Синтагма о крещении, о жене покидающей мужа, о хулителях святых мучеников

Sep 06, 2011 00:34

О крещении.

Карфагенского собора - 109-е (123-е) и 110-е (124-е) правила к анафеме присудили тех, которые говорят, что Адам из начала был сотворен смертным и должен был умереть, хотя бы и не преступал заповеди, и что смерть вошла не по причине греха: ибо Церковь учит, что он был сотворен от Бога ни смертным, ни бессмертным, - но в среднем состоянии между величием и ничтожеством, т. е. способным к принятию и того и другого, как сказал Григорий Богослов (o thV qeologiaV epwnumoV), или что он сотворен был причастным и величия разумного естества и ничтожества чувственного естества. Ибо душа человека, получившая бытие чрез божественное вдуновение, гораздо выше бренного сего тела, но, получив в дар и свободу и избрав зло вместо добродетели, жизнь переменила на смерть.


Итак, поелику чрез единого преступившего (заповедь) грех в мире вниде, как сказал Апостол, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5, 12), - т. е. как бы некоторое отцовское наследие, перешедшее на потомков, ибо в нем вси, говорит Апостол, согрешиша, то и младенцы не свободны, конечно, от греха Адамова, так как зачатие их бывает в беззакониях; ибо соединение и следующее за сим зачатие происходит от удовольствия и почиталось бы грехом, если бы закон не покровительствовал браку, так как сладострастие, очевидно, и плотское пожелание побуждают к сему, хотя это и бывает ради деторождения. Итак, если рождение людей причиною имеет плотское пожелание, то не свободны и новорожденные от прародительского греха и должны очиститься от него божественною банею пакибытия. Ибо хотя младенцы, по несовершенству естества, и не имеют разумного сознания, - но, по вере приносящих их, получают просвещение Духа; сие ясно показал Господь, когда, ради веры других, многих лишенных здравого ума по причине болезней, - освобождал не только от телесного недуга, но и душевного. Итак, и младенцев должно крестить во оставление грехов; а того, кто не так мыслит и делает, а думает, что образ крещения во оставление грехов по отношению к младенцам - ложен, а не истинен, - присуждают к анафеме.
о тех, которые гнушаются законными браками, вином, мясом и прочим

51-е правило святых Апостол говорит: епископ, или пресвитер, или иной из клира не ради подвига и воздержания, но по причине гнушения удаляющийся от брака, и мяса, и вина, "забыв, что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их и что вся добра зело, и таким образом хуля клевещет на создание" Божие, или да исправится, или до будет извержен и удален от Церкви, как противящийся сим правым догматам; если же и мирянин будет так мыслить, должен быть отлучен от Церкви. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла, но вредно злоупотребление сим; а если бы это было причиною зла, то не было бы создано Богом, таким образом клевещущий на творения Божии простирает хулу на Сотворившего.

Той же анафеме и 14-е (правило того же собора) повелевает подвергать жену, удаляющуюся от своего мужа, как почитающую брак гнусным. Ибо Апостол говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию, - и опять: жена своим телом не владеет, но муж (1 Кор. 7, 5 и 4). Если же изберет разлучение по причине стремления к монашеской жизни, не подлежит обвинению.

53-е правило святых Апостол говорит: не должно во дни праздников, например, в субботу и в день Господень, или в какой бы то ни было другой [Прав. Апост. 64-е. ], воздерживаться, как от гнусного, от вина и мяса, а мыслящий и поступающий так, "яко сожженный в собственной совести и бывающий виною соблазна многим", - если он клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен, за исключением того случая, если кто, постясь в определенные периоды времени, наравне с прочими днями будет соблюдать воздержание в субботу и в день Господень [Добавление из толк. Зонары. ].

10-е (чит. 12-е) правило того же собора - мужа, носящего суровую верхнюю одежду и гнушающегося теми, которые употребляют обыкновенную одежду или носят шелковые одеяния с благоговением, а не по причине изнеженности или надменности, предает анафеме.

То же наказание и 5-е правило того же собора налагает на того, кто с пренебрежением относится к дому Божию и гнушается бывающими в нем собраниями: ибо хотя блаженный Павел повелевает молиться на всяком месте, но не с тем, чтобы пренебрегать собраниями и не ходить в храмы.

А 63-е (правило) VI Собора и повести о мучениках, лживо составленные теми, кои ничего здравого не мыслят, думают святым мученикам причинить оскорбление, а читающих их обезчестить, повелевает предавать огню, а внимающих оным как истинным, анафематствовать. Ибо, позавидовав святым мученикам в подвигах и славе, подвиглись сочинить ложные и странные книги, как будто бы на основании сделанного или сказанного святыми мучениками, с тем, чтобы в читающих возбудить неверие или смех.

Апостольское же 58-е (правило) епископа или клирика, нерадящего о собственном клире и не учащего благочестию, отлучает, а остающегося в лености - извергает.

Законы

Сочинения против христиан Порфирия и иных еретиков должны быть сжигаемы; также и (сочинения) Нестория и все те, какие не согласуются с Соборами в Никее и Ефесе и с Кириллом Александрийским, от веры которых не должно отступать. Имеющие же и читающие сказанные книги должны быть подвергаемы тягчайшему наказанию.

Числогадатели, не сожигающие при епископах своих книг и не приходящие к благочестию, изгоняются из всякого города, обретающиеся же в городах заточаются или ссылаются.

*- Из Алфавитной Синтагмы Матфея Властаря (Перевод с греческого свящ. Николая Ильинского)

Супружество, Синтагма Матфея Властаря, Крещение

Previous post Next post
Up