Свят. Марк Подвижник: «Кто хочет что-нибудь сделать, но не может, тот [вменяется] как бы сделавший сие пред Сердцеведцем Богом. Это должно разуметь как о добрых, так и о злых делах» («Слово 2-е. О тех, которые думают оправдаться делами»).
Митрополит Стефан Яворский (1658-1722) о желании Крещения и Евхаристии, которые в некоторых случаях заменяют сами Таинства:
«Желание крещения, в некоторых случаях и при необходимости, вменяется вместо самого крещения, то есть если кто-нибудь, пребывая некрещеным водой и Духом, страдает и умирает за Христа, или, и помимо страдания, если кто-нибудь, умирая, и сильно желая креститься, не имеет крещающего или времени для крещения.
В таких случаях желание Евхаристии вменяется вместо самой Евхаристической пищи, то есть когда человек, умирая и горячо желая этой Божественной пищи, помимо других причин, не имеет возле себя священослужителя, причащающего Божиих Таин. Тогда Тайноположник Христос, венчающий и благие намерения, в случаях, когда без вины человека возникает безвыходная ситуация, наполняет его скудость Своими щедротами, и дарует умирающему благодеяние Евхаристии. И о таковом можно сказать, что он ядит Тело Христово без Евхаристии, одним горячим желанием, верой и любовью» (Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви).
Преп. Никодим Святогорец в своем знаменитом каноническом сборнике Православной Церкви «Пидалион» отмечает:
«[оглашенные] хотя на самом деле они еще и не находятся в Церкви и не суть ее действительные члены, однако стремлением, расположением и силой души они в Церкви. Ведь, по выражению Богослова (в слове на Светы), оглашенные находятся в преддверии благочестия и зачаты в вере, хотя еще и не рождены через крещение. Потому они и не совсем лишены надежды спасения в том случае, если в силу непреодолимых обстоятельств не смогут принять крещения перед смертью, как это видно из надгробного слова, произнесенного божественным Амвросием на смерть царя Валентиниана, который умер, будучи еще оглашенным» (Пидалион. Правила Православной Церкви с толкованиями. Том 2. Правила Вселенских Соборов).
Таким образом, и восточной традиции можно найти примеры рецепции западнохристианской идеи действенности крещения желанием, которое высказывали свят. Амвросий Медиоланский и свят. Августин (в ранний период):
https://avgrigor.livejournal.com/8993.html.
Важно заметить, что эта точка зрения противоречит идеи, согласно которой, человек, желающий крещения, должен непременно сподобиться таинства для получения благодати спасения.