Парусный "ЛоНасс"

Apr 30, 2020 10:59


   Очень часто в своих статьях я пишу о дублировании для своего роботизированного оружия привязки в локальных системах координат в дополнение к глобальным (спутниковым). Ведь исходя из теории «относительности», нам без разницы относительно чего задавать координаты (Земли, Солнца, Гринвича или Лебедянска) и каким способом (декартовым или радиально-сферическим): заложив все имеющиеся алгоритмы в «калькулятор» наших исполнительных устройств, мы можем гибко переключаться между ними, а заодно - и проверять на факт зафлуживания какого-либо канала противником, т.е. расставлять величину доверительности получаемой информации.



Причем, в серьезной заварушке кроме локальных систем координат других может и не быть (РЭБ, уничтожение спутников и пр.). Поэтому данную область науки необходимо досконально отработать для бесшовного прикладного использования - на вроде врожденных инстинктов. По опыту общения с большезвездными «подставками под фуражки», им очень туго дается понимание важности, да и вообще сущности технологии. Например, когда наведение ракеты «Сколопендры» идет не по лазерному лучу или оптической линии визирования, а координатам, подсчитанным одним или более (для повышения точности) «наводчиком». И уже ракета сама в зависимости от точки/направления старта и наиболее уязвимой зоны обстреливаемого объекта (которую ей передал «наводчик») выбирает траекторию полета с падением на цель сверху по конусу (воронке) её вероятного смещения за время полета (если нет «подруливающих» сигналов от наводчика). Вот на последних 300...400м слабые (дешевые!) датчики на «Сколопендре» и захватывают тепло- радио-контрастную мишень, обеспечивая необходимую точность попадания.

Так вот, свою траекторию «Сколопендра» может строить не только по «Глонасс/GPS», но и наземной (или воздушной, морской) ЛоНасс (локальной навигационной системе), состоящей из минимум пары передатчиков. А их взаимопривязка к глобальным координатам и позволяет бесшовный пересчет точного местоположения любых других объектов, имеющих возможность расшифровывать их сигналы. При смене позиции «передатчиков ЛоНасс» изменяется и дельта (приращение) отстояния от выбранного «нуля»: центра Земли, Солнца, Гринвича или Лебедянска. Подобный алгоритм повышает живучесть системы в случае уничтожения ряда передатчиков (с включением других - ранее дезактивированных), либо при использовании перемещаемых воздушных ретрансляторов - о которых далее и пойдет речь.

В современных условиях запеленговать мощный радиосигнал не представляет особого труда. Уничтожение его наземного излучателя тоже является делом техники, которой оснащены даже слабо развитые страны (РСЗО, ПРЛР, дальнобойная арта, диверсионные группы). Вот почему более надежным способом будет реализация ЛоНасс с помощью самолетов-ретрансляторов, получающих свои точные координаты (для расчета той самой дельты от нуля) от маломощных узконаправленных высокочастотных поверхностных передатчиков. Оптимальным рубежом барражирования подобных «навигаторов» будет 10-15км от линии передовой на высоте около 5км: так мы можем обеспечивать достаточно обширное координатное поле над территорией противника с защитой своих воздушных маячков собственными системами ПВО.

В целях максимального удешевления обустройства и поддержания данной системы, главенствующую роль отведем роботизированным аппаратам, а именно - БПЛА « Утконос» (при небольшой модификации). Разрабатывать и содержать узкоспециализированный аппарат накладно (многомиллионный ВПК с Роскосмосом неистово хохочут мне в лицо, брызгая слюной!), поэтому постараемся усовершенствовать конструкцию «Утконоса» для выполнения назначенной задачи с оптимальными параметрами. Самое сложное здесь - обеспечение высоты полета 5км экономичным способом (в силу ряда причин и ограничений мои БПЛА имеют потолок в 3км, а крейсерский - и того ниже).

С ростом высоты уменьшается плотность воздуха, поэтому для поддержания баланса веса ЛА и его подъемной силы требуется либо повышение скорости полета (для создания разницы давлений на хорде крыла), либо... увеличение площади самого крыла. И мы попробуем это выполнить за счет растягиваемого паруса! Многие знатоки резонно заметят, что подобные конструкции уже были испытаны на заре становления авиации - и оказались неэффективными. Все верно: у парусов-крыльев очень узкий интервал работоспособности в диапазоне углов атаки 5-10 градусов, иначе начинаются «хлопуны», дестабилизирующие полет. В добавок у них выше сопротивление, чем у аэродинамических профилей. Однако не стоит забывать, что у нас задача не лететь, а практически «висеть» в определенном районе, что вполне стыкуется с вышеуказанными ограничениями.

Итак, предполагаемая тактика реализации концепции: «Утконос» взлетает с любого подходящего аэродрома (водной глади или ровной площадки) и взбирается на высоту равномерных воздушных потоков (1,5...2км) возле директивного места дежурства, где разворачивается навстречу ветру и выпускает свой парус-крыло. Начинается подъем на высоту равновесия - когда экономичная работа двигателя равна силе сопротивления набегающего потока. Здесь не исключены поиски восходящих термиков или просто медленное планирование вблизи оси наземных передатчиков ЛоНасс с узконаправленными вверх антеннами высокой частоты. Сами же «Утконосы»-навигаторы генерируют сигналы в дециметровом диапазоне - пусть это и снижает точность определения координат их пользователям, зато можно обеспечить активный подсвет воздушных целей для «молчащей» ПВО в засаде!

Насколько данный способ будет удачным и действенным - покажет только практика. Но «опыт, сын ошибок трудных» невозможен без предварительной теоретической проработки и математического моделирования. И здесь грамотное нивелирование известных недостатков позволит еще на этапе проектирования сберечь  значительную часть средств для скорейшего и всеобъемлющего внедрения роботизированных устройств в вооруженные силы стран, желающих побеждать. Дешево и малой кровью - со своей стороны.

ПВО, ИИ, БПЛА, изобретения, наукаитехника, Сколопендра, ВПК, планер, ЛоНасс, робототехника, патент, Утконос

Previous post Next post
Up