Manta Evologics with Fin Ray Effect
Дилетанты в очередной раз приходят к финишу с пустыми «ватманами». Вероятно, в конце концов будет использована конструкция немецкой фирмы
Evologics, как уже достаточно отработанная, но с какими-нибудь «специфическими» добавками в виде источника энергии на основе фазового перехода вещества со значительным изменением объема при этом. Данный эффект позволяет перекачивать масло через насос-генератор, используя разницу температур в морских слоях (на поверхности и в глубине), которая иногда достигает 20-30 градусов - однако зачастую меньше. Вот этот узкий диапазон работоспособности, необходимость синтезировать на каждый температурный интервал собственное вещество (органические стероидные молекулы) - отсюда разунификация АНПА для разных регионов и прочие недостатки, не позволяют использовать прогрессивный способ выработки электричества на борту подводного дрона.
Где-нибудь возле подземных разломов и вулканов с восходящими потоками горячей воды еще можно получить разницу в 100-200 градусов, но подобные участки редки на карте мира и не являются зоной оперативного развертывания «вражеского» (по отношению к НАТО) флота. Вот подо льдами этому способу практически нет альтернативы, но и интервал функционирования сужен до 8-10 градусов, что сказывается на КПД преобразования энергии (на кристаллизации и таянии рабочего вещества) и большом гистерезисе. Проще размещать заправочные/зарядные станции, как в моей системе охраны
Арктики «Умка».
Сама форма АНПА в виде ската не совсем практична для ряда применений, но и у меня она используется в придонных минах системы «
Призрак» - экстерьер «сплющенного блинчика» значительно снижает заметность аппаратов на фоне дна. Впрочем, конструкция моих «мант» абсолютно отличается от амеро-германских аналогов, как и механизм привода крыльев ската для перемещения - все эти изобретения ждут своего Стратегического партнера. Без дополнительных источников снабжения энергией немецкая «Манта» может функционировать до 8-ми часов (с использованием гидроакустических приборов на борту - и того меньше), так что говорить о большой автономности данных устройств не стоит. И у меня они выступают лишь как мины, доставляемые к рубежу охраны баз противника на других плавсредствах - незначительный остаток пути к цели они проделывают дальше самостоятельно.
Длительное время пребывания на боевом дежурстве (до полугода) в свободных ото льда акваториях обеспечивает лишь ноу-хау в моей «
Полторашке», но только возле поверхности моря, хоть и в любое время суток. Дополнительный самоподъемный парус поможет преодолевать дистанцию при попутном ветре. Но его замена на крыло-кайт наделит мой глайдер еще более впечатляющими возможностями как по скорости передвижения у кромки воды, так и обозреванию окрестностей и передаче радиосигналов!
Не хочу заранее хвалиться, потому что в отличие от предыдущих разработок конструкция получается сложной с множеством прецизионных элементов, которых я стараюсь избегать, дабы не снижать надежность механизмов в целом. Однако здесь по-другому не получается, и не все нюансы еще разрешены, чтобы я мог с уверенностью хотя бы в 30% мог требовать у Стратегического партнера за эту идею деньги.
В данной ситуации я нахожусь в заложниках «субподрядного» кабель-троса, который должен удерживать крыло и доставлять на расположенную на нем ПН э-энергию по металлической оплетке, а обратно - цифровую информацию по оптоволокну. И все это должно быть заключено в изолированную оболочку с достаточной гибкостью и прочностью! Диаметр подобного кабель-троса хотелось бы иметь не более 1,5мм - и до его создания можно лишь попытаться воспроизвести сам принцип на 3,6мм плохо гнущихся «жердях» на аппарате размерностью «
Балабы». Либо как вариант, иметь на крыле аккумулятор, подзаряжаемый бесконтактно при стыковке крыла к глайдеру, а трос - без металлической оплетки, только с оптоволокном. Но время функционирования будет сильно ограничено...
Да, забыл упомянуть - крыло сложное именно по причине требования периодического свертывания и развертывания (обеспечение скрытности). Однократный запуск крыла реализуется очень просто - с таких аппаратов и станем развивать и совершенствовать идею. Отработка алгоритма подъема и опускания (стыковки с глайдером) крыла затянется на годы - как раз для становления молодого увлеченного робототехникой выпускника какого-нибудь азиатского вуза под моим чутким руководством.