Властарь Матфей - византийский канонист, иеромонах из Солуни. Умер ок. 1360.
Автор Синтагмы (Συντάγματος, Закон, Конституция)- наиболее полного свода канонического права Восточной церкви.
В 1335 - выпустил «Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонов» (Алфавитная Синтагма) которая вскоре была переведена на сербский язык и вошла в «Законник» Душана, 1349. В XVII в. была переведена Епифанием Славинецким на церковно-словянский. Греческий текст со славянским переводом издан Горчаковым в 1874 году.
Предисловие о Православной вере
Вознамерившись распределить по буквам предметы священных канонов, мы рассудили сократить их, на сколько возможно, дабы ищущим удобнее было находить известный предмет; но, задавшись такою целью, мы сочли за необходимое на первом месте поставить богодухновенные каноны, утверждающие православную веру; ибо тем (только), кои непоколебимо стоят на ее основании, не бесполезно предложить содержание и прочих правил, а отчужденные от истинной веры и лишенные сокровища правых догматов какое могут иметь внимание к священным правилам? Как закон природы побуждает тех (только), кои причастны жизни, принимать пищу (хотя мы и знаем некоторых из божественных мужей, долгое время не принимавших ее), а для лишившихся жизни, с уничтожением способности желать и принимать, пища, думаю, излишня и бесполезна, - так некоторые, как негде говорится и как повествуют истории деяний, спаслись верою, а упражняющиеся в делах, когда им не предшествует вера, столько же пользы получают от них, сколько и слепцы от солнечного света.
Итак, первое правило святаго и Вселенского второго Собора определяет, что господствующая только та вера, которую провозвестили Никейские триста восемнадцать богоносных отцов, - как составленная из здравых догматов, - а все ереси, мыслящие иначе, чем она, с презрением предает анафеме.
Часть Первая.
О Навате
Нават, который, будучи пресвитером древнего Рима, положил начало ереси так называемых кафаров, - собственно раскольник, а не еретик; ибо он отличался от верных не во мнении относительно чего-либо в правых догматах, но тем, что отвергал покаяние падших и идоложертвовавших во время гонения, и не имел общения с двубрачными; а посему, хотя он и не погрешал по отношению к вере, - за немилосердие и братоненавидение был отлучен и предан анафеме на римском соборе, бывшем в царствование Декия, при папе Корнилии, как повествует Евсевий Памфил.
О бывших павлианами
19-е правило первого собора повелевает: "бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической Церкви" перекрещивать. Но должно обращать внимание, кого правило повелевает перекрещивать, сделавшихся ли павлианами из православных, или изначала принадлежавших к их ереси. Если которые из них, говорит правило, были причислены к клиру, по незнанию, может быть, рукоположивших их об их нечестии, таковые, не получив никакой пользы от рукоположения, по дознании, должны быть перекрещиваемы; и если после крещения по жизни окажутся безукоризненными, то рукополагаются епископом той Церкви, к которой прибегли, а в противном случае извергаются из клира.
О манихеях
Манихеями называются почитающие бредни Манеса. А этот Манес называл себя параклитом; Христа называл привидением и призраком; вводил два начала - злое и доброе, то есть Бога и вещество; порицал Ветхий Завет; заповедывал поклоняться луне и звездам, как богам; отрицал воскресение плоти; учил о переселении душ, признавая травы, воду и дерева одушевленными существами
О валентинианах, или евхитах, богомилах и массалианах
Говорят, что зло происходит от естества и что в каждом человеке обитает некоторый божественный дух и демон, - что рождающиеся дети ведут от праотца Адама как естество, так и рабство демонам и что каждый из них носит демона, существенно соединенного с ним, с ним вместе живущего и им обладающего, - что даже и крещение не может изгнать его, или исторгнуть корни грехов, но что одна только усиленная молитва и демона изгоняет и очищает грехи, - что на тех, кои после победы над страстями сделались более совершенными, сходит видимым образом Святый Дух и освобождает тело от движения страстей, так что после сего не требуется ни пост, удручающий тело, ни учение, обуздывающее его и наставляющее не поступать безчинно. Сверх того, что они предвидят будущее. Узаконивают, что не должно подавать (милостыню) просящим, а только себе самим; - называют себя самих нищими духом, которых назвал блаженными Господь; расторгают браки, безбоязненно клянутся и преступают клятву, и в другом весьма многом поступают странно и противозаконно, о чем неприлично и передавать слуху благочестивых.
О Донате
Ересеначальником этих (донатистов) был некто по имени Донат, который учил, что не иначе должно причащаться Божественных Таин, как если кто, держа в руке человеческую кость, поцелует ее наперед, и таким образом причастится.
О распре, бывшей между св. Кириллом и блаженным Феодоритом
По прошествии трех дней прибыл Иоанн, патриарх Антиохийский, со многими епископами, в числе которых был и Феодорит епископ кирский и Ива едесский. Почувствовав себя обиженными за то, что не обращено было внимания на их отсутствие, - они выразили порицание касательно извержения Нестория и без оснований подвергли извержению и святаго Кирилла александрийского и Мемнона ефесского. В то же время Феодорит, в опровержение 12-ти глав, которые великий Кирилл изложил для обличения зловерия Несториева и для утверждения православной веры, выдал столько же других глав, - подобным образом и Ива - послание. Вследствие сего произошла между ними величайшая распря, так что собор снова определил извержение сим архиереям, как подозреваемым в согласии с мнениями Нестория. Итак, когда таким образом архиереи разделились во мнениях и у них произошел раскол, император, призвав всех в Царьград, расположил их к единомыслию и примирил обе стороны. Феодорит, не отрекшийся от того, что он по причине распри сочинил 12 глав, отречением от них и уничтожением освободил себя от вины и получил прежнюю часть и чин, и, согласившись с деяниями святаго Собора, сам подтвердил извержение Нестория.
45-е правило Св. Апостол епископов, или пресвитеров, молившихся вместе с еретиками, отлучает, а тех, которые дозволили кому-либо из них совершать свойственное клирикам - извергает.
64-е (65-е апост. пр. ) - входящего в синагогу иудейскую или еретическую для молитвы клирика извергает, а мирянина отлучает; ибо кое, говорит Апостол, согласие Христова с велиаром, или кая часть верному с неверным (2 кор. 6, 15)?
37-е (правило Лаодикийского собора) не позволяет ни принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ни праздновать с ними.
9-е правило Тимофея Александрийского повелевает, чтобы при совершении священнодействия не присутствовали еретики, разве если обещают покаяться; ибо если не дозволяется сие оглашенным, - то тем более еретикам; но и дающие обещание покаяться должны стоять на том месте, которое назначено для оглашенных; а те, которые не хотят покаяться, должны быть извергнуты и от сего места.
Петр - первоверховный из Апостолов - говорит: пасите еже в вас стадо Божие... не нуждею, но волею и по Бозе; ниже неправедными прибытки, но усердно; ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду (1 Петр. 5; 2, 3, 4): ибо правило повелевает (архиереям) - не пользоваться клириками как рабами и слугами, но пасти и исправлять их без пристрастия и принуждения.
О том, что тех из еретиков, которые при конце жизни раскаиваются, должно принимать
22-е (31) правило Карфагенского собора совершенно воспретило епископам или клирикам вводить в наследство своего имущества неверного или еретика, хотя бы они и были близки к ним по роду.
А 81-е (92-е пр. того же собора) говорит: епископу, который при конце жизни завещает, чтобы имущество его наследовали еретики, - хотя бы они и были близки к нему по крови, и по смерти должна быть изречена анафема и имя его должно быть изглажено из памяти иереев.
Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Таин от священников в святой Церкви Божией.
Как должно устроять так называемые вечери любви, или пиршества?
16-е (по изд. кн. прав. 11-е) правило Гангрского собора тех, которые не хотят иметь общения с устрояющими в церкви по вере и благочестию так называемые "вечери любви" и принимающими в честь Господа братию для угощения, - как гнушающихся творимым, - предает анафеме: ибо хотя следующими правилами и запрещено устроять вечери любви, но иногда тем, которые делают это с добрым намерением, дозволяется.
4-е (чит. 74-е) правило VI собора и 28-е Лаодикийского распространяют отлучение на тех, которые внутри церкви, или в месте, посвященном Господу, вечеряют и вкушают, может быть, так называемую вечерю любви, и дерзают постилать ложе (ибо всякое место, посвященное Богу, называется Господним). Был древний обычай, что, по причащении божественных таин, богатые предлагали бедным общую трапезу. Об этом обычае упоминает и великий Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам (11, 20-22); ибо он называет это вечерею любви, или потому, что это приводит к любви (вкушающих трапезу), или потому, что совершается ради любви. А впоследствии божественные отцы запретили вечери любви, так как они были причиною соблазна.
То же самое повелевает и 42-е (51) правило собора Карфагенского, и совсем запрещает устроять пиршества в церкви, разве если кто по необходимости войдет в церковь, путешествуя в чужой стране и не имея пристанища.
О купле и продаже
Свободу от опекунской власти испрашивает мужчина от 20 лет, а женщина от 18; а ты знай, что совершенный возраст есть 25-летний.
Злоупотребляющие плодородием, чтобы закупать товары или складывать и ожидать времени неурожая купцы лишаются права торговли или ссылаются, а лица низкого состояния осуждаются на публичную работу.
О смесившихся с бессловесными животными, или скотоложниках
16-е правило Анкирского собора сделало дивное разделение тех, которые смесились с бессловесными животными: ибо совершившие, - говорит, - однажды это мерзкое деяние, еще не достигшие 20 лет и не сопрягшиеся с женою и в покаянии обретшие врачевание, в течение 15 лет не должны исходить от места припадания и, затем, пребывая в другое пятилетие вместе с молящимися, таким образом должны быть удостаиваемы причащения Божественных Таин, если покажут искреннейшее раскаяние, а усладившиеся до пресыщения сею страстию должны подвергнуться припаданию в продолжение двадцатилетия, и затем, в другое пятилетие стоя вместе с верными, таким образом должны приступить к причащению. А тем, которые впали в этот грех, преступив юношеский возраст и достигши совершенного возраста и сожительствуя с женами, время припадания должно быть определено 25-летием и затем, по прошествии и еще пятилетия, таковые должны быть допущены до причащения Божественных Даров; а кто, будучи пятидесятилетним, или же склонившись к старости и имея собственную жену, одержим этим злом, тот лишается Таин во все время своей жизни и должен причаститься при смерти, и только.
А 17-е (пр. ) того же (соб. ) называет их прокаженными (ибо так Моисеев закон называл нечистых и оскверненных) и повелевает молиться вместе с обуреваемыми. А это суть те, которые склонностью к страстям заключили для себя доступ в небурное пристанище церкви и отворили дверь духам злобы, которые воздвигают на душу бесчисленные треволнения и бури.
Великий Василий в 7-м, а также 63-м правиле смесившихся с бессловесными животными после исповедания (сего греха) отлучает от общения на 15 лет.
А Великий Григорий Нисский в 3-м (4) правиле епитимию за безумное скотоложство простирает на 18 лет.
И гражданский закон говорит: у смесившихся с бессловесными животными, или скотоложников, нужно отсекать член.
О чтецах
33-е правило VI Собора говорит: никто без пострижения и посвящения своего пастыря да не читает в церкви священные книги, стоя на амвоне, а дерзающих поступать против этого (правила) подвергать отлучению.
А 14-е правило VII Собора не дозволяет делать сие и постриженному с детства или одетому в черную, или монашескую, одежду, если он не получил руковозложения от архиерея; впрочем, и игуменам, которые почтены священством, дозволяется, - говорит (правило), - поставлять чтецов в своих монастырях, в том случае, думаю я, если монастыри находятся в пустыне.
А Юстиниана новелла требует, чтобы никто не был чтецом, если ему не будет 18 лет.
Об анафеме
Иоанн Златоустый в беседе о том, что не должно анафематствовать, полагает, что не должно вообще верного человека называть анафемою, ибо это совершенно отсекает от Христа, - говорит он, - и предает диаволу, так что таковый уже не имеет и места спасения: ибо тот, кто сделался анафемою, становится чуждым Христу и собранию верных и отдается в удел сатане, и как посвящаемое Богу отделяется от обыкновенных человеческих вещей, так, наоборот, и предаваемое сатане отделяется от Божественного. По этой же, как кажется, причине было отвергнуто и синодальное определение, бывшее в царствование Константина Порфирородного и (в служение) патриарха Алексия, анафематствующее царских изменников, и поднимающих против них оружие, и употребляющих насилие; по сему мнение великого отца Златоуста должно иметь более силы, чем определенное IV Собором и собором Гангрским.
О тех, которые разбойнически похищают чужое
Святый Григорий Чудотворец в 3-м правиле (чит. 3, 4, 5, 6, 7) - грабителя, и корыстолюбца и присвояющего чужое ради гнусного прибытка объявляет отлученным и изверженным от Церкви Божией, подобно тому, как и сыновья, за безрассудные вины, устраняются и лишаются отцовского имущества.
Ошибается, обольщая себя, тот, кто говорит, что он нашел вещь брошенною и взял, когда она никому не принадлежала и что он не знал, может быть, хозяина ее; ибо и тому, кто нашел ее таким образом, не позволительно корыстоваться и присвоивать себе чужое.
А в 10-м (9-м) правиле сей же великий Григорий дерзнувших учинить нападение на чужие домы, если, быв обвинены в сем, будут обличены, не удостоивает даже и слушания, и признавшимся добровольно и возвратившим то, что взяли, повелевает припадать и выходить вместе с оглашенными.
С оружием нападающие и опустошающие чужие домы или поля наказываются смертною казнию.
О тех, которые похищают жен для брака
Великий Василий в 22-м (правиле) говорит: …осквернившийся с женщиною тайно ли, по ее согласию, или насиловавший ее, должен быть подвергнут епитимии блудников и в течение четырех лет должен пройти четыре места покаяния; в первый год состоя плачущим вне дверей храма, во второй - в числе слушающих, в третий - с припадающими, в четвертый стоя вместе с верными, но воздерживаясь от Божественных Таин; по прошествии же и сего должен получить совершенное общение.
30-е (правило того же святого отца) похищающих жен и тех, которые содействуют им, осуждает на стояние в продолжение трехлетия вне (общих) молитв, вместе с слушающими. А если жена, говорит св. Отец, предала себя добровольно, и если этому не предшествовали ни растление, что говорится собственно по отношению к девам, ни татьба, т. е. тайное смешение, то взявший ее не повинен епитимиям настоящего правила, так как (тут) не было насилия…
Законы
Кто похищает женщину, обрученную с кем-либо, или необрученную, или вдову, благородная ли она, раба ли, или отпущенная на свободу, а особенно если она посвященная Богу, хотя бы кто похитил свою невесту, если совершил похищение с оружием, т. е. с мечами или дреколием, таковый должен быть казнен мечом, а способствовавшие похитителям, или знавшие, или добровольно принявшие (похищенную), или оказавшие какое бы то ни было пособие, после жестокого телесного наказания и острижения должны быть наказаны лишением ноздрей, так как решившиеся совершить похищение бывают готовы и убивать сопротивляющихся им; а если похититель совершил похищение без всякого оружия, то у похитившего должны быть отсекаемы руки, а содействовавшие ему каким бы то ни было образом, после телесного наказания и острижения должны быть ссылаемы в ссылку, по желанию ли женщин, или без желания совершено было похищение, а особенно, если покусились похитить замужних женщин; также должны быть сосланы и родители похищенной женщины, если они покусятся получить от похитителей недостойное удовлетворение. А если и раб окажется содействовавшим делу, должен быть сожжен.
Похитивший деву или вдову не может жениться на ней, хотя бы даже соглашался на сие отец ее и прощал преступление.
Похищенная получает в свою пользу имущество похитителя если не хочет законно сочетаться с ним; а если захочет сего, обращается в казну имущество ее, похитителя и тех, которые соизволяли на это зло, будут ли это родители их или чужие.
О мужеложстве
Великий Василий в правиле 7-м, а также в 62-м говорит: "явивший неистовство на мужском поле" и раскаявшийся должен быть подвергаем подобающим епитимиям покаяния на 15 лет и после сего должен быть удостоиваем общения. А Григорий Нисский в 3-м (чит. 4) пр. простирает покаяние сих на 18 лет.
А Иоанн Постник говорит: если отрок будет осквернен каким-либо мужем, то, если он принял "истицание в бедра", после подобающих епитимий может вступать в священство, а если - "в афедрон", отнюдь да не удостоивается священнической степени: ибо хотя он и не согрешил, по причине несовершеннолетия, но "сосуд его проседеся" и не допускает его священнодействовать, ибо осквернился.
Осквернившиеся, т. е. совершающий и терпящий осквернение, должны быть наказываемы мечом, разве если потерпевший будет моложе 12-ти лет: ибо тогда несовершеннолетие освобождает его от такового наказания.
*- Из Алфавитной Синтагмы Матфея Властаря (Перевод с греческого свящ. Николая Ильинского)