Сыны Божии

Nov 04, 2013 22:06

«И бысть егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им: видевше же сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша себе жены от всех, яже избраша». (Быт.6:1,2)

«Чтобы понять смысл рассматриваемого текста, надо определиться с понятием «сыны Божии»- Бней Элоhим. Но именно это сделать представляется достаточно трудно.

Святые отцы Церкви сильно расходятся во мнениях по этому вопросу.
Одни- Иустин Философ, Афинагор, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий и другие- учили, что «сыны Божии»- это Ангелы, и подтверждали это следующим текстом: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.» (Иов 1,6)
Другая группа святых отцов: Иоанн златоуст, Ефрем Сирин, Блаженный Феодорит, Кирилл Иерусалимский, Иероним, Августин и другие- придерживались иного мнения. Они учили, что «сыны Божии»- это именно сифиты; следовательно дочери человеческие- «каитнитки».
То, что «сынами Божиими» назывались в Библии люди, есть достаточно подтверждений. О древних иудеях сказано: «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем;» (Втор.14:1). Из контекста данного стиха видно, что речь идёт именно о людях. В Новом Завете мы находим нечто подобное: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;»(Гал.3:26); и ещё: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.»(Рим.8:14).
Наличие разных, прямо противоположных толкований у святых отцов не должно смущать нас. Напротив, подобное обстоятельство должно сильнее привязать нас к принципам соборности. Некоторые находят какое-либо утверждение у отцов и ставят его во главу угла, не понимая, что на частном мнении, даже святого отца, нельзя выстраивать своего мировоззрения.
Почитай побольше книг- и найдёшь совсем другие высказывания у святых. Подобные, внешне противоречивые высказывания- не взаимоиключающие, а взаимодополняющие.»(1)
В принципе тоже самое говорит и современный богослов Е.Авдеенко: «Если человек вверен Богу, о нём можно сказать: он сын Божий. Если ангел сохранил верность Богу, он тоже - сын Божий.»(2)
======================================================================
Уважаю отца Олега, но с этим фрагментом не могу согласиться. По- моему надо серьёзно разбираться,- почему это произошло, что святые отцы имеют противоположное мнение.
Противоположные мнения- это значит не взаимодополняющие мнения, а взаимоисключающие. Если «сыны Божии» это люди, то точно не Ангелы, значит утверждение, что они Ангелы не правда, а ложь. А мы знаем кто отец лжи.
Всё дело, как обычно, в масоретах исказивших Священный текст. Посмотрим, как выглядит стих из книги Иова, который так смутил святых отцов, в Септуагинте: «И бысть яко день сей, и се, приидоша Ангели Божии предстати пред Господем, и диавол прииде с ними».(Иов 1,6)
Никакие это не «сыны Божии», а Ангелы Божии. Вывод: если бы святые отцы изучали Септуагинту, а не масоретский текст, проблем бы не было. И самое главное: некоторые писали от себя, а не Духом Святым, если только их толкования не были подправлены. Прости Господи, не могу лукавить! Но это не умаляет их святости.

(1)- Школа выживания: человек в мире соблазнов. Протоиерей Олег Стеняев. Москва 2012г. Стр.101,102
(2)- Стенограмма лекции Е.Авдеенко «Чтение по книге Бытия. Каин»


Священное Писание, синодальный перевод, Творения святых отцов, Олег Стеняев

Previous post Next post
Up