Предыдущая заметка этой серии была посвящена очередной инициативе псевдоразвития страны, которая по традиции с пафосом была преподнесена населению не способной к созиданию российской властью. С 2009 года в России проводится политика энергосбережения, примитивно скопированная с «цивилизованных» стран ради «модных» целей инновационного развития страны во времена непримечательного всеми забытого президенства Д.А. Медведева и по факту логически приведшая к разорительным для граждан последствиям. На поверку эта инициатива оказалась антинародной чиновничьей пустышкой, апофеозом грабительско-демагогической политики нашего болезненного государства. Со слепым рвением властью был поставлен новый почетный памятник либерализму, еще сильнее придавивший наше умирающее, едва живое социальное государство.
Итак, мы помним, что собственники помещений всех домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, но имеющих техническую возможность их установки, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) обязаны оплачивать коммунальные услуги с применением повышающего коэффициента. С 1 января 2017 года удорожание оплаты в этой связи составляет 50 %. Справедливости ради надо отметить, что применение повышающего коэффициента вводится в ручном режиме на уровне регионов. В особо запущенном случае, когда в Ярославле под конец 2016 года всплыл факт отсутствия счетчиков тепловой энергии почти в сотне домов, было принято решение переноса применения коэффициента по теплу на следующий отопительный сезон.
Наш пятиэтажный дом на отдаленной окраине Ярославля оказался в числе тех, до которых волна «прогресса» докатилась в последнюю очередь. До октября 2016 года ни о домовом счетчике тепловой энергии, ни о повышающем коэффициенте никто в доме, включая меня, не знал и не помышлял. Что же, незнание законов не освобождает от ответственности. Политика энергосбережения в нашей стране реализуется настолько «инновационно», в особом бесшумном режиме, что граждане узнают о ней в самый последний момент - когда жареный петух клюет растерянных жертв ЖКХ, требуя расплатиться по счетам за незнание «прогрессивного» закона.
Далее в хронологическом порядке расскажу о наших шагах на пути к заветному счетчику в побеге от карательных мер государства, причем задавшись целью минимизировать затраты денег и времени жителей на это дело.
1 шаг. Мы узнали о своем счетчике тепловой энергии и составили план собственных действий.
Произошло это случайно, а значит мы могли и не узнать о происходящем с нашим домовым счетчиком до неожиданного наступления часа расплаты. С начала отопительного сезона я активно боролся с управляющей компанией за устранение воздушных пробок в радиаторах нашей квартиры, расположенной на верхнем этаже пятиэтажки. Пришлось плотно общаться с сотрудниками линейного участка. В одном из разговоров с инженером участка в конце октября 2016 года я спросил, почему в нашем доме отсутствует счетчик на тепло. Этот вопрос был вызван тем, что в доме я стал проживать недавно, и до прояснения мною ситуации со счетчиком очередь еще не успела дойти. В ответ инженер участка сообщила, что установкой счетчика в нашем доме уже занимается МУП «Яргорэнергосбыт» (далее - МУП). Подробности по сроках и другим деталям она порекомендовала уточнить непосредственно в этом МУПе и дала контакты ответственного сотрудника.
Затем я позвонил сотруднику МУПа и выяснил:
1) МУП «Яргорэнергосбыт» в Ярославле занимается реализацией политики энергосбережения и непосредственно сам устанавливает общедомовые счетчики тепловой энергии.
2) Наш дом имеет техническую возможность установки прибора учета и включен в программу МУПа по установке счетчиков на 2016 г.
3) По нашему дому разыгран конкурс на установку счетчика, выбран подрядчик и с ним заключен договор. Подрядчик: ООО «Энергосервисная компания». Сумма: 351352,06 руб. с возможностью увеличения на 10 %. По моей просьбе мне были предоставлены контактные данные подрядчика.
4) Оплата установки счетчика будет производиться не за счет средств капремонта, а за деньги, которые пойдут в платежках отдельной строкой с учетом пятилетней рассрочки. Для справки: наш дом накапливает средства на спецсчете и к октябрю 2016 года на нем накопилась сумма свыше стоимости договора МУПа.
5) У собственников квартир дома есть право принять решение об использовании средств капремонта на установку счетчика.
6) И еще об одном праве собственников, позволяющем существенно сэкономить, мне сказано не было.
Из разговора я сразу сделал вывод о том, что надо обязательно добиваться использования средств капремонта, чтобы не платить дважды. Один раз мы заплатили взносы на капремонт, накопили сумму свыше стоимости установки счетчика, и внесенные деньги стали лежать на спецсчете без дела мертвым грузом, а второй раз мы дополнительно заплатим за установку счетчика.
Далее я позвонил в подрядную организацию и выяснил:
1) То, что мне не сказал сотрудник МУПа. Существует возможность снижения стоимости установки счетчика до 285 тыс. руб., что на 66352 руб. меньше стоимости договора МУПа. Довольно существенная сумма в пересчете всего лишь на 66 квартир пятиэтажки. Такой вариант после задействования средств капремонта оказался второй возможностью сэкономить деньги. Снижение стоимости объясняется отсутствием дополнительных статей расходов, которые закладывает в смету МУП - госэкспертизы и др. Получается, что участие в установке счетчика муниципального предприятия для жителей превращается в медвежью услугу, приводя к удорожанию на 18 %.
2) Подрядная организация заинтересована в работе по прямому договору с собственниками и за счет средств капремонта.
3) Для этого необходимо заключить прямой договор между собственниками и подрядной организацией.
4) Для заключения такого договора необходимо провести общее собрание собственников МКД и принять соответствующее решение.
Из обоих разговоров - с МУПом и подрядной организацией - я сделал следующие выводы:
1) «Без меня меня женили». Не спросив нас, ничего нам не объяснив и не предложив, за нас приняли все решения и даже не уведомили об их реализации. Легкие примитивные вредные решения. Получается классическая ситуация: одни чиновники приняли антисоциальный закон об энергосбережении, а другие в стремлении его слепо исполнить без спроса граждан залезают в их карман, не стремясь сберечь их деньги. И делается это не для блага людей, а для того, чтобы нижестоящие чиновники выслужились перед своими начальниками, и в конечном итоге была удовлетворена барская прихоть авторов закона.
Таким образом мы «попали» на деньги дважды - ярославский МУП заложил дополнительные 19 % в смету и оплачивать счетчик мы должны были за счет дополнительных платежей, а не из накопленных средств на капремонт.
Сколько еще времени чиновники будут мучать нас вопросами, вызывающими у добропорядочных граждан лишь неприязнь и злость в отношении к власти и всем, кто связан с ЖКХ:
- Почему нам никто не сообщил о том, что до 2017 года необходимо установить счетчик?
- Почему нам никто не сообщил о розыгрыше конкурса по нашему дому с определением конкретной суммы работ и заключении МУПом договора с подрядной организацией?
- Почему нам никто не предложил вариант экономии денег путем оплаты установки счетчика деньгами из капремонта?
- Почему нам никто не предложил вариант экономии денег путем заключения прямого договора с подрядчиком?
- Почему у работников мэрии, МУПа, управляющей компании, большинства российских чиновников отсутствует личностная мотивация помогать гражданам, помогать гражданам пользоваться своими правами? У чиновников и организаций сферы ЖКХ имеются для этого достаточные возможности и ресурсы, которыми они пользуются только благодаря тому, что мы оплачиваем налоги и услуги ЖКХ.
Вопросы риторические, но легко объяснимые. В нашей стране отсутствует идеология созидания. У власти нет достойных государственных целей и ориентиров. Чиновники превращены в серых безынициативных исполнителей, скомканных в верную армию защитников существующей убогой и разрушительной системы, высшей целью которой является отъем и распределение ресурсов - как природных (нефть, газ, лес, металлы и др.), так и в виде налогов, штрафов, пошлин и прочих податей со стороны населения.
2) Необходимо брать инициативу в свои руки, устанавливать максимальный контроль над ситуацией и по полной программе пользоваться своими правами, так щедро предоставленными государством (о них в предыдущей заметке).
3) Мы будем работать с подрядной организацией без участия МУПа и по стоимости 285 тыс. руб. Для подстраховки я проверил этого подрядчика, получил положительные отзывы о его работе. Озвученная им стоимость оказалась конкурентоспособной и обоснованной. К тому же эта компания выиграла конкурс МУПа, а значит прошла юридическую и профессиональную проверку.
4) Для установки счетчика мы будем использовать средства, накопленные на капремонт.
5) Мы организуем заключение договора с подрядной организацией не от нашего имени, а от имени управляющей компании и за наш счет. Объяснение этого решения приведено в предыдущей заметке, но еще раз кратко поясню данный вопрос ниже. Как потом выяснилось, реализация этого момента оказалась самой сложной задачей.
2 шаг. Консультация с Региональным фондом содействия капремонту Ярославской области (
www.yarmkd76.ru, Ярославль, ул. Рыбинская 44).
Первым делом я обратился Регфонд с вопросом о размере суммы накопленных средств на спецсчете нашего дома и процедуре использования средств на установку счетчика. Получить ответ оказалось непростой задачей. Прием граждан Регфонд ведет только по вторникам и четвергам с 9 до 17 часов с перерывом на обед. Прием ведет один человек. И это на всю Ярославскую область, в которой около миллиона человек платит взносы на капремонт, и многие из них сталкиваются с вопросами, желая задать их на личном приеме. Неминуемо возникает очередь. Почему нельзя организовать ежедневный прием граждан при таком высоком (свыше 6 руб. за м2) уровне взносов на капремонт? За наши деньги можно было организовать достойную информационную и консультационную поддержку граждан. Кто надеется получить консультацию дистанционно, пусть имеет в виду, что по телефонам Регфонда (77-00-33, 8-800-770-0903) дозвониться невозможно - постоянно звучит автоответчик. Приходится идти туда лично.
Еще отмечу, что прием в Регфонде ведет очень некомпетентный сотрудник - женщина бухгалтер по профессии, как она сама мне сказала. Она плохо разбирается в юридических вопросах, постоянно путается, ходит к другим сотрудникам за консультацией, если совсем не знает, что ответить, а на некоторые вопросы отвечает откровенно неправильно. Так, на мой вопрос о текущем балансе нашего спецсчета она мне сказала, что вся эта информация представлена на сайте Регфонда, после чего распечатала с сайта информацию о начислениях и платежах по нашему дому за весь период, решительно подчеркнув итоговую сумму платежей за период и уверенно заявив, что это текущая сумма на нашем спецсчете. Но это не так. Грубая ошибка сотрудника Регфонда!
На сайте Регфонда, действительно, есть возможность проверить начисления и платежи по дому - раздел в меню справа
«Как проверить начисления по дому?». Но это только то, что людям пришло в платежках и то, что они по факту заплатили. Там нет информации о расходах и текущем остатке по счету. Для получения этой информации нам пришлось написать соответствующее заявление, ответ на которое с указанием суммы на спецсчете мы получили через 14 дней при установленном для Регфонда сроке ответов на заявления граждан в 10 дней. Вот, и получается, что капитальные взносы, как любой другой легальный способ отъема денег у населения нашим государством, создают немыслимое количество проблем для граждан помимо основного урона в виде самих платежей.
Также в Регфонде мне было сказано, что для использования средств капремонта на установку счетчика собственники квартир должны принять соответствующее решение на общем собрании. Оплата средств подрядчику может производиться как без аванса по факту выполнения работ, так и с авансом в 30 %. Решение о проведении платежей принимается в течение 30 дней с момента подачи документов.
В предыдущих заметках я уже писал, что не только абсурдно, но и аморально «драть» с людей немыслимо большие деньги за капремонт, при этом как собака на сене сидеть на этих деньгах целый месяц, чтобы соизволить дать разрешение жителям воспользоваться их же деньгами.
Забегая вперед, отмечу, что в дальнейшем, в момент отказа управляющей компании заключать договор с подрядчиком от своего имени и за наш счет, я пытался выяснить правомерность такого отказа и возможности по привлечению управляющей компании к заключению договора. Общался по этому вопросу с начальником юридического отдела Регфонда Е.М. Козловой. Мне открыто было сказано, что владельцы спецсчетов предоставлены сами себе и должны сами распоряжаться своими деньгами. Регфонд проведением работ в домах со спецсчетами вообще не занимается, он только выдает разрешение на перечисление средств - по сути выступает в роли смотрящего контролера, причем за деньгами граждан. Управляющая компания тоже никакого отношения не имеет к работам, выполняемым за счет средств капремонта, и договор от своего имени не обязана. Хотя, как при этом было сказано, Управдом Завожского района не имеет никаких препятствий для этого. Управдом активно и успешно работает с Регфондом по таким вопросам, знает всю процедуру, состав документов и легко может сделать все это в отношении нашего дома. Но об этом позднее.
3 шаг. Переговоры с управляющей компанией и запуск процесса установки счетчика.
На этом шаге мы столкнулись с неожиданными и с трудом представляемыми сложностями, которые на ровном месте нам создал Управдом Заволжского района. Это организация оказалась самой проблемной во всей нашей истории, печальные подробности которой последуют ниже.
Предварительно собрав информацию, необходимую для принятия и реализации решений по установке счетчика, мы с Председателем Совета дома (далее - староста) обратились в управляющую компанию. В нашем активе были сведения о том, что дом имеет техническую возможность установки счетчика, существует конкретный подрядчик, устраивающий нас своей репутацией и стоимостью своих услуг, на спецсчете дома имеется достаточная сумма. Нам оставалось договориться с Управдомом Заволжского района о том, что они заключат договор с подрядчиком от своего имени и за наш счет, а также организуют проведение общего собрания собственников.
Первый официальный заход в управдом мы предприняли 26 ноября 2016 года, когда староста, как официальный представитель собственников квартир, подала заявление на имя директора К.М. Аваковой с просьбой организовать проведение общего собрания по вопросу установки счетчика за счет средств капремонта. Никакой реакции не последовало. Только 7 декабря она смогла добиться встречи с директором. Та ей озвучила свою позицию о том, что управдом не хочет, чтобы жители использовали средства капремонта на счетчик. Оно и понятно. Если мы откроем и начнем опустошать свою капремонтовскую кубышку на решение насущного для нас сейчас вопроса, то потом у нас будет меньше денег, посредством использования которых на капремонт управдом может решить свои проблемы по техническому состоянию дома. В результате первый блин оказался комом - нам в лице старосты дали в управдоме от ворот поворот.
Второй официальный заход в управдом я решил предпринимать самостоятельно в паре со старостой и с основательной предварительной подготовкой. Я занялся поиском оснований участия УК в договорных отношениях с подрядной организацией. Логически все указывает на необходимость такого участия. УК занимается управлением общим имуществом, в том числе эксплуатирует общедомовой прибор учета после его установки. Работы по монтажу счетчика проводятся в подвале - в месте общего пользования, за состояние которого отвечает УК и допуск с которому для проведения работ выдает подрядчику тоже УК. Если собственники, не обладая должной юридической и технической квалификацией, заключат прямой договор с непонятно какой подрядной организацией, которая непонятно что и непонятно как натворит в подвале и установит непонятно какой счетчик, то УК наравне с собственниками получит серьезные проблемы. Разгребать их придется всем. Зачем создавать предпосылки для такого печального и абсурдного исхода, если УК может грамотно заключить договор с подрядчиком, профессионально проконтролировать все технические решения, качество и результат выполняемых работ. Затраты УК в этом процессе очень скромные - работа юриста при заключении договора, работа инженера для контроля работ. Логично участие УК еще и потому, что наша плата в карман УК за содержание и текущий ремонт дома (20 руб./м2) составляет существенную сумму, которая вполне компенсирует организационные затраты УК на обслуживание договора с подрядчиком.
В то же время юридически УК не имеет никакой обязанности участвовать в установке общедомового счетчика. Она может полностью отстраниться от этого дела со всеми вытекающими неприятными последствиями для собственников квартир, о чем написано выше и в предыдущей заметке.
Разговаривал по этому вопросу с Департаментом городского хозяйства Ярославля. Там категорически сказали, что это не их дело. Разговаривал с областным Департаментом энергетики. Там сразу же встали на мою сторону, высказав недоумение о том, почему УК не заключает договор с подрядчиком: «логически же это должно быть так…». В подтверждение этой позиции они на электронную почту мне выслали письмо Минстроя от 18 сентября 2015 г. № 30162-ОЛ/04, выдержку из которого привел в предыдущей заметке.
Поговорил еще Центром организации проведения капитального ремонта ЯО (
www.цокр.рф). Это частная коммерческая компания, созданная при поддержке депутата муниципалитета Ярославля Олега Ненилина в его бытность руководителем Регфонда. Центр занимается тем, что осваивает деньги на спецсчетах. Другими словами, зарабатывает на неспособности многих владельцев спецсчетов самостоятельно организовать выполнение работ по капремонту. Эта компания от своего имени и за счет собственников заключает договоры с подрядчиками, контролирует и принимает их работы. Подрядные организации привлекаются только строго из списка самого Центра как «надежные и проверенные». Дополнительно к имеющимся средствам на спецсчетах Центр привлекает кредитные средства, давая банкам возможность заработать свой барыш. Вот еще такая частная лавочка работает на ниве паразитирования в сфере капремонта.
Собрав и проанализировав информацию из всех источников, разобрав по косточкам положения ЖК РФ о полномочиях общего собрания собственников и специальных счетах, я написал развернутое заявление в УК. Оно было официально передано в управдом 9 декабря 2016 года. В заявлении для УК была полностью разжевана ситуация с установкой счетчика в нашем доме и были сделаны конкретные обоснованные предложения. Это заявление, как отправной фундаментальный документ в деле установки счетчика в нашем доме, будет опубликовано в следующей заметке.
Реакция на заявление не последовала. Пришлось записаться на прием к директору управдома К.М. Аваковой. Встреча состоялась только 21 декабря. На ней мы со старостой услышали от директора информацию, что средства капремонта нельзя использовать для установки счетчика. И это сказал аттестованный директор лицензированной УК. Ложь это или заблуждение? Далее я разъяснил ей, что препятствия для использования средств капремонта отсутствуют, и привел доводы в защиту нашего предложение заключить договор с подрядчиком от имени управдома. Со скрипом и нехотя директор согласилась (или сделала вид) с нашим предложением.
Далее я подготовил образец Решения собственника для голосования, передал на согласование в управдом. Тот протянул время и до нового года так и не сделал нам документы на голосование. После праздников управдом стал нам морочить голову тем, что старая цена 285 тыс. руб. уже действовать не может по причине повышения цен и пожелания подрядчика повысить эту цену. Подрядчик данное пожелание не подтвердил. Затем управдом заявил, что для организации голосования ему нужна от подрядчика смета, согласованная с ресурсоснабжающей организацией, как будто нельзя было это предусмотреть заранее. Дополнительное время ушло на согласование сметы.
Наконец, 27 января 2017 года староста получила от управдома комплект документов на голосование. 15 февраля в управдом староста передала заполненные решения собственников, включая решение Администрации Заволжского района Ярославля по муниципальным квартирам. Результат голосования: 100 % ЗА.
Затем управдом должен был в течение 2-3 дней оформить протокол голосования, подписать договор с подрядчиком и полный комплект документов вместе с проектно-сметной документацией передать в Регфонд для перевода аванса подрядчику. Но прождали мы этого протокола больше месяца - до 17 марта (в следующей заметке опубликую данный протокол). В течение этого времени управдом продолжал морочить нам голову. Самым нелепым фортелем управдома было требование к старосте дома обойти 11 квартир и переписать реквизиты свидетельств о собственности. Получается, что управдом с нарушением организовал проведение общего собрания без достоверного реестра собственников, ведение которого является его обязанностью, а затем свалил выполнение своей функции на старосту дома.
В результате мы потеряли ровно месяц из-за махинаций и разгильдяйства Управдома Заволжского района. Этот месяц нам стоил того, что мы не успели установить и ввести в эксплуатацию счетчик до окончания отопительного сезона. Теперь в новый отопительный сезон мы войдем со счетчиком, показания которого нельзя будет учитывать как минимум первый месяц, а значит велика вероятность того, что за тепло в этом месяце мы заплатим в 1,5 раза больше с учетом повышающего коэффициента.
Управдом направил в Регфонд комплект документов - протокол, договор с подрядчиком, проектно-сметную документацию - только 17 марта (копия письма с отметкой Регфонда имеется). На рассмотрение документов и перевод аванса подрядчику у Регфонда в распоряжении был 1 месяц. Лишь 21 апреля с превышением месячного срока на 4 дня, т.е. допустив нарушение регламента, Регфонд направил в управдом письмо с отказом в переводе аванса в связи с тем, что выявлено отсутствие кворума. Регфонд обнаружил, что решение принято менее чем двумя третями голосов. И это при 100 % голосов ЗА.
Только 28 апреля, т.е. спустя неделю после получения письма от Регфонда, управдом позвонил старосте дома и сообщил о возврате комплекта документов Регфондом в связи с тем, что не хватает голосов для кворума. Уточнил при этом, что, оказывается в управдоме не учли передачу муниципальных квартир в доме в частную собственность, и теперь необходимо получать голоса от новых собственников. Самое забавное в данной ситуации - это то, что управдом при выдаче комплекта документов для проведения голосования настоятельно рекомендовал старосте в первую очередь получить подписи по муниципальным квартирам. При мне глава Администрации Заволжского района А.Е. Мамонтов поставил свои подписи под положительным решением по всем квартирам. Причем ставил он свои подписи по квартирам, которые на тот момент уже стали частными. А вина тому полностью на управдоме, который, как организатор общего собрания собственников, обязан был проверить актуальность реестра собственников квартир.
Также выяснилось, что данные с реквизитами свидетельств о собственности, которые собрала староста по поручению управдома уже после голосования, управдом утерял, не внес или неверно внес в документы с результатами голосования. Старосте пришлось заново обходить квартиры и уточнять эти данные.
Некомпетентность в перемешку с разгильдяйством (или целенаправленное вредительство) управляющей компании в очередной раз привели к урону для собственников - мы потеряли время и вынуждены собирать для управдома недостающие данные о собственниках.
Начавшемуся 12 декабря 2016 года, с момента подачи нашего заявления в управдом, процессу установки счетчика не видно конца. Теперь мы потеряем еще минимум полмесяца на черепашью подготовку комплекта документов управдомом. Потом еще месяц на перечисление аванса Регфондом. Потом еще от полумесяца до месяца на выполнение работ. Затем столько же на приемку счетчика. И с учетом непредвиденных задержек мы получим счетчик к новому отопительному сезону - почти через год с начала обращения в управляющую компанию.
Наш управдом не выполняет обязанность иметь у себя актуальные сведения о собственниках и знать распределение площади дома по собственникам, ссылаясь на недостоверность данных Росреестра, которыми он пользуется.
Наш управдом взял на себя функцию организатора проведения общего собрания, инициатором которого выступили собственники, и с треском провалил эту работу, нижайшую и, по сути, позорную оценку которой дал Регфонд своим отказом.
В наш управдом для решения любого вопроса приходится ходить как на милостыню, сотрудники относятся к собственникам как господа к холопам, а директор управдома К.М. Авакова, ведет себя с посетителями как боярыня Морозова с крепостными.
Я твердо уверен, что данной компании с таким безобразным отношением к клиентам, услугами непотребного качества и столь некомпетентным руководителем на рынке ЖКХ быть не должно. Не зря в передаче «Человек и закон» был показан сюжет о «темной» империи ЖКХ Ярославской области с негативным упоминанием управляющей компании Заволжского района Ярославля - выпуск от 10.03.2016 г.
http://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakon/vypuski/chelovek-i-zakon-vypusk-ot-10-03-2017 Продолжение нашей печальной истории об установке счетчика и борьбе с управдомом последует по мере ее развития…
Источник на сайте "Путь России"