Святые нового времени об участи неправославных

May 30, 2024 18:45


Некоторые русские святые нового времени высказывались об участи неправославных крайне осторожно и без категоричных оценок, присущих средневековому сознанию. Очевидно их взгляд был обусловлен тем, что они осознавали, какое огромное количество людей на земле не имело возможности соприкоснуться с православным христианством по причине непреодолимого неведения.

Свт. Иннокентий Херсонский высказывался о возможности спасения нехристиан, не имеющих возможности видимым образом присоединиться к Церкви Христовой на земле, так:


«Могут ли получить озарение от Святаго Духа и язычники, или только получают его христиане? Что христиане озаряются Святым Духом, в том нет сомнения; на это есть много указаний в апостольских Посланиях. Но озаряются ли таким образом, как христиане, и язычники - на это нет прямого указания в Писании. Оно не говорит, чтобы это было, но и не говорит, чтобы не было. Итак, это известно одному Иисусу Христу, верховному Пастырю. Может быть, оно и есть, но Писание не открыло, потому что нет нужды: это нужно разве при рассматривании судьбы прочих нехристианских народов. Здесь благочестивое сердце может пожалеть об участи сих народов; но в сем случае можно успокоиться на тех общих истинах Священного Писания, что у Бога нет лицеприятия; что Он одних будет судить по закону писаному, а других - по закону внутреннему, неписаному, что делающий правду во всяком языке приятен Богу, и прочее. Основываясь на сих местах, христианин не может сожалеть о прочих народах, живущих вне Церкви; а как доставлены будут им сии блага - это известно одному Богу, и наше любопытство здесь не у места» («Иисус Христос - Искупитель человеческого рода»)

«Каким, например, образом миллионы народа, не слыхавшие Евангельской проповеди, не знавшие Христа и не имевшие о Нем никакого понятия, будут участвовать в доставленном Им роду человеческому блаженстве? А участия их нельзя не допустить, - эта мысль, не быв разрешена, подавила бы все; между тем, откровение о сошествии во ад самым ясным образом разрешает ее. Ибо из него видим, что народы эти видели Спасителя, слышали проповедь Его и были свидетелями Его заслуг. Следовательно, с этой точки зрения учение о сошествии во ад весьма важно. Оно говорит также, что приложение заслуг Искупителя не ограничивается здесь, этой жизнью, но возможно и для умерших, не слыхавших Евангельской проповеди» (Иисус Христос - Искупитель человеческого рода).

Свт. Филарет Московский:

«Всякий, во имя Троицы крещенный, есть христианин, к какому бы он не принадлежал исповеданию. Истинная вера одна - православная; но и все христианские верования - по долготерпению Вседержителя - держатся. Евангелие везде у всех одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется. Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви - не упрек от рождения воспитанным в том или другом исповедании. Простые души - в простоте и веруют по учению, им заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них и недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные руководители... Истинная веротерпимость не ожесточается средостением, разделяющим христиан… и молится “о соединении всех”» (Цит. по: Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского).

Однажды у митрополита Филарета зашла речь с преосв. его викарием о Роберте Пиле, благочестивом английском министре, составившем особую молитву при вступлении в должность министра. Викарий спросил об участи министра, который был еретик. «Что он был еретик, - отвечал святитель, - за это ответят Богу Кентерберийский архиепископ и епископ Лондонский. Он же не виноват, что по их катихизису учился». Викарий возразил, что еретики не имеют таинств, кроме крещения. Митрополит отвечал: «У них есть вера. Когда сердце пламенеет верою и любовию, догматика остается в стороне. Впрочем, это тайна Промысла Божьего» (Из записок преосв. Леонида, впоследствии архиеп. Ярославского. Душеп. чт. 1906 г. Янв. С. 36.)

Свт. Филарет о молитве за некоторых старообрядцев, которые не противились намеренно Церкви:

«Проклятие Собора 1667 года всею силою своею падает на людей намеренно противляющихся Церкви, каковы например были Аввакум и Никита. Что касается до ваших родственников, умерших вне общения с Православною Церковию, по долгу осторожности и любви к ближнему, который повелевает в деле неясном избирать снисходительнейшую сторону, за вероятнейшее полагаем, что они оставались в таком положении по неведению истины, и потому применяем к ним снисходительное суждение Собора 1667 года о последователях Стоглавного Собора» (Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. // Прибавление к Творениям св. Отцов. 1855. Ч. 14. Кн. 1. С. 30).

Свят. Афанасий (Сахаров) в ответе на вопрос об молитвенном поминовении умерших инославных христиан, писал следующим образом:

«Для меня дороже всего Православие. Я не могу его и сравнивать с каким-либо другим исповеданием, с какой-либо другой верой. Но я не дерзаю сказать, что все неправославные погибли безнадежно. У Господа многая милость, и многое у Него избавление. Кто может воспротивиться Ему, когда Он восхощет кого-либо спасти? А Господь всем хощет спастися и в разум истины прийти. Он не возможет спасти только тех, кои сами не желают спасения, кои упорно противятся Его спасающей деснице» («О поминовении неправославых»).

Свят. Лука (Войно-Ясенецкий) о РКЦ:

«Пользуюсь случаем, чтобы высказать Вам, как редактору журнала, свою глубокую скорбь по поводу статей и докладов на совещании летнем архиепископа Гермогена. Зачем ему нужно было собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской Церкви? Неужели нет в ней и светлого и положительного, нет чудес и святых? Разве Церковь католическая только папа и кардиналы, только Ватикан, к политике которого мы все относимся отрицательно? Разве Церковь католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми и благочестивыми сердцами? Зачем же отравлять их статьями Гермогена, ставящими злые и тяжко греховные преграды между христианами? Зачем, зачем, зачем тяжелый грех на радость врагам Церкви?» (Письмо от 8 декабря 1948 года).

Равноап. Николай, архиеп. Японский:

«Мы твёрдо уверены только в том, что кроме Христа нет другой двери в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу, страшась сами делать это» (Дневники. СПб., 2007. С. 357).

«Благочестивые католики и протестанты обыкновенно с усердием исполняют то, что их религия дает им чисто-божественного, о человеческих же измышлениях, включенных в число догматов, избегают и говорить, по инстинктивной наклонности к охранению своих верований. Господь да спасет их! Свое доброе чувство к ним я доказал на деле тем, что, в продолжение восьми лет живя в городе, где были католики и протестанты и ни одного патера и пастора, с любовью исполнял по их просьбам все требы, какие мог без нарушения наших церковных правил. Не об обращении таких я говорю, - они и теперь бессознательно православные; я говорю о тех началах в католичестве и протестантизме, которые делают католичество и протестантизм неправославием» («Я здесь совершенно один русский…». Письма Ревельского епископа Николая (Касаткина) из Японии).

Высказывание св. Николая о Вильямсе, епископе-миссионере из Американской Епископальной Церкви:

«Он - истинно раб Божий, достойный Царствия Небесного» (Дневники. Т. 3. СПб., 2004. С. 104).

Прп. Нектарий Оптинский:

«Простой индус, верующий по-своему во Всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, спасается, но тот, кто, зная о христианстве, идет буддийским путем или делается йогом, - нет» (Цит. по: Архим. Борис (Холчев). Воспоминания о старце иеромонахе Нектарии // Соль земли. М., 1998. С. 170).

Данные суждения интересны тем, что показывают более широкий спектр допустимых мнений в православном богословии по этому непростому вопросу. Они согласуются с учением об универсальности призывающей благодати и даровании благодати оправдания тем, кто откликается на Божий призыв. Можно выделить общую мысль во всех этих суждениях: не спасутся только те, кто сознательно этого не хотят, и можно допустить возможность дарования благодати оправдания вне церковных Таинств.

Прот. Стефан Остроумов в своей дореволюционной работе «Веротерпимость Православия» отмечал:

«В отношении к католицизму нужно различать в русском богословии два взгляда. Первый - древнерусский, по которому латинство - еретичество. Особенно убежденным сторонником этого взгляда в последней четверти минувшего века был Никанор, архиеп. Одесский. Второй взгляд - более позднего происхождения, признающий латинство учением не чисто истинным, но не выключающий церковь Католическую из состава единой Церкви. Идейная предпосылка этого взгляда та, что, хотя взаимного признания и общения между церквами западной и восточной нет, но Церковь - не вся в видимости. Здоровой своей стороной инославие соединено с Православием незримо» (Православие: pro et contra [Текст] : осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви : антология / Русская христианская гуманитарная акад., [Северо-Западное отд-ние Российской акад. образования] ; [сост.: В. Ф. Федоров, М. И. Шишова]. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург).

участь неправославных, инославие

Previous post Next post
Up