Говорят, у кошки девять жизней, почему же у человека только одна? К счастью, у нас несколько душ, по крайней мере, так считали древние. Факторы для появления множественности души мы рассматривали
в предыдущей статье: это смерть, сон, отражение, тень, дыхание, кровь, сердце. Однако, список не исчерпан. Посмотрим, какие ещё причины влияли на возникновение понятия души и как развивалась эта идея дальше.
Галлюцинации
В связи со сновидениями, в которых древний человек видел умершего, других людей или самого себя, надо сказать несколько слов о видениях и галлюцинациях. По мнению многих исследователей, вопреки распространённому взгляду на традиционное общество как на здоровое, «так как оно приближено к природе», в этой среде тоже есть определённый процент людей с ослабленной психикой. Человек в первобытной среде постоянно подвержен стрессу, проистекающему от незнания законов бытия. Мир вокруг первобытного человека слишком подвижен, слишком наполнен неизвестным, а борьба за выживание никогда не заканчивается.
Вот как выразил это один шаман, а его слова до нас донёс путешественник и исследователь Кнуд Расмуссен.
«Мы боимся! - говорил Ауа. - Мы боимся непогоды, с которой должны бороться, вырывая пищу у земли и моря. Мы боимся нужды и голода в холодных снежных хижинах. Мы боимся болезни, которую ежедневно видим около себя. Мы боимся мёртвых людей и душ зверей, убитых на лове. Вот почему наши предки вооружались старыми житейскими правилами, выработанными опытом и мудростью поколений… И мы столь несведущи, несмотря на всех наших заклинателей, что боимся всего, чего не знаем. Поэтому мы держимся наших обычаев и соблюдаем наши запреты»
Такое же положение в традиционных сообществах описывает Л.Я. Штернберг: «Между первобытными людьми - вопреки обычной идеализации прелестей жизни естественного человека - изобилуют субъекты с больной нервной организацией, неврастеники, поражённые большой и малой истерией и т. д. На таких субъектов крайне заразительно действуют сеансы, рассказы о видениях шаманов, и они сплошь и рядом непроизвольно повторяют манипуляции шамана. Такое состояние и сами орочи считают ненормальным и называют таких субъектов amba-dadje (одержимыми). А так как против этой болезни единственным средством является опять-таки то же шаманство, то начинаются курсы лечения и даже самолечения, которые ещё усугубляют болезнь, и пациент быстро идёт к окончательному нервному расстройству».
Яды и другие наркотические вещества
Если также принять во внимание, что во многих традиционных сообществах использовались различные дурманящие вещества, то нам становится понятно, что «увидеть» умершего человека или человека, находящегося в данный момент не рядом, могли довольно многие. В галлюцинациях и в видениях снова выступает некий «двойник» человека, который якобы может находиться одновременно в разных местах.
Практика дурманящих веществ была обычной, например, для религий американского континента. Антрополог и этнолог А.Ю. Чудак в статье «Растительные галлюциногены в культурах Мексики и Центральной Америки»
https://www.indiansworld.org/Articles/rastitelnye-gallyucinogeny-v-kulturah-meksiki-i-centralnoy-ameriki.html#.XYHd4Sgzbcs пишет, что важным аспектом для этих верований были изменённые состояния сознания (ИСС), которые достигались при помощи психоактивных веществ большей частью растительного происхождения. Например, наиболее распространёнными галлюциногенами в Мезоамерике были кактус пейот, водяная лилия и псилоцибе мексиканская (гриб).
Пейот содержит психоделический алкалоид мескалин, содержащийся в мякоти стеблей. Действующие вещества водяной лилии - алкалоид апорфин, по действию напоминающий морфин; а также нуфаридин, вызывающий гипнотические состояния. Психотропное действие гриба обусловлено наличием алкалоидов псилоцина и псилоцибина.
Лофофора Уильямса - североамериканский кактус рода Лофофора, ранее известна также как Lophophora fricii. Пейо́тль, или Пейо́т.
Употребление кактуса пейот приводило к видениям: «Тот, кто съест или выпьет... пейотля, имеет видения, которые иногда бывают пугающими, а иногда забавными. Опьянение... длится несколько дней. Чичимеки верили, что он придаёт им мужество при опасности и ослабляет страдания от голода и жажды», - пишет Б. де Саагун, испанский миссионер времён Конкисты. Также он описывает различные видения людей: некоторые видели свою смерть, другие - как их поедают дикие звери, кто-то в видениях становился богатым, а кого-то брали в плен и т.д.
А.Ю. Чудак указывает, что пейот применялся и на религиозных церемониях: «жрецы, занимавшиеся преимущественно предсказаниями, на церемониях применяли растение для того, чтобы впасть в трансовое состояние и вызвать галлюцинации, отвечающие их религиозным потребностям. Давали пейот и тем, кому предстояло быть принесёнными в жертву богам. Мескалин придавал им мужество и вызывал экзальтацию».
Про грибы Б. де Саагун пишет: «Те, кто съест их, видят видения и чувствуют ярость в сердце; те, кто съест много их, видит много ужасных вещей…»
[1].
Псилоци́бе мексика́нская - гриб семейства строфариевых. Ацтекское название псилоцибе мексиканской - теонана́катль («тело бога»).
Историк культуры древних народов Сибири Шаповалов А.В. в статье «Магический гриб мухомор: к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике»
http://zaimka.ru/shapovalov-shaman-amanita/ упоминает и о других галлюциногенах, употреблявшихся разными народами:
«…в Южной Америке жевали листья коки, в Северной и Центральной - вдыхали дым табака, народы Океании варили из корней перечных растений опьяняющий напиток - каву, в Азии потребляли различные снадобья на основе конопли и мака, в Центральной Африке - напитки из коры колы».
«…в Сибири задолго до н. э. были известны опьяняющие свойства местных психотропов - конопли, белены, багульника, борщевика и других растений, издревле использовавшихся в Евразии для приготовления наркотических снадобий. Пример, ставший уже хрестоматийным - «скифская баня» - описанный Геродотом способ коллективного вдыхания дыма конопли причерноморскими скифами, нашел археологические подтверждения именно в Сибири»
[2].
Сам же Шаповалов А.В. разбирает информацию относительно использования народами Сибири мухомора. Этот гриб в качестве одурманивающего средства использовался у ительменов, коряков, чукчей, якутов, юкагиров, обских угров, хантов и других. Он приводит описание, данное исследователем сибирских народов В.Г. Богоразом:
«На первой стадии (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная весёлость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они всё ещё осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия - самая тяжелая - человек входит в состояние изменённого сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжёлый наркотический сон (Богораз, 1991, с.140-141)».
Действие галлюциногенных веществ также было непонятно древнему человеку. А.В. Шаповалов пишет, что архаичное сознание (для которого всё происходящее не абстрактно, а конкретно - об этом мы будем говорить в последующих статьях) воспринимало видения как реальные.
Мухоморы использовались и как опьяняющее средство, и как средство для связи с духами. У некоторых народов с духами посредством употребления мухомора могли связываться и простые люди, а у других исключительно шаманы. Примечательно, что дух мухомора - хитрый и коварный дух - был также проводником в мир мёртвых.
Разум
Дурманящие вещества, впрочем, приводили не только к галлюцинациям. Александр Панчин в книге «Защита от тёмных искусств» пишет о гаитянских колдунах, превращающих людей в живых зомби. Для этого жертва опаивается составом, содержащим тетродоксин, после чего впадает в кому. Если таких людей не хоронят по ошибке, или хоронят в склепах, то есть не в могилах, такой человек может проснуться и вернуться обратно к людям, а для гаитян - буквально восстать из мёртвых. Мозг таких людей, к сожалению, оказывается сильно повреждённым, и они больше не обладают волей, что, опять-таки, производит на несведущих людей сильное впечатление, будто человек лишился чего-то важного для управления самим собой - разума
[3].
Ещё один вопрос, который не мог разгадать древний человек, это психические заболевания, лишавшие его сородичей способности вести себя привычным ему образом. Вот перед ним человек: он здоров, руки-ноги у него работают, кровь не вытекает, сердце бьётся, дыхание есть, человек бегает, ест, и вообще совсем как все - только он не ведёт себя, как все остальные - он не может руководить собой. Значит, у него нет какой-то особой сущности, которая помогает человеку управлять собой, работать, добывать пищу и вообще делать все дела разумно. Таким образом, разум в глазах непосвящённых людей тоже являлся работой некой сущности, и если эта сущность уходит от человека, то он теряет способность вести себя надлежащим образом.
В случае выздоровлений или временных улучшений считалось, что сущность, отвечающая за разум, вернулась к человеку. Мы и сейчас употребляем такие выражения, как «вышел из себя», «пришёл в себя» в том числе и в значении, что человек был некоторое время неадекватен, а затем стал нормальным, привычным нам.
«Двойники»
Итак, постепенно человек осознаёт, что у него есть некий «двойник», которого он видит во сне, так же, как и «двойников» других людей. Есть «двойник», который живёт в отражении в воде, «двойник», который ходит с ним рядом, когда светит солнце. Есть также некая сущность, отвечающая за разум и волю.
Человек также замечает, что у этого «двойника» есть определённые физиологические стороны: человек умирает, когда у него вытекает много крови, когда у него перестаёт биться сердце, и когда он перестаёт дышать. Значит, верно предположение, что он умирает, когда из него что-то уходит - кровь, дыхание или же неведомый двойник. И в то же время эти неясные сущности не сильно связаны друг другом - ведь когда он спит, один двойник уходит и гуляет по лесам, и даже охотится, а другие двойники - кровь и дыхание, остаются при нём. Значит, у человека есть несколько двойников?
У Токарева С.А. в книге «Религия в истории народов мира» приводятся такая информация: «По египетским верованиям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части его существа: имя (Рен), душа (Ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека (Ка), занимающий главное место во всем этом комплексе верований. Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, Ка может надолго пережить его»
[4]. Также нужно сказать о душе-сердце, которое, по древнеегипетским представлениям, было «вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека» и на суде Осириса даже могло свидетельствовать против своего хозяина. Ещё одна душа - тень «шуит», тоже могла отделиться от своего хозяина и путешествовать самостоятельно
[5].
Душа Ба отлетает от своего тела. Изображалась в виде сокола с человеческой головой.
Такое множество душ у одного человека существовало не только в Древнем Египте.
В Древней Греции было две категории души: «фюмос» выражало связь души с дыханием, грудной клеткой и сердцем. Это, можно сказать, материальная часть души, которая существует, пока жив сам человек. «Псюхэ» (psyche) - некая бессмертная неуничтожимая субстанция, существующая в человеке. По мнению греков, она располагалась в голове человека. Псюхэ покидает тело после смерти и отправляется в потусторонний мир, по некоторым данным, возможно также её переселение в другое тело
[6]. Ещё было такое понятие, как pneuma-дыхание.
В Древнем Китае душа умершего человека тоже была множественна: душа «хунь» возносилась на небо, а душа «по» оставалась на земле, возле тела. Причём неясно, сколько всего было этих душ - по некоторым источникам, «хунь» было три, а «по» - семь
[7]. В любом случае, душа, оставшаяся возле тела, или просто на земле, требовала хорошего обращения, а именно, кормления и строгого соблюдения ритуалов, иначе она могла переродиться в злой дух «гуй», буквально «голодный дух», который мстил не только своим родственникам, но и причинял неприятности всей стране, например, насылал неурожаи и плохую погоду. А так как кормить дух усопшего мог только родственник, а лучше всего сын, поэтому соблюдение ритуалов стало в Китае делом государственной важности.
В Древнем Риме, как мы упоминали в прошлой статье, верили в три вида души: umbra-тень, витающая вокруг могил, spiritus- дух, возносящийся к звездам, и manes - маны, которые идут в ад, либо, по другой версии, остаются около могил и становятся покровителями рода.
Однако это всё примеры хоть и древних народов, но всё же достигших стадии письменности и государственности. Как обстояло дело с более архаичными обществами? Обратимся вновь к Л.Я. Штернбергу:
«Идея множественности душ существует у различных народов земного шара. Приведём ещё несколько примеров. Фиджийцы признают существование двух душ: «тёмной», или тени, которая после смерти идет в подземный мир, и «светлой души», или «отражения» в воде или зеркале, которая остается там, где человек умирает. У индейского племени Северной Америки дакота одна душа остаётся при теле, другая-в его селении, третья отлетает в воздух, четвертая - в страну духов. Каждая из таких душ чаще всего представляет собою цельного двойника человека, но с различными самостоятельными функциями, свойственными им даже при жизни. Так, например, как сообщает Вилькинс, у некоторых племен Зондского архипелага существует представление, что у человека ещё при жизни есть души, которые живут вне его, в телах животных, растений и т. д. и помогают ему при жизни и покровительствуют после смерти (genius natalis). Но, повторяем, все эти души - sui generis, каждая в своём роде, особой породы, так сказать».
«Кроме того, каждый вид души в отдельности, например, главный двойник, продолжающий индивидуальное существование в стране мертвых, тоже, в свою очередь, должен быть множественным на случай второй смерти. Так, например, у сахалинских гиляков, по моим данным, имеется, помимо теня, три одинаковых души, которые последовательно вступают в существование одна после другой, потому что человек, по их мнению, умирает три раза и притом в третий раз уже окончательно»
[8].
Частицы души
Итак, двойников много, душ тоже много, и подтверждение этому древний человек видит в своей обычной жизни. Например, случается несчастье, и у кого-то парализует руку, или отнимаются ноги, либо же эти части тела не работают вследствие раны или увечья. В этом случае душа-кровь на месте, душа-дыхание тоже на месте, вообще все остальные «души» на месте, однако эти части тела почему-то не работают, не «живут». Значит, у руки или ноги была отдельная «душа», и сейчас она покинула своё обиталище. Подтверждением тому, что у каждого органа своя «душа», служили и выздоровления, когда, например, рука, зажив от раны, вновь начинала двигаться, или проходил паралич. В таком случае древний человек считал, что «душа» соответствующей части тела вернулась.
Такие же выводы древние люди могли сделать по поводу немых, слепых или глухих людей - что у них отсутствует некая сущность, отвечающая за речь, зрение и слух. Мало того, из этой мысли, что каждому органу присуща своя собственная душа, появляется представление, что если ребенок рождается инвалидом, то он лишён какой-то из душ с рождения.
От подобных наблюдений древний человек делает вывод, что у него есть некая большая душа, которая делает живым всего человека, и есть несколько маленьких душ, которые отвечают каждая за свою область.
«Человеческая душа таким образом не только множественна как целое, но и в отдельных своих частях; это настоящий симбиоз парциальных душ, связанных общностью местопребывания в теле и с его цельными двойниками», пишет Л.Я. Штернберг.
Позднее (а может, наоборот, раньше) древний человек начинает видеть эту парциальность душ не только у людей, но и, например, у деревьев - если само дерево растёт, распускает листья, но одна из его ветвей высохла. Древнему человеку вполне было очевидно, что душа этой ветки ушла, а душа всего дерева осталась.
На что похожа душа?
Из всего многообразия факторов, так или иначе повлиявших на происхождение понятия души, человек всё же начинает выделять какого-то основного двойника. Как ни важны кровь, сердце и разум, а после смерти человек является своим соплеменникам во сне и в видениях вполне целым. К тому же, как бы человек ни умер, он всегда испускает из себя последний воздух. Из этих основных факторов человек делает вывод - сущность, которая придаёт ему жизнь, маленькая и такая же невидимая, как воздух, который выдыхает умирающий человек.
Почему она должна быть маленькой и невидимой - чтобы входить и выходить в человека незаметным образом, ведь никто не видит, как это происходит, а видят только результат её присутствия или отсутствия.
Вот как описывает представления об этом Л.Я. Штернберг: «Природа представляет [первобытному человеку] множество примеров таких потенциальных существ. Яйцо превращается в птицу, икринка - в рыбу, микроскопические личинки - в насекомых, зернышко - в растение, в целое дерево. Поэтому гиляки, например, полагают, что их три души лежат в виде трех крошечных яичек в их голове и что после смерти они выходят из тела и превращаются в настоящего двойника человека. Другие, как, например, айну, представляют себе душу в форме крошечной бабочки, птички, в форме, дающей ей возможность быстро вылетать из тела и возвращаться в него».
Также он пишет, что раз душу представляли себе в виде некого эмбриона, то есть вполне материальной сущности, то, возможно, именно это представление легло в основу представлений, что душа также может умереть. Примеры этому я уже приводила - душа умирает, если её не кормить, или её может съесть мифическое чудовище.
Выводы
Из рассмотренной нами в этой и
предыдущей статье информации мы увидели, что древние люди не совсем понимали, что такое смерть, и могли перепутать её со сном. Также за смерть принимались, очевидно, обмороки, потери сознания, в том числе в ходе тяжёлой болезни, от сильной потери крови, поэтому, когда такой человек снова начинал разговаривать и вести себя как обычно, для древних людей это буквально означало его оживление. Кстати, в языке сохранилось именно такое представление, и мы говорим: «он ожил», будто бы человек действительно был какое-то время мёртв, а потом стал жив.
«Оживление» человека воспринималось людьми как возвращение в его тело чего-то очень важного, что обеспечивало ему жизнь: мы до сих пор говорим «он пришёл в себя», будто бы человек на время выходил из своего тела куда-то.
Сновидения и галлюцинации также говорили древнему человеку, что умершие умирают не совсем, что какая-то особенная их часть продолжает жить, и даже у него самого, живого, есть несколько таких невидимых частей. Не понимая физиологических процессов, происходящих в его организме, таких как дыхание, кровообращение, не зная, что такое сновидение и галлюцинации, люди сделали вывод - в них живёт нечто отдельное, что может выходить и входить в их тела, и это что-то управляет ими, поскольку не понимали, из чего произрастает разум. Таким образом в представлениях человека возникает понятие «души», как некой отдельной сущности, живущей в человеке и управляющей им.
Мы рассмотрели физиологические процессы и явления, которые человек не мог объяснить иначе, как концепцией «души», но у истоков этого понятия лежат также особенности человеческой психики, порождаемой нашим вполне материальным мозгом. Об этих особенностях и будет моя следующая статья.
Оксана Елисеева
Данный пост является частью цикла
«Как рождалась религия».
[1] Чудак А.Ю. «Растительные галлюциногены в культурах Мексики и Центральной Америки»
https://www.indiansworld.org/Articles/rastitelnye-gallyucinogeny-v-kulturah-meksiki-i-centralnoy-ameriki.html#.XYSamCgzbctЧудак А.Ю. «Археологические свидетельства применения психоактивных веществ в культурах Центральной и Южной Америки»
https://www.indiansworld.org/Articles/arheologicheskie-svidetelstva-primeneniya-psihoaktivnyh-veshchestv-v-kulturah-centralnoy-i#.XYSfbigzbcs [2] Шаповалов А.В. «Магический гриб мухомор: к вопросу об использовании психотропных средств в шаманской практике»
http://zaimka.ru/shapovalov-shaman-amanita/ [3] А. Панчин «Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений».
О гаитянских колдунах также можно почитать в статье
https://am-world.ru/zombirovanie-cheloveka-koldunami-gaiti/ [4] С.А. Токарев «Религия в истории народов мира».
[5] http://www.egyptmif.ru/soul.html [6] В.Ю. Лебедев «Религиоведение: учебник для бакалавров», 2015 год.
[7] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9366/%D0%A5%D0%A3%D0%9D%D0%AС [8] Л.Я. Штернберг «Первобытная религия в свете этнографии».