Когда мы рассматривали
добычу железо-марганцевых конкреций (ЖМК) на дне океана, упоминался «трактор-земснаряд» для выборки грунта 0,5...1,0м с последующим подъемом пульпы на поверхность. В качестве испытательного стенда и развития дополнительной рыночной ниши данный агрегат можно легко приспособить для автоматизированных дноуглубительных работ (ДУР) без создания особых помех судоходству, в основном эксплуатационных - т.е. периодическо-непрерывной очистке дна.
Существующие виды ДУР предполагают установку над обрабатываемом фарватером какой-либо драги или земснаряда, а также челночно снующих плашкоутов/шаланд для вывоза удаляемого грунта. Технология отработана до мелочей и даже застыла в своем развитии. Новизна предлагаемого способа заключается в снижении реальных помех судам, проходящим над углубляемым руслом. Недостатки вытекают из достоинств: производительность данного метода гораздо ниже, чем имеющихся, потому он и пропагандируется как «периодическо-непрерывный» или попросту - профилактический.
Уже из самого названия можно определить его основные центры применения: судоходные каналы (Суэц, С.Петербург) и узкие быстро заиливаемые речушки, где прекращение движения грузового потока даже на несколько дней резко ударит по экономике региона. Зато теперь очистка дна сможет выглядеть как еженедельная «подстрижка газона», пусть и незаметная большинству населения.
Технический смысл ее заключается в «боковом» размещении грунтоносного снаряда (идущего у кромки берега) с помощью трубопроводов и
винтовых забойных двигателей (ВЗД) с породоразрушающим инструментом на дне, а шаланды выполняются в виде модификации пластикового «
Баттерфляя» - уже без паруса и некоторых других лишних элементов. Вот так, из набора унифицированных изделий мы сможем скомпоновать абсолютно уникальный комплекс с эксклюзивными эксплуатационными характеристиками!
Эта же система позволит обеспечить добычу золота возле берегов морей Северного ледовитого океана почти в роботизированном состоянии. А там и до ЖМК недалеко...