112. Часть пятая. Румыния. Начало

Nov 28, 2018 10:00

Отношения между странами Европы к концу 30-х годов становились все более и более натянутыми, и Румыния, как все ее соседи, была вынуждена начать перевооружение, одним из пунктов которого стала покупка новых современных истребителей. Разработчиком такого плана стало Министерство Авиации и ВМФ, и параллельно с разработкой собственного самолета (речь о будущем I.A.R. 80), оно приняло решение обратиться к наиболее сильным державам, которыми в ту эпоху были Франция, Британия и Германия. Необходимо знать, что именно Германия в конечном итоге перетянула Румынию на свою сторону,в том числе и предложив им немедленную поставку 24 Хейнкелей-112Е. Реальная цель Германии была в альянсе с Румынией как с добытчиком и поставщиком нефти и нефтепродуктов.



He-112B-1, 5-я Группа 1-й Флотилии королевской румынской авиации

He-112 не являлся для румынов абсолютно неизвестным самолетом, они испытывали его в 1938 году, но тогда отказались от покупки из-за несоответствия некоторых характеристик заявленным, однако уже годом позже, отдавая себе отчет в том, что истребительная авиация состоит целиком из устаревших PZL-11F и PZL-24, Румыния сделала заказ на 30 экземпляров этой машины. Все подробности были указаны в контракте №677, датированным 19 августа 1939 года и содержавшим заказ на 30 машин He-112E.

Первые самолеты (№№5,6,7,8,9,11,17,19,24 и 26) были доставлены в Клуж (Cluj) немецкими пилотами 21 августа 1939 года. Через два дня в Германию отправилась группа из десяти румынских пилотов с командором Георге Жьенеску (Gheorghe Jienescu), командиром первой истребительной флотилии (Flotila 1 Vinatoare) во главе. После недолгих тренировок 8 Хейнкелей-112 (№№1,2,3,10,12,13,15 и 16) под управлением румынских пилотов вылетели из Мариене, где находился завод Хейнкеля. В Регенсбурге (Regensburg) самолеты сделали промежуточную посадку из-за скверной погоды, при этом один из истребителей, №13, разбился, похоронив под обломками своего пилота, Иоана Томулеску (Ioan Tomulescu). Оставшиеся семь машин через два дня благополучно прибыли в Бухарест. 23 сентября 1939 года группа из девяти румынских пилотов, возглавляли которых все тот же Жьенеску и капитан Стефан Стоян (Stefan Stoian), была отправлена в Берлин, чтобы забрать последний лот немецких истребителей. 27 сентября пилоты повели оставшиеся Хейнкели по маршруту Франкфурт-на-Одере - Загреб - Белград - Бухарест. Всего из 30 аппаратов 27 были абсолютно исправны, 2 машины были разбиты румынскими пилотами и одна - немецким. Все три аварийные машины были восстановлены и позже также прибыли в Румынию.



Пара He-112, Фокшаны, возможно летом 1941 года

ПРИНЯТИЕ В СТРОЙ

15 сентября 1939 года из Хейнкелей-112 сформировали новую часть в составе 1-го Воздушного Флота, 5-ю Истребительную группу (Grupul 5 Vinatoare), состоящую из двух эскадрилий, 10-й и 11-й, пилоты которых перешли со старых PZL с неубирающимися шасси на современные, более утонченные Хейнкели-112. Для переучивания на эти машины использовались самолеты Нарди (Nardi FN-305), а с октября, в связи с реорганизацией румынской авиации, прошло переименование эскадрилий в 51 и 52-ю. Обучение продолжилось до весны 1940 года.
Напряжение между Румынией и Венгрией по проводу Трансильвании нарастало, регион, ставший румынской территорией после Первой Мировой Войны, с лета 1940 стал причиной серьезных споров. Венгрия подготавливалась к войне, и нарушения ее самолетами румынской границы становились все более и более регулярными. 11 июня обе эскадрильи (51-я и 52-я) были переведены на аэродром Тиргсор (Tirgsor), где занимались совершенствованием ночных полетов.

ПОБЕДА МИРНОГО ВРЕМЕНИ



Первый лот румынских Хейнкелей, Маринее, конец мая 1939 года

Со своей базы He-112 осуществляли разведывательные полеты на Мамаю (Mamaia), на побережье Черного моря, а также занимались тренировками совместно с 53-й эскадрильей, оснащенной Харрикейнами. В короткое время румынские пилоты подтвердили превосходство немецких истребителей над британскими в горизонтальной скорости и скороподъемности.
21 августа 51-ю эскадрилью перебазировали в Клуж, находящийся в самом сердце спорной Трансильвании, с заданием заниматься перехватами венгерских самолетов, нарушающих румынскую границу.
Утром 25 августа был замечен один такой венгерский самолет, но Хейнкелям не удалось перехватить его. 26 и 27 числа был замечен еще один венгр, и на этот раз вступилась румынская зенитная артиллерия, заставившая нарушителя уйти на свою территорию. На следующий день локотенент Николае Полизу (Nicolae Polizu) перехватил в 12.15 бомбардировщик Капрони (Caproni-135bis) из бомбардировочной группы 3/III, и заставил его пойти на вынужденную. Румынские архивные данные подтверждают, что бомбардировщик находился над территорией Румынии, однако венгры заявляют, что это был учебный полет без пересечения границы. Кому верить? В любом случае поврежденная машина совершила посадку в Дебрецене, а воздушную победу записали на счет Николае Полизу. Еще через два дня венгры атаковали гражданский аэродром Сату Маре (Satu Mare), сбрасывая бомбы и обстреливая из пулеметов все, что они могли заметить на земле. Хейнкели-112 перехватили нападавших, и, вроде-бы, даже повредили одну машину.
Трансильванская проблема была решена в Вене 31 августа - северная часть района вернулась Венгрии, а Румыния сохранила контроль над югом района.



Первые Хейнкели прибыли в Клуж

1 сентября 51-я эскадрилья была переведена на аэродром Кымпия-Турзи (Campia Turzii), где продолжила свои тренировочные полеты, а 15 сентября она была отмечена на аэродроме Тирсор (Tirsor). 19 числа 52-я эскадрилья догнала 51-ю, а 31 октября обе эскадрильи вернулись на свою базу в Бухарест-Пиперу (Bucarest-Pipera, сейчас это северная часть Бухареста), где майор локотенент-командор Георге Миклеску (Gheorghe Miclescu) получил должность командующего 5-й истребительной группой.

ПРОТИВ СССР



Пилоты 52-эскадрильи и их командир Марин Гика

Став, с 1940 года, союзником Германии, Румыния активно готовилась к военным действиям против СССР, главным образом имея цель вернуть назад отобранные Союзом Бессарабию и Северную Буковину. 15 июня 5-я истребительная группа была переведена в Фокшаны (Focsani).
Всего перед началом схватки авиация Румынии насчитывала порядка 600 самолетов, а заданием 5-й Группы стала штурмовка войск противника и особенно аэродрома Кишинева. Кроме этого истребители должны были прикрывать бомбардировщики в районах Мингир-Кишинев-Варзарешты (Mingir-Chisinau-varzaresti).
С рассветом 22 июня 1941 года 11 Хейнкелей-112 поднялись в воздух для сопровождения Хейнкелей-111, идущих с заданием бомбардировки военных объектов в районе Измаила. Советские истребители атаковали румын, однако He-112 отогнали И-16 от бомбардировщиков. В 7 утра звено 112-х эскортировало бомбардировщики в районе Тулча-Измаил (Tulcea-Ismail), где сопротивление русских возросло, и где произошел первый воздушный бой с истребителями И-16. Лейтенант Теодор Моску (Teodor Moscu), пилотировавший He-112 №4 из 51-й эскадрильи, оказался в гуще советских истребителей. Сначала он спикировал и расстрелял одного из них, после чего сразу же оказался "лоб в лоб" со следующим; вот что записал впоследствии пилот в своем дневнике:
"...как только я освободился от первого, я бросил самолет налево, и оказался лицом к лицу с еще одним противником. С дистанции в 50 или 60 метров я открыл огонь и увидел, как пули прошивали обшивку и двигатель, после чего истребитель окутался дымом. Я пролетел под ним, после чего был атакован сразу несколькими машинами с красными звездами. Все стреляли по мне, и зацепили топливный бак в правом крыле. В большим трудом мне удалось вернуться на аэродром..."



Локотенент Иоан Мога с Марианой Драгеску, командиром эскадрильи "Альба", июль 1941 года

Самолет Моску получил пять пробоин - три в левом крыле и две в правом. Приземлился он в Бырладе (Barlad), однако, когда машина коснулась земли, незафиксировавшиеся стойки шасси сложились. Разбитый Хейнкель был, в итоге, отправлен на ремонт...

В 8 утра звено под командованием капитана Марина Гики (Marin Ghica) эскортировало Савойи-Маркетти SM79 на бомбардировку вражеских войск в районах Болград и Булгарика (Bolgrad и Bulgarica). В 10.50 Поте 633 из 74-й эскадрильи в сопровождении восьмерки He-112 атаковали аэродром в Булгарике. Находившиеся в небе и пытавшиеся помешать им советские самолеты были расстреляны из пушек.
В 12.30 два разведывательно-бомбардировочных звена I.A.R.37 из 18 эскадрильи под прикрытием восьмерки He-112 атаковали аэродром Болград. Советским И-15 удалось перехватить нападавших, но румынские истребители быстро отогнали их, а вот огонь с земли был очень сильным...



Вирджил Трандафиреску

На заре 23 июня 51 эскадрилья сопровождала 12 самолетов He-111 по маршруту Рымнику-Сэрат - Тараклия - Татар Копчак (Гагаузия) - Булгарика - Болград (Rimnicu Sarat - Taraclia - Tatar Copceak - Bulgarica - Bolgrad). Первое звено под командой Вирджила Трандафиреску (Virgil Trandafirescu) прикрывало правый фланг, а второе под командой локотенента Иоана Ласку (Ioan Lascu) - левый. На подступах к Болграду первое звено было атаковано 12-ю истребителями И-16, при чем аджутант Иджеску (Igescu) смог поджечь атаковавший командира самолет И-16, который затем упал в районе Болграда. После этого на Иджеску навалились по меньшей мере пять истребителей противника, которые повредили ему стабилизатор и элероны. В крутом пике румыну удалось оторваться, после чего он смог вернуться в свою часть. А вот самолет аджутанта Кондрута (Condrut) подожгли зенитки, пилот выпрыгнул, но парашют не раскрылся...

После бомбардировки аэродрома Булгарика советские зенитки заработали еще более активно, а вражеские истребители беспрерывно атаковали румынские самолеты. Локотенент Ласку атаковал и сильно повредил советский МиГ-3, который сел на вынужденную неподалеку от Рымнику-Сэрат. Советский пилот попал в плен.
Вечером звено He-112 во время разведывательно-наблюдательной миссии было атаковано десяткой И-16. Это была яростная схватка с большим количеством повреждений самолетов противника, два из которых вышли из боя, оставляя за собой дымовой след.



Аджутант Дину вернулся в строй после ранения, 9 июля 1941 года

Советские самолеты, регулярно проводя такие массовые налеты, вынудили румынский Главный Штаб отдать 5-й группе приказ о прикрытии аэродромов Бузеу (Buzau), куда и перевел истребители в дополнение к стоявшим там бомбардировщикам. На заре 25 и 26 июня румынские Хейнкели находились в постоянных столкновениях с советскими истребителями, но смогли выполнить данное им задание.
Тем временем бомбардировки захваченных советами портов продолжались и утром 28 июня 1941 года шестерка Поте 633 из 74 эскадрильи взлетела с заданием нанести бомбовый удар по портовым сооружениям и пирсам. Прикрытие осуществляла шестерка He-112 из 52-й эскадрильи. Во время выполнения задания He-112 №6 (пилот суб-локотенент Константин Смеу (Constantin Smeu)) был поражен зенитной артиллерией. Пилоту удалось приземлиться около Обилешти (Obilesti), но самолет скапотировал и пилот, которому в тот день исполнилось 24 года, погиб!

На следующий день восьмерка He-112 сопровождала бомбардировщики на Бессарабском фронте, а 30 июня самолеты 5-й Группы завязали сражение с вражескими истребителями, когда советские войска попытали провести контрнаступление и атаковали несколько городов на севере Румынии, такие как Дорохой (Dorohoiul) и Яссы (Iasul). 1 июля советская авиация бомбила пригороды Бухареста - румынская зенитная артиллерия среагировала успешно и один самолет противника был сбит.



Самолет Альди Черкеза, He-112 №18, доставшийся русским

Но и 5-я Группа несла потери - так, 2 июля 1941 года был сбит самолет Иджеску. Он командовал парой в одном из звеньев во время атаки советских истребителей на аэродроме Булгарика. Когда он с ведомым спикировал для атаки, весь огонь зенитной артиллерии пришелся на два этих самолета, и Иджеску получил прямое попадание зенитного снаряда. Так 51-я эскадрилья потеряла классного летчика, в свои 26 лет совершившего уже 11 боевых вылетов.

С этого начались несчастья 5-й Группы. Как и в прошлый раз, во время штурмовки аэродрома Булгарика в самолет №18 аджутанта Альдя Черкеза (Aldea Cerchez) попал 20-мм зенитный снаряд. Он пробил топливный бак, но, однако, не взорвался, но при такой потере топлива летчик не мог добраться до своей базы и совершил вынужденную посадку на территории противника, где и попал в плен. Позже, когда Бессарабия была освобождена, капитан Марин Гика наводил справки о пропавшем румынском летчике. Местные жители сказали ему, что пилот был пленен, а затем передан в НКВД. Больше о нем никакой информации не было...

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

германия, heinkel, румыния, авиация

Previous post Next post
Up