Авиа” на русском фронте закончилось 26 октября 1941 года, когда 12-я эскадрилья, в которой осталось всего четыре готовые подняться в воздух машины, вернулась в Пьештяны. Согласно отчету, обе эскадрильи на восточном фронте совершили 3275 вылетов, из которых боевыми были 1119. Было проведено 58 воздушных боев, 14 штурмовок, 14 бомбардировок, 383 патруля и 179 сопровождений других самолетов. Одержано в общей сложности пять побед (три И-16, два И-17 и один “Кертисс”), в воздушных боях потерь среди пилотов не было, но чатник Калиский (Kalisky) из 12 эскадрильи пропал без вести 21 сентября. Возможно, он был сбит огнем с земли во время прикрытия S-328 в небе над Рогозовым.
Истребители “Авиа” вернутся на русский фронт только в следующем году. 11-я истребительная эскадрилья, имея в своем составе 12 В-534, 13 июня 1942 года сопровождала шестерку “Летов S-328” из 1-й эскадрильи во время разведывательных полетов на Украине. Обе этих части больше не являлись частями первой линии, поскольку были оснащены устаревшими машинами, однако активно использовались в противопартизанских рейдах. Изначально базировавшиеся в Житомире, истребители были в октябре 1942 года переведены в Овруч (Житомирская область), а разведчики так и вовсе отправлены домой), а в мае 1943 - в Минск. К этому времени словацкие пилоты перестали понимать необходимость своего участия в этой войне, и особенно ярко это было отмечено после сталинградской победы красной армии, которая непосредственно отразилась на состоянии их морали и боевого духа. Чатник Митошинка (Mitosinka) в 1943 году на своем самолете дезертировал, приземлившись на аэродроме на советской территории в Гомеле (у словаков он числился сбитым огнём с земли - прим.переводчика). Вообще источники упоминают о фактах дезертирства, но ни один из них не обладает неопровержимыми доказательствами этого факта. В августе 1943 года 11-я эскадрилья, потеряв за 14 месяцев в России всего два В-534 от огня с земли, окончательно возвращается в Пьештяны.



Заправка В-534 топливом БиБоЛи

Авиа В-534, которые по причине устаревания не могут больше выполнять роль истребителей, с 1942 года начинают заменяться немцами на Bf-109E сначала в 13-й, а затем и в других эскадрильях. Эти “новые” мессершмитты начинают использоваться как на восточном фронте, так и при защите территории Словакии от вражеских налетов. Что касается В-534, то к шести машинам, потерянным SVZ в боевых действиях, добавляются еще восемь, разбитых в авариях на территории Словакии. Но надо отметить, что “Авиа” не испаряются в одночасье из состава словацких ВВС…
13-я эскадрилья, которая вернулась с восточного фронта с 11-ю Bf-109E доукомплектовалась зимой 1943-1944 годов, получив… два В-534 и один Bk-534! С февраля 1944 года эта эскадрилья базировалась в Пьештянах и прикрывала Братиславу от атак 15-х ВВС бомбардировочных сил США. В течение этого 1944 года вся матчасть эскадрильи была заменена на более эффективные машин - Bf-109G-6.
Карьера В-534 в составе SVZ завершилась летом 1944 года во время национального словацкого восстания, о котором мы еще поговорим далее…



Линейка В-534

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

avia, словакия, авиация

Previous post Next post
Up