Геенна в межзаветном иудаизме эпохи Второго Храма и в синоптических Евангелиях

Jun 07, 2024 23:44


Согласно синоптическим Евангелиям, Иисус Христос неоднократно говорил об эсхатологической участи наказания нечестивых в геенне огненной (Мат. 5:22, 5:29, 30, 10:28, 18:9, 23:15, 23:33; Мк. 9:43, 9:45, 47; Лук. 12:5). Геенна в изначальном смысле - свалка в долине Хинном, где постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали привозившийся из города мусор, а также трупы людей и животных. Дальнейшие проклятие и осуждение этого места в пророческой литературе (Иер 7. 32; 19. 6; ср.: Ис 31. 9; 66. 24) повлияли на то, что долина Хинном в апокалиптической литературе стала восприниматься как синоним огненной преисподней (см.: 1 Енох 26. 4; 27. 1-3 сл.; 54. 1 сл.; 56. 3 сл.). Впоследствии название геенна стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4 Ездра 7. 36 (Vulgata); Apocalypse de Baruch. 59. 10; 85. 13; Syb. I 103; II 292; IV 186; ср.: 3 Езд 2. 29). Это понимание термина легло в основу учения о геенне в НЗ. Греч. термин γεέννα не встречается в LXX; Иосиф Флавий также его не употребляет, хотя сам, будучи фарисеем, признавал существование вечных мучений для нечестивых (Ios. Flav. De bell. II 8. 14; Contr. Ap. II 218). В схожих по контексту отрывках Филон Александрийский использует греч. термин τάρταρος (Philo. De exsecrat. 152; Quaest. in Exod. (fragm) II 40).



Примечательно, что Христос связывает ввержение в «геенну, в огонь неугасимый» (Мк. 9:45,46) с известным выражением «где червь их не умирает и огонь не угасает» из Ис. 66:24. Давно установлено, что язык речений Христа синоптических Евангелий, и даже цитаты из книги Исайи, соответствуют арамейскому Таргуму Исайи (I-II вв. н.э.), приписываемому в Талмуде ученику Гиллеля Великого, р. Йонатану бен Узиэлу (Мегилла 3а) [1]. Так, согласно Таргуму, звучит Ис. 66:24: «И они выйдут и посмотрят на тела грешников, который восстали против моего Слова: их души не умрут и огонь их не угаснет; и нечестивые будут судимы в геенне, пока праведные не скажут о них: мы увидели достаточно»[2]. Эсхатологическая участь нечестивых описывается в Таргуме так: «возмездие им будет в геенне, где огонь горит целый день... Я не дам им продления в этой жизни; но Я воздам им за грехи их и предам тела их второй смерти» (65:5,6). Особое внимание на себя обращает выражение «вторая смерть», которое в Новом Завете используется только в Апокалипсисе, где оно отождествляется с «озером огненным», то есть, с геенной. «Вторая смерть» (арам. mota taneina) - выражение используемое в арамейских таргумах для обозначения эсхатологического суда в геенне над грешниками в мире грядущем [3]. Очевидно, что перед нами общая эсхатологическая традиция.

С одной стороны, Таргум описывает геенну, как «вечное сожжение» (Т. Ис. 33:14), а с другой стороны, ясно выражается идея ограниченности наказания: «и нечестивые будут судимы в геенне, пока праведные не скажут о них: мы увидели достаточно» (Т. Ис 66:24), а так же: «не простит Он тебе беззакония твоего, пока не умрешь второй смертью» (Т. Ис. 22:14)[4]. Как разрешить это противоречие?

Логично предположить, что говоря о геенне, как об «неугасимом огне», где «червь не умирает и огонь не угасает», Христос обращался к тому языку, который без пояснений понимали, слушавшие Его иудейские современники. В этой связи весьма интересно мнение первого поколения таннаев I века относительно наказания в геенне. В классическом отрывке мишнаитского трактата Рош ха-Шана (16b-17a) говорится о мнении двух самых авторитетных галахических школ времен Христа:

«Сказали мудрецы из дома Шаммая: три группы предстоят перед Богом в Судный день - совершенные праведники, совершенные злодеи и средние[5]. Праведники немедленно записываются и запечатываются для жизни вечной, злодеи немедленно записываются и запечатываются для геенны, как сказано: «И многие, почившие в прахе земном, пробудятся: те - для вечной жизни, а эти - для позора и поношения вечного» (Дан. 12.2). Средние же ввергаются в геенну, кричат там и поднимаются обратно, как сказано: «И ввергну Я третьих в огонь и очищу их, как очищают серебро, и проверю их, как проверяют золото; он воззовет к имени Моему, а Я отвечу ему» (Захар. 13.9); и о них сказала Анна: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар.2:6)». А Школа Гиллеля говорит: Многомилостивый (Исх. 34:6) - Он склоняет решение [о средних] к помилованию, и о них Давид сказал: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое» (Пс 114:1), и о них сказано весь отрывок «я изнемог, и Он помог мне...» (Пс. 114:6). Преступники Израиля, согрешившие плотью, и преступники народов мира, согрешившие плотью, нисходят в геенну и судятся там двенадцать месяцев[6]. А после этих двенадцати месяцев тела и души эти сжигаются и рассеиваются у стоп праведников, как сказано: «И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших в день тот» (Малахия 4:3). А что касается еретиков, доносчиков и отступников, которые отвергли Тору и отрицали воскрешение мертвых, и тех, кто отказался от путей общины [Израиля], и тех, кто «распространял свой ужас на земле живых», и которые согрешили и заставили грешить народ, как Иеровоам, сын Навата, и его товарищи, - они сойдут в Геинном и будут там наказываться из поколения в поколения, как сказано: «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис.66:24).

Таким образом, для первой группы геенна оказывается местом очищения; для особой группы грешников наказание в геенне оказывается вечным, а для других грешников наказание заканчивается полной аннигиляцией. Дифференцированный подход к наказанию в геенне встречается и в более поздней раввинистической традиции:

«Всякий, кто нисходит в геенну, в конце концов поднимается, кроме троих, которые нисходят и не восходят, и вот они: тот, кто прелюбодействует с замужней женщиной, так как это преступление является серьёзным преступлением как против Бога, так и перед человеком; и тот, кто унижает другого публично; и тот, кто называет другого уничижительным именем» (Бава Меция 58b). Сложно не увидеть здесь перекличку со словами Христа: «а кто скажет [брату своему]: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мат. 5:22).

В контексте этих свидетельств, становятся более понятными слова Христа о наказании в геенне. Так, Христос сравнивает эсхатологическое наказание с выплатой долга до последней монеты (Мат. 5:26, 18:34, Лук. 12:59). Логично, что выплата долга не может иметь бесконечный характер. Так же Христос говорит о том, что рабы, не готовые встретить своего господина, будут биты «много» и «мало» в зависимости от степени осведомленности (Лук. 12:47,48). Соответственно, количество дисциплинарных ударов различается. В эсхатологическом контексте, это явно указывает на разные по длительности, и соответственно, степени мучения в геенне. Сложно согласиться с толкованием, приписываемому свят. Василию Великому, согласно которому, выражения «бит много» и «бит мало» указывают на разные степени бесконечных мучений в геенне, как если бы было сказано «бит сильно» и быт «слабо» («Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах», Вопрос 267). С точки зрения исторического контекста, гораздо логичнее, понимать здесь разное количество ударов, а значит, и времени наказания рабов [7].

Среди речений Спасителя есть и такие, что отражают идею аннигиляции нечестивых в геенне: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6, ср. Мат. 3:10). Очевидно, что ветви не горят в огне бесконечно. В случае аннигиляции смысл вечного наказания или вечного огня, заключается не в вечности процесса наказания, а в вечности результата этого наказания[8].

И наконец, слова о вечном осуждении хулителей Святого Духа, которым нет прощения даже в веке грядущем, приобретают свой контекстуальный смысл  (Мат. 12:32,  Мак. 3:29). Если раввины считали, что вечное наказание в геенне предусмотрено для особо злостных грешников (таких как, отступники и еретики, или, например, прелюбодеи), то Христос говорит о тех, кто очевидное проявление Божественной силы приписывает темной силе.

Таким образом, можно подвести следующий итог: учение Христа об эсхатологическом наказании грешников в геенне, концептуально соответствует представлениям межзаветного иудаизма эпохи Второго Храма. Для «средних» наказание в геенне будет подобно временному чистилищу - конечная цель которого, исправление душ [9]. Для неисправимых нечестивцев уготован огонь, уничтожающий целиком их личности . Для особо тяжких богоборцев-хулителей - предусмотрено вечное наказание без возможности прощения.

[1] Чилтон Б. Арамейский язык, Иисус и таргумы // Иисус. Все мировые исследования. М.: Эксмо, 2021. С. 419.

[2] Перевод с англ. по Chilton, Bruce (1987). The Isaiah Targum: Introduction, Translation, Apparatus and Notes (The Aramaic Bible, 11; Wilmington, DE: Michael Glazier).

[3] Woodington, J. D. (2019). Crafting the Eschaton: The Second Death and the Lake of Fire in Revelation. Journal for the Study of the New Testament, 41(4), 501-518.

[4] Важный текст для галахи с точки зрения расплаты за грехи. Мудрецы  учили: «Для всякого, кто согрешил хулением Имени, раскаянием не достигается условное прощение, День Искупления не дает ему искупления, а страдания окончательно не очищают, но все они дают прощение условное, и только смерть очищает (от греха), как сказано: ”Не искупится вина эта вам, пока (не) умрете” (Ис. 22:14)» (Йома 86а).

[5] Согласно иудейской традиции: "Тот, чьи добрые дела преобладают над грехами - праведник; тот, чьи грехи перевешивают - грешник; тот, чьи грехи и заслуги равновелики - занимает промежуточное положение" (Рамбам, ЗАКОНЫ О РАСКАЯНИИ, 3.1)

[6] В целом раввинистическая традиция признает, что продолжительность наказания в геенне не превышает двенадцати месяцев: «Суд над нечестивыми в геенне длится двенадцать месяцев. Несомненно, их грех был искуплен в то время» (Шаббат 33b). Мнение II века

[7] Согласно Торе, наказание плетью предусматривало 40 ударов (ср. Втор. 25:2,3). Ап. Павел свидетельствовал, что подвергался такому телесному наказанию и получал 39 ударов (2 Кор. 11:24). Рамбам («Илхот Санхэдрин» 17.1) пишет, что закон о 39 ударах - специальное постановление мудрецов, и у его введения была важная причина. Преступника наказывали соразмерно его способности выдержать удары, и что даже самому сильному и выносливому человеку не дают за раз больше 39 ударов, а чем слабее человек, тем меньше ударов он получал.

[8] Так, например, выражения «вечный суд» (Евр. 6:2) или «вечное искупление» (Евр. 9:12) явно указывают не на их продолжительность, а на их значение и результат.

[9] Можно предположить, что восточносирийская христианская традиция апокатастасиса, усматривающая в геенне очистительную функцию, заимствовала эту (как и многие другие) идею в иудейской традиции.

смерть вторая, эсхатология, геенна

Previous post Next post
Up