Законы
Царь есть законное начальство, общее благо для всех подданных; он благотворит не по пристрастию и наказывает не по нерасположению, но, как бы некоторый посредник в состязаниях, справедливо распределяет награды соответственно добродетелям подначальных и никому не оказывает незаслуженных благодеяний во вред другим.
Забота царя (должна состоять в том, чтобы) - наличные силы милостию охранять и утверждать, потерянные - неусыпною заботою возвращать, и новые - мудростию и справедливыми средствами и предприятиями приобретать.
Цель царя - благодетельствовать, почему и называется благодетелем, и когда сделается бессильным в благодеянии, - по мнению древних, безчестит царское звание.
Царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностию по Боге.
Когда царь входит во святый алтарь
69-е правило шестого Собора говорит: закон церковный святый алтарь отделил для одних только посвященных лиц; а древнее предание божественных отцов, - в воздаяние и почитание благочестия царей, - не заключило входа в него и для них (так как они суть помазанники Господа и обыкновенно назначают патриархов с призыванием божественной Троицы), впрочем, тогда только, когда они хотят принести к божественной трапезе узаконенные дары; мирянам же совершенно воспрещен (церковным законом) вход внутрь алтаря. А латиняне, попирающие всякое церковное законоположение, оскверняют божественный алтарь входом в него не только мужчин, но и женщин. Они дошли до такого безумия, что мужчины не страшатся сидеть в алтаре, когда стоят пред ними священнодействующие, а женщины с бесстыдным лицом стоят даже вокруг священной трапезы, когда священнодействует священник.
"Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу".
О том, что царю досаждать не должно
84-е правило святых Апостол говорит: кто досаждает царю или князю не по правде, - если клирик, да будет извержен, если мирянин, да будет отлучен. Ибо и Моисеев закон повелевает: князю людей твоих да не речеши зла (Исх. 22, 28). И Петр, верховный из Апостолов (говорит): царя чтите (1 Петр. 2, 17). И великий Павел повелевает молиться за царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 2), - и это за неверных. А прибавкою: "не по правде" (ибо это священное правило я изложил без изменения) правило запрещает незаслуженный упрек, а не обличение в правом деле, когда кто-нибудь касается их в том случае, когда делают неподобающее, хотя обличительные слова и считаются ими за обиду.
Законы
Оскорбляющий царя не тотчас подвергается смертной казни, или иному какому-нибудь жестокому наказанию: ибо сказал (что нибудь оскорбительное о царе) или по легкомыслию, и заслуживает презрение, или в помешательстве, и достоин сожаления, или потому, что обижен, и заслуживает снисхождения. Относительно его доносится царю и он судит по качеству лица, - должно ли оказать снисхождение, или подвергнуть смертной казни.
Кто грешит против царского величества, т. е. составляет заговор против царя, - должен быть казнен мечом.
Всякий находящий письмо, содержащее укоризны против царя, - запечатанное или незапечатанное, и не сожигающий его тотчас, но читающий в присутствии других, должен подлежать такому же наказанию, какому подлежал бы и сочинивший самый пасквиль.
Об императорских преимуществах. (из книги е)
Новелла
Ибо царю дозволяется распоряжаться относительно церковных епархий и отнимать у некоторых преимущества, и опять епископии возводить в достоинство митрополий, и распоряжаться относительно поставления игуменов и делать иное что-либо подобное.
То же самое говорит и 38-е правило VI Собора, употребляя те же самые слова его (прав. 17-го IV Соб. ) и мысли.
А император Алексий Комнин, с одной стороны, храня страх правил, а с другой - желая почтить некоторые из Церквей, хрисовуллом определяет не иначе епископию возводить в высший престол, как если император того времени по собственному побуждению без посредства неблаговидного человеческого угождения пожелает дать ей высшее достоинство, будучи расположен величием города, или побудившись верою во святую Церковь, или уважив добродетели ее предстоятеля. Ибо если по таковой благовидной причине император дарует предстоятельство какой-нибудь Церкви, и патриарх должен архиерею такой епископии, возводимому, т. е. в сан митрополита или архиепископа, дать соответствующую степень в подведомом ему синоде.
*- Из Алфавитной Синтагмы Матфея Властаря книга b (Перевод с греческого свящ. Николая Ильинского)