В последние годы вопросы, связанные с ОСАГО, только обострялись и создавали для граждан-автомобилистов все больше проблем. Мало того, что стоимость этой вовсе необязательной в нашей жизни страховки постоянно повышалась, так и возможности ее оформления за номинальную стоимость искусственно урезались самими страховыми компаниями. Если гражданину было нужно просто оформить полис ОСАГО, т.е. получить от страховой компании стандартную услугу, которую она обязана оказывать по закону, то сделать это без лишних потерь было практически невозможно.
В офисе страховой компании, готовой без задержек оформить полис, не моргнув глазом, клиенту заявляли об обязательности оформления дополнительной страховки: жизни, имущества и др. В случае отказа клиента оформлять такую страховку, ему могли сказать об отсутствии возможности оформления «голого» ОСАГО по правилам компании, либо об отсутствии бланков ОСАГО - о чем угодно, лишь бы уклониться от продажи автостраховки без дополнительной накрутки. Вслед за страховыми компаниями на ниве паразитирования в сфере ОСАГО стали промышлять многочисленные страховые агенты, у которых всегда легко и быстро можно оформить полис ОСАГО, но с дополнительной страховкой.
Оформление предлагаемого «допа» утяжеляет ОСАГО минимум на 1000 руб. Казалось бы, небольшие деньги по сегодняшним временам, но в относительном выражении эта сумма в отдельных случаях составляет 20-25% от стоимости ОСАГО. Ни один закон нас не обязывает переплачивать за ОСАГО. Мы имеем полное право купить полис за его номинальную стоимость. Только это право в нашей нищающей стране с разрушенной экономикой растоптано спекулянтами, будучи для них препятствием получать еще больше легких денег.
Достоверно знаю, что компания Росгосстрах оформляет ОСАГО без дополнительной страховки в г. Ярославле (офис на ул. Комсомольская). Только есть одно большое НО. Компания построила работу так, что создала дефицит бланков полисов ОСАГО. На один рабочий день на весь центр региона с 650 тысячами жителей их выделяется около 10 штук. Других мест в Ярославле, где можно оформить ОСАГО без накрутки, практически нет. Насколько знаю, в Ингосстрахе ОСАГО без накрутки осенью 2016 года предлагали оформить по записи через 10-15 дней. Так вот, в Рогосстрах осенью 2016 года просто так попасть было нельзя. Нужно было занимать очередь начиная с 23.00-23.30 предыдущего дня. Для этого было необходимо подойти к двери офиса и внести себя в список на помятой бумаге, заткнутой за вывеску компании. Начиная с 8.30 следующего дня нужно было стоять в очереди, чтобы по списку пройти в офис и оформить тот самый желанный ОСАГО без накруток. В итоге средняя производительность этого офиса 10 человек в день. Она определяется нормированным временем обслуживания клиентов и числом доступных в офисе бланков.
В этом темном царстве ОСАГО с начала 2017 года появился небольшой огонек оптимизма - введена возможность оформления электронных полисов. Узнал я об этом совершенно случайно, когда несколько недель назад возникла необходимость оформить полис. Первым делом по сформировавшейся привычке я воспользовался поиском в интернет: «ОСАГО через интернет». В первых строчках результатов поиска появилась ссылка на сайт одной из крупнейших страховых компаний. Перейдя по ней, я сразу попал на страницу с описанием возможности оформления электронного полиса ОСАГО. Буквально через 2 часа, в 11 часов вечера, не выходя из дома, я стал полноправным обладателем ОСАГО за его номинальную стоимость.
Итак, для оформления ОСАГО:
1. Необходимо зайти на сайт предпочтительной для вас страховой компании.
2. Найти раздел ОСАГО или подраздел «Электронное ОСАГО». Если подраздела с электронным ОСАГО на сайте нет, то найдите сайт другой страховой, где такой подраздел имеется.
3. Начать процедуру оформления электронного ОСАГО. Для этого зарегистрироваться на сайте, ввести свои персональные данные, ввести данные транспортного средства, при необходимости загрузить на сайт скан-копии своих документов. При желании можно выбрать любой срок действия страховки (минимум 3 месяца), чтобы годовой полис оплачивать в рассрочку, причем беспроцентную. Например, изначально вы оплатили 50% годовой стоимости ОСАГО и получили 3 месяца действия полиса. Через 3 месяца можно доплатить остальные 50% и продлить действие полиса на оставшиеся 9 месяцев.
4. После одобрения заявки (в моем случае это было 20 минут) оплатить полис безналичным переводом - с банковской карточки или электронными деньгами.
5. Получить на электронную почту полис. Распечатать его на черно-белом или цветном принтере. Данный документ является действительным полисом ОСАГО, оформленным в строгом соответствии с законом. Информация о нем внесена в единую базу Российского союза автостраховщиков (РСА). Сотрудники ГИБДД такой документ должны рассматривать так же, как и полисы на стандартных типографских бланках, проверяя его достоверность через базу РСА.
Пора вообще отменить требование к водителям иметь при себе права и страховку, которые в режиме онлайн сотрудники ГИБДД должны иметь возможность проверять через общую базу.
Другим позитивным моментом стала возможность более оперативной перерегистрации транспортного средства в ГИБДД при смене владельца или, как говорят в народе, «постановки авто на учет». Делается это путем оформления заявки на получение соответствующей электронной услуги через единый портал госуслуг
www.gosuslugi.ru. После подачи заявки в назначенное время необходимо прийти в ГИБДД для получения этой услуги в течение очень небольшого времени.
Для этого необходимо:
1. Зарегистрироваться на портале
www.gosuslugi.ru. В ходе этой процедуры для подтверждения регистрации обязательно потребуется личный визит в многофункциональный центр (МФЦ) и другую авторизованную организацию. Информация об этом будет предоставлена на портале в ходе регистрации. Также при регистрации помимо паспортных данных потребуется номер СНИЛС.
2. Зайти в раздел услуг ГИБДД и выбрать нужный подраздел.
3. Ввести свои персональные данные и данные на транспортное средство.
4. Выбрать физическое место для получения услуги - город, подразделение ГИБДД.
5. Выбрать время получения услуги.
6. Завершить процедуру оформления заявки.
7. Оплатить госпошлину. При оплате пошлины тут же на сайте безналичным переводом предоставляется скидка (!) 30%. Так, при полном размере пошлины 850 руб., нужно будет оплатить 595 руб. При этом нужно обязательно распечатать и взять с собой оплаченную квитанцию. Она придет на электронную почту.
На пункте 5 меня ждал неприятный сюрприз. Оформлением заявки на получение электронной услуги я занимался в 7 утра в пятницу. Содержание услуги - перерегистрации авто на другого собственника с сохранением номеров (самая распространенная услуга в ГИБДД). Ближайшее доступное время визита в ГИБДД Ярославля был следующий вторник. Таким образом я терял 3 рабочих дня ГИБДД (пятницу, субботу, понедельник). Поскольку в субботу мне предстояла поездка во Владимир, то на портале я сразу поинтересовался о доступном времени визита во владимирскую ГИБДД. Так вот, при оформлении заявки в 7 утра пятницы мне было предложено любое время следующего дня, т.е. субботы, с 8.00 до 16.25. Я выбрал удобное для себя время и завершил оформление заявки. Тут же на электронную почту пришло уведомление с номером моей заявки. На следующий день в ГИБДД во Владимире за 20 минут до назначенного мне времени я подошел к окну предоставления информации, задал вопрос о получении электронной услуги, у меня спросили номер заявки, открыв почту на телефоне, я назвал этот номер и подал необходимый пакет документов. Буквально через 3 минуты мне дали оформленное заявление с моими документами для физического осмотра авто. Осмотр проводился на уличной площадке прямо напротив дверей в ГИБДД. Эта процедура была проведена очень быстро, после чего я передал документы с отметкой об осмотре в то же окно ГИБДД и через 5 минут получил новое свидетельство о регистрации.
Мой вывод: по сравнению с тем, какая тягомотина творилась раньше в ГИБДД, электронная услуга, полученная во владимирском ГИБДД, кажется настоящей сказкой. Это, действительно, практично, удобно и к тому же экономно - по времени и деньгам. Очень радует, что портал госуслуг развивается в верном направлении, и ГИБДД в некоторых регионах успевает делать то же самое.
А теперь вопрос к руководству ГИБДД и МВД. Почему в Ярославле на перерегистрацию авто путем получения электронной услуги при прочих равных я теряю 3 дня, а во Владимире - ни одного?
Источник на сайте "Путь России"