112. Часть шестая. Румыния. Окончание

Dec 05, 2018 10:00

После потери двух своих пилотов 5-я Группа занималась поддержкой наземных войск, захвативших тет-де-пон на реке Прут в зоне Фальчи-Богдане (Falciu-Bogdane).
3 июля 1941 года советские войска отошли на восток, за Нистру. 1-я истребительная Флотилия получила задание по прикрытию бомбардировщиков, атакующих коммуникации противника. В 19.00 5-я Группа поднялась в небо и атаковала пушечные бронемашины, добившись ощутимых успехов, поскольку много броневиков замечено потом ремонтируемыми в районе деревни Брэтулень (Bratuleni).



Аэродром Пипера, Бухарест

На следующий день 5-я Группа направила два звена в район деревень Быковэц и Кэлэраш (Bucovat и Calarasi). Пилоты обнаружили там многочисленные артиллерийские батареи, которые отступали организованной колонной из примерно в 30 грузовиков. Еще одно звено под командой Трандафиреску летало в район деревни Варзарешты, где наткнулось на сильный огонь с земли. Одна из пуль пробила кабину пилота командирской машины, прошла фюзеляж и застряла в киле.
После обеда 51-я эскадрилья отправила два звена (это 8 самолетов) на штурмовку колонн бронемашин в районе деревни Бротулэй (Brotulei). He-112 №№14,15 и 8 сбросили на колонны легкие бомбы, которые подожгли цистерны с топливом и посеяли серьезную панику в советских колоннах.



Фокшаны, июль 1941 года

Атаки с применением бомб и пушечного вооружения продолжились 5 июля, когда 5-я Группа штурмовала советские войска, отходящие к реке Нистру. 7 июля Хейнкели разбомбили автомобильную колонну в районе Комрата, добившись великолепных результатов. На следующий день двадцатка Хенйкелей занималась штурмовкой наземных войск. Согласно архивным документам в 7.30 полковник Миклеску (Miclescu) поднялся в воздух с су-локотенентом Моску на разведывательный полет в район Леова-Эпурен (Leova-Epureni), где обнаружил большое скопление вражеской бронетехники. В 9.30 локотенент Тибериу Статеску (Tiberiu Statescu) на He-112 №1 произвел разведывательный полет в Джурджулешты и Рени (Giurgiulesti-Reni), где обнаружил активно действующую вражескую батарею, автомобильные колонны и бронетехнику. Рядом с селом Филипень (Filipeni) его обстреляли с земли, и одна из пуль попала в двигатель, повредив распредвал. Не смотря на это, пилоту удалось довести самолет до своего аэродрома.



Бомбардировка Хейнкелями Бессарабии, июнь-июль 1941 года

В 11.30 звено капитана Марина Гики вылетело из Бырлада (Birlad) для атаки колонны бронетехники в районе Кания-Ларгуца (Cania-Larguta); пилотам удалось уничтожить один танк и повредить еще пять или шесть бронемашин, полностью дезорганизовав колонну. В 13.30 еще одно звено, командоал которым офицер-де-экипаж 3-го класса Иоан Мага (Ioan Maga), атаковали автомобильную колонну около Ларгуцы, и полностью уничтожили ее.
Капитан Марин Гика совершил в этот день два вылета и уничтожили или повредил много бронетехники, но его самолет получил пять серьезных попаданий, одно из которых вывело из строя систему зажигания.
В 17.15 еще одно звено взлетело и по новой атаковало колонны неприятеля в районе Порумбешты (Porumbesti), уничтожив, по результатам штурмовки, семь бронемашин и пятнадцать повозок. He-112 №13 локотенента Моску получил множество попаданий в двигатель, баки и, в конечно итоге, в руку пилота.

Советские истребители всячески старались перехватывать вторгающиеся на их территорию самолеты. Так, 9 июля аджутант Георге Дину (Gheorghe Dinu) на Хейнкеле №10, был, во время разведывательного полета, атакован самолетами И-16. В последовавшей короткой схватке румынский пилот был ранен, но смог уйти и вернуться на свой аэродром.
Звено из 52-й эскадры бомбило баржу в в порту Килия (Chilia), и успешно потопило ее. Остальные самолеты эскадрильи занимались штурмовкой бронетехники в районе Комрата.
10 июля He-112 приняли участие в операции по прикрытию румынских сухопутных войск, отражавших русскую контр-атаку. Во время штурмовки один из He-112 получил от огня с земли повреждения топливного бака и приземлился около деревни Мургени (Murgeni), однако смог отремонтировать машину и вновь подняться в воздух. Вскоре его вновь поразил огонь с земли, и пилот, не найдя подходящую площадку для повторного приземления, выпрыгнул с парашютом, а машина разбилась о землю.
Также поврежденный огнем с земли, №7 пришлось отправлять в мастерские I.A.R., где его, в конце концов, смогли починить.



Передышка на аэродроме Мизил

Большое румынское наступление в Бессарабии началось 11 июля 1941 года. Главный удар был по линии Лапушена - Цыганка (Lapuseni - Tiganca), и он требовал сосредоточения всех сил, в том числе и 5-й Группы, у которой осталось 19 аппаратов, которые с одинаковой эффективностью сопровождали бомбардировщики и производили штурмовки. He-112 №№8,10,11,13 и 21 атаковали советскую колонну бронетехники, двигавшуюся в направлении Хынчешты-Ларгуца (Hincesti-Larguta); окончательно остановить эту колонну смогли наземные войска при помощи порядка 80 самолетов разных типов...

ДЕНЬ ОРЛОВ

День 12 июля 1941 года остается одним из дней наибольшей активности 5-й Группы. В этот день двадцатка He-112 принимала участие в сопровождении самолетов из 74, 75 и 78 эскадрилий (Оснащенных Поте 633, SM79 и HE-111 соответственно). Два самолета были выделены на прикрытие шестерки P.Z.L.37. Они взлетели в 9 утра и двинулись в район Ларгуца-Татаращены (Tataraseni). Советским зениткам удалось рассеять эту группу самолетов, однако, не смотря ни на что, P.Z.L. отбомбились по своим целям, после чего на них немедленно навалились истребители. Пятерка И-16 атаковала бомбардировщики, а еще четыре в стороне ждали появления самолетов прикрытия. Советские истребители не заметили пару He-112, находившуюся значительно выше бомбардировщиков, и, когда один из И-16 зашел P.Z.L. в хвост, пара ринулась на него. Пилот И-16 уже предвкушал победу, но пулеметные очереди Хейнкелей накрыли его, повредили и заставили выйти из боя. После такой атаки He-112 настигли группу яростно оборонявшихся самолетов и прикрыли их отход. Надо сказать, что это не была единственная схватка с советскими истребителями - He-112 подвергались систематическим атакам.
Когда миссии по прикрытию были успешно завершены, Хейнкели были отправлены на штурмовку советской зенитной артиллерии в районе деревни Тараклия.



Разбитый во время тренировочного полета Хейнкель

В долине Тигечи (Tighecuilui) советские войска оказывали особенно упорное сопротивление, и 16 самолетов Хейнкель вынуждены были вылетать в этот район на штурмовки, вооруженные 12-ти килограммовыми бомбами. В одном из таких вылетов был сбит He-112 №1 пилота Иона Ласку - после первого захода и сброса бомб, пилот пошел на второй заход, и получил 20-мм снаряд прямо в фюзеляж, после чего самолет взорвался. Пилот погиб, но, когда румынские войска захватили территорию, его останки были найдены и переправлены в Бухарест на борту самолета RWD, пилотировал который женский экипаж. Ласку посмертно был представлен к Ордену за храбрость (Ordinul “Virtutea Militară”).
За свой проявленный в боях героизм, 5-я группа была отмечена в коммюнике GAL (Gruparea Aeriană de Luptă) от 14 июля 1941 года.
Хейнкели продолжали выполнять задания по штурмовке и 14 июля, атаковали с воздуха вокзал Базмудия (Bahmudia).

По причине понесенных потерь, 5-я Группа была реорганизована, в результате чего все He-112 собрали в 51-ю эскадрилью, а 52-я получила I.A.R.80
Сражения продолжались, и 14 июля Хейнкели атаковали Кишиневский вокзал (Chisinaului), повредив поезд с боеприпасами и военным снаряжением. He-112 №27 атаковал поезд с двенадцатью вагонами и сжег два из них.
17 июля самолет №10, во время штурмовки в районе Сэрата Ноуэ-Жоргора (Sarata Noua-Jorgora), был поврежден зенитной артиллерией, однако смог совершить посадку в Бырладе. На следующий день был поврежден самолет №11 - огнем с земли разбили стекло кабины и ранили пилота в лицо. Примерно так же был поврежден и №15.
He-112 из 51-й эскадрильи продолжили выполнять задания по штурмовке вплоть до полного освобождения (наши захватили у румын Бессарабию, поэтому для них это было именно освобождение - прим.переводчика) Бессарабии 26 июля 1941 года.
1 августа 51 эскадрилья предоставила эскорт для He-111 из 80-й эскадрильи, идущих бомбардировать вокзал в Еремеевке (Jeremievka). Еще одно звено сопровождало самолет Антонеску, который принял решение посетить зону боев.



№29 из 52-й эскадрильи со странным знаком на хвосте - маленький румынский флаг в белом круге

Согласно приказу №70 от 3 августа 1941 года, изданному GAL, румынские самолеты должны были атаковать сосредоточения советских войск в районах Григориополь-Катаржи (Grigoriopol-Katarzi), а также в районе рек Нистру и Буг. He-112 осуществляли прикрытие двух эскадрилий He-111, часто вступая в бой с И-16. 4 августа четверка Хейнкелей прикрывала 12 бомбардировщиков , атакующих советские войска в районе Кассель-Плоская-Екатериновка (Kassel-Ploskaia-Ecaterinovka), и пилоты истребителей фиксировали результаты бомбежек советской территории вплоть до Фрейденталя (Freudenthal). Двумя днями позже четверка He-112 прикрывала тройку SM79, атакующую колонну в районе Палийова - Гниляково (Palijova - Gniljokova) при помощи 500-килограммовых бомб. Другая четверка занималась тем же в районах Жагорова-Куртова (Jagorova-Kurtova).
8 августа 1941 года 12 истребителей Хейнкель прикрывали Поте 633, а в то же время смешанное звено, состоящее из He-112 и I.A.R.80 занималось штурмовкой в районе Васильевка-Оброжай (Vasilievka-Obrozai) с выходом к железной дороге и стратегически важному узлу Выгода (Vigoda). На следующий день истребительное прикрытие получили три SM79 и 12 Поте 633, а 10 августа 18 He-11 в сопровождении 12 истребителей He-112 бомбили войска противника в районах Мангейм (она же Каменка -прим.переводчика)-Васильевка-Доброжаны (Manheim-Vasilievka-Dobrozani). Все действия дали исключительно положительные результаты.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

12 августа 5-я Группа получила приказ на возвращение на родину для отдыха и восстановления. 52-я эскадрилья, как уже говорилось выше, была вооружена самолетами I.A.R.80, 51-я была на Хейнкелях. Именно ей, совместно с немецкой частью, было поручено прикрытие территории Румынии, в которую часто вторгались советские бомбардировщики. Особенно это касалось побережья Черного моря. Эскадрилья расположилась на аэродроме Мизил (Mizil).



He-112 в тренировочной части. Отметим странный эдельвейс на фюзеляже

После заслуженного отдыха вновь активизироались боевые действия - 16 октября 1941 года началось наступление на Одессу. Пара He-112 в 13.45 во время патрулирования атаковала тройку советских гидросамолетов примерно в 30 километрах от города. С захватом одесского порта 51-ю эскадрилью перевели на аэродром Одессы, но перешедшие в контрнаступление русские вынудили убрать самолеты в Румынию.
В начале ноября 1941 года 51 эскадрилья находилась в Татарке (Tatarka), в ста километрах юго-восточнее Одессы, и в ее составе оставалось всего девять Хейнкелей. С 25 числа румынские самолеты перевели в Одессу, где они должны были отражать бомбардировки советских самолетов, а также контролировать прибрежную зону совместно с разведчиками из 20-й эскадрильи. Кроме того, Хейнкели выполняли множество различных заданий над Черным морем. Такая активность продолжилась и в 1942 году, хотя единственная победу того времени была одержана су-локотенентом Истритеану (Istriteanu), сбившим И-153. Эскадрилья, при этом, потеряла одну свою машину.
1 июля 1942 года 51 эскадрилья всеми своими 19-ю машинами была переведена в Пиперу (Бухарест), где, совместно с Харрикейнами из Мамаи, образовала часть береговой охраны.

УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ

После возвращения из Одессы Хейнкели были отремонтированы и продолжили службу в составе 51-й эскадрильи. 19 июля произошел первый ночной перехват на He-112, что, в свете активизации ночных бомбардировок советскими самолетами, было предусмотрено изначально. В 1943 году эскадрилья получила для этих целей Bf-110 и стала именоваться Escadrila 51 Vinatoare de Noapte, или, по русски, 51-я эскадрилья ночных истребителей.
He-112 после этого были переведены в летные школы и основным их заданием стала подготовка пилотов к освоению немецкой техники. Во время таких тренировочных полетов некоторые самолеты получили повреждения.
К марту 1944 года в Румынии осталось 17 истребителей Хейнкеля плюс еще четыре находились в ремонтных мастерских. Радиооборудование "Телефункен" с них было снято и переставлено на I.A.R.80



Тренировочный Хейнкель со странной эмблемой на фюзеляже, 1943 год

23 августа 1944 года в Румынии произошел переворот и она сменила союзников. He-112 стали, в это время, "переходными" машинами для пилотов, готовящихся летать на 109G, и были сосредоточены в 6-й истребительной группе. На 1 января 1945 года доступны были 12 самолетов и еще 7 находились в ремонте. Приказ о перевооружении поступил в апреле 1946 года, и все Хейнкели были сданы на склад в Котросени (Cotroceni - это в западном Бухаресте), а в сентябре-октябре отправлены на переплавку, что явилось окончанием румынской карьеры этого симпатичного истребителя.

Не смотря на отсутствие защиты пилота, истребители Хейнкель обладали хорошими ТТХ и внесли неоценимый вклад в развитие румынской авиации, дав пилотам возможность перейти с устаревших P.Z.L. на современный самолет с убирающимися шасси и тяжелым вооружением...

MICHEL LEDET, JUAN ARRAEZ CERDA, PETER MUJZER, VALERIU AVRAM
перевод и комментарии avianikitoss и AlexWW1

КОНЕЦ

Предыдущие части статьи:
1. 112. Часть первая
2. 112. Часть вторая
3. 112. Часть третья. Испания
4. 112. Часть четвертая. Венгрия
5. 112. Часть пятая. Румыния. Начало

германия, heinkel, румыния, авиация

Previous post Next post
Up