Не сказать, что я такой записной блогер, и обычно пишу для того, чтобы поделиться приобретёнными знаниями, а не своим отношением к миру. Но хочу отдать дань Эпохе Просвещения: флэшмоб
#5книг - это отличная идея.
Я давно не читаю художественной литературы запоем, только изредка - в своё время начиталась с головой. В одно время даже задумывалась о том, чтобы начать писать самой, и даже писала. Но цель у меня была одна - найти путь, найти способ сделать человечество более разумным, как бы громко это ни звучало. И на пути к этой мечте я поняла одну вещь: художественная литература, безусловно, имеет огромную ценность, но - это лишь иллюстрация к жизни. А научная литература - это знания. Знания о человеческой природе, знания о мире, об обществе, обо всём. И только руководствуясь знаниями, мы можем достичь светлого будущего. Поэтому все мои 5 книг, о которых я хочу написать - научные.
«Эволюция человека» Александра Маркова в двух томах: «Обезьяны, кости и гены» и «Обезьяны, нейроны и душа»
Почему эта книга на первом месте? Потому что все мы, в первую очередь, люди, и, чтобы понимать самих себя, нам надо прежде понять, как мы сформировались. Причём как физически, так и психологически. Эта книга, если кто-то ещё не успел её прочитать, ответит на многие ваши вопросы:
- почему мы - единственные обезьяны, ставшие человеком,
- почему мы такой успешный вид,
- так ли сильно мы отличаемся от других животных,
- зачем нам разум, и есть ли разум у животных,
- как работает наш мозг,
- почему люди воюют друг с другом,
- что такое справедливость, и можно ли её измерить,
- и так далее.
В книге приведено множество интереснейших сведений и экспериментов, которые раскрывают основы нашего современного поведения.
Вот начало одной из глав во втором томе:
«Шимпанзе не бросают сирот [10 - Раздел написан Еленой Наймарк.]
Группа исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг, Германия) под руководством Кристофа Буша в течение почти трех десятилетий наблюдает за несколькими группами лесных шимпанзе в их естественной обстановке в национальном парке Берега Слоновой Кости. За это время учёные обнаружили, что в этих группах практикуются оригинальные технологии добывания орехов и обучение молодёжи этим технологиям, а также что шимпанзе умеют планировать свои отношения с членами коллектива. Кроме того, удалось подтвердить наличие у шимпанзе такого чистого проявления альтруизма, как усыновление (Boesch et al., 2010)».
«Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens» Джека и Линды Палмеров
Эта книга раскрывает нам секреты работы нашей психики. Под воздействием каких факторов складывалось наше восприятие мира, наши чувства, эмоции, наш разум? Что лежит в основе нашего поведения? Разбирается формирование таких сложных систем, как мозг, язык, сознание, личность, а также поведение человека: на чём основаны агрессия, альтруизм, сострадание, сексуальное поведение, взаимоотношения матери и ребёнка и так далее.
И опять же - приводятся интереснейшие эксперименты. Например, эксперимент, позволяющий выяснить, в каком возрасте у людей формируется самосознание, то есть понимание самого себя как отдельной личности:
«В этом тесте развития на лбу у ребёнка незаметно делают метку красного или какого-то другого яркого цвета. Затем ребёнка ставят перед зеркалом. Очень маленькие дети, в возрасте около одного года, как правило, смотрят на образ в зеркале и реагируют на него так, как будто они видят другого ребёнка. Они пытаются завязать игру с этим другим ребёнком, которого видят в зеркале. Большинство детей в возрасте 18 месяцев демонстрируют иную реакцию. Они смотрят в зеркало, замечают у себя на лбу цветную метку и затем стараются её стереть. Полагают, что эта реакция свидетельствует о понятии «я». Более консервативные критики говорят, что в действительности это демонстрирует не понятие «я», а только узнавание в зеркале, которое может иметь иное качество».
«Золотая ветвь» Джеймса Фрэзера
От происхождения человека и его психологии переходим к теме происхождения общества и всему, что с этим связано. А связана со становлением общества, конечно же, культура. Если кто-то сомневался в том, что бОльшая часть культуры состоит из заблуждений - почитайте сей монументальный, не побоюсь этого слова, труд. Даже удивительно, как человечеству удалось выжить, если оно в большинстве своём руководствовалось столь нелепыми и часто опасными для жизни людей заблуждениями. А заодно можно узнать, на чём основываются наши современные заблуждения: современная магия и религия, и откуда растут ноги у наших современных, казалось бы, совершенно невинных традиций, хотя бы таких,как новогодняя ёлка.
Вот любопытные отрывки из этой книги, хотя выбрать что-либо совершенно невозможно: каждая строка - новый взрыв разума.
«На острове Ява, когда нужен был дождь, двое мужчин принимались хлестать друг друга гибкими прутьями и продолжали это до тех пор, пока из их спин не начинала течь кровь: струящаяся кровь символизировала дождь, который теперь, как предполагалось, обязательно должен был пролиться на землю. Люди племени эггхиу, в одной из областей Абиссинии, чтобы вызвать дождь, каждый раз в январе вступали в кровавые схватки - друг с другом, деревня с деревней, - которые продолжались в течение целой недели. Позднее император Менелик запретил этот обычай. Этот запрет вызывал возмущение народа, когда в дожде ощущался недостаток. Император вынужден был уступить и разрешил возобновить кровопролитные схватки, но лишь в течение двух дней в году. Упоминающий об этом обычае автор видит в проливаемой в таких случаях крови умилостивительную жертву духам, которые посылают дождь, но не исключено, что, подобно австралийским и яванским церемониям, это является имитацией дождя. По тому же принципу действовали, вероятно, пророки бога Ваала, которые, стремясь вызвать дождь, полосовали себя ножами до тех пор, пока из них не начинала хлестать кровь».
«Когда в отдельных случаях засуха длилась долго, народ вообще отбрасывал в сторону обычные магические фокусы с имитацией дождя. Он был слишком разгневан, чтобы тратить силы на молитвы и заклинания, и старался угрозами, проклятьями и даже грубой физической силой вытребовать у сверхъестественного существа небесную воду. Например, если божество долгое время оставалось глухим к мольбам японских крестьян о дожде, то в конце концов те низвергали его изображение и с громкими проклятьями швыряли головой вперед в смердящее рисовое поле. «Поваляйся немного здесь, - говорили они, - и посмотрим, как ты будешь чувствовать себя через несколько дней на палящем солнце, которое сжигает все живое на наших потрескавшихся полях». При подобных же обстоятельствах фелупы из Сенегамбии сбрасывают своих фетишей и тащат их по полям, проклиная до тех пор, пока не пойдет дождь».
«Если имя покойного совпадает с названием какого-нибудь предмета общего обихода, например, животного, растения, огня, воды, считается необходимым такое слово исключить из разговорного языка и заменить другим. Этот обычай, очевидно, является мощным фактором изменения словарного фонда языка; в зоне его распространения происходит постоянная замена устаревших слов новыми. Эта тенденция была отмечена в Австралии, Америке и других регионах. Относительно австралийских аборигенов известно, что у них «чуть ли не каждое племя имеет свой диалект. Некоторые племена называют детей именами природных объектов; когда умирает человек с подобным именем, оно выходит из употребления и для объекта изобретают новое название». Тот же автор приводит в качестве примера случай с человеком по имени Карла, то есть «огонь». После его смерти пришлось ввести для обозначения огня новое слово. «В силу указанных причин, -добавляет цитированный автор, - язык пребывает в состоянии постоянных изменений».
«Исторические корни волшебной сказки» Владимир Яковлевич Пропп
В детстве я зачитывалась сказками и перечитала их огромное множество. Впрочем, я читаю их и сейчас, но, конечно, уже не только для удовольствия - хотя удовольствие всё равно получаю)
Наверное, многие люди любили в детстве сказки. Но вот есть, оказывается, такие люди, которые задались вопросом - а откуда же произошли сказки? Пропп тоже задавался этим вопросом, и таки нашёл на него ответ.
Всем привычные Баба-Яга, Иван-царевич на сером волке или тридцать три богатыря в книге Проппа предстают в совершенно другом свете, что с непривычки хочется книгу закрыть и больше не открывать. Но открывать - надо. Потому что сказки - это не баловство, не удовольствие, а хранилище представлений людей с далёкого-далёкого времени, к тому же позволяющее узнать, каким образом возникли те или иные современные представления и традиции. Например: для чего нужно сидеть с умершим человеком три дня? Для чего мы едим на поминках специальную еду?
Здесь же можно узнать, какие традиции бытовали в человеческом обществе раньше и как отражалось в сказке изменение отношения к ним. Например, во многих ранних обществах существовала традиция убивания стариков или оставления их на смерть - у бушменов она существует, по всей видимости, до сих пор, по крайней мере, так рассказывает исследователь Йенс Бьерре в своей книге «Затерянный мир Калахари» 1964 года выпуска. В какой же всем известной сказке мы видим перемену отношения к этому обычаю? Это бурятская сказка «Золотая чаша».
Но главную интригу - в чём же заключаются исторические корни волшебной сказки, я вам не раскрою. Читайте и получайте удовольствие от раскрытия тайн!
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридрих Энгельс
Кому-то, запудренному современными веяниями, эта книга покажется лишней в списке, однако она на своём месте. Поскольку после эпохи дикости и варварства, следы которых распутывали Фрэзер и Пропп, приходит время узнать, как же образовалось то общество, в котором мы все живём - то есть организованное общество, иначе - государство.
Я раньше как-то не задумывалась о связи между семьей, частной собственностью и государством, но благодаря своим изысканиям по истории возникновения религии пришлось обратить внимание и на происхождение общества вообще.
Конечно, некоторые выкладки Энгельса устарели, особенно про происхождение человека (хотя в целом для того времени мысли были очень даже ничего). Также, вслед за Морганом, используя его материалы о системах родства у индейцев, Энгельс неверно пишет о возникновении семьи и рода (что говорит об этом современная наука, будет написано в моём блоге чуть позже). Впрочем, в том, что "семья" животных не является основой для человеческой семьи, он был прав, как и в том, что семья всегда отражает тот социально-экономический уклад жизни, при котором появляется. Также Энгельс - и Морган - были правы в том, что первым появляется материнский род и первоначально превалирует матрилинейная система устройства общества. (Термин "матриархат" часто воспринимают неверно, переводя дословно как "власть женщин" - ведь первоначально этот термин появился именно в этом значении. Однако в современной науке матриархат понимается иначе. При матриархате, наоборот, мужчины и женщины были равны, так как труд обоих полов имел одинаково важное значение ).
Перейдя от рассмотрения первобытно-общинного строя к истории Древнего мира, Энгельс оперирует известными и современной науке фактами, поэтому к его выводам можно отнестись нормально. С разложением общинно-родового строя укрепляется парный брак, но вместе с этим, как ни странно, возникает угнетённое положение женщины, в связи с чем начинается патриархат, и о ужас! - происходит расслоение общества на экономические классы.
Дело в том, что с переходом к производящему хозяйству, то есть к скотоводству (первоначально) и земледелию (позднее), мужчина, который вкладывал больше труда в увеличение поголовья скота или обрабатывание земли, хотел передавать накопленные «богатства» своим детям, а в предыдущей семейной формации это было невозможно. До патриархата, как мы знаем теперь, и имущество, и дети передавались по материнской линии (так как только эту линию можно было достоверно отследить). Озаботившись данной проблемой, мужчины нашли выход - они сделали так, чтобы женщины не могли рожать детей от других мужчин, и начали строго за этим следить. Соответственно, «богатства» начали передаваться правильным, то есть собственным по крови детям. И в этом свете становится понятно отношение, сложившееся в обществе к женской измене - мужчина столько работал, пролил столько крови и пота, вложил столько труда, а отдал всё это не своему родному ребёнку? Сами понимаете, что можно за такое сделать.
До патриархата о том, кто чей ребёнок, особо никто не задумывался, так как излишков, то есть «богатств», для передачи кому-то особо и не было. Вот так, с усовершенствованием орудий труда, с освоением производящего хозяйства начинают вырисовываться черты нашего современного общества.
Со своим развитием производящее хозяйство приносит ещё больше новшеств в общество - например, появляются законы о том, что частная собственность священна. Появляются люди, у которых излишков больше, чем у других. Как именно это всё появляется, можно увидеть, впрочем, даже не заглядывая в Энгельса: например, расслоение общества на богатых и бедных происходило у индейцев и народов нашего Севера на основе владения лошадьми и оленями - как мы знаем теперь, это и была частная собственность на средства производства. В дополнение к книге статья об этом
https://www.indiansworld.org/Nonmeso/indian_nomadic9.html#.XYooUigzbcsА это статья о том, как происходило становление угнетённого положения женщины у индейцев
https://www.indiansworld.org/Nonmeso/indian_nomadic6.html#.XYorQSgzbcs«Р. Курц в 1851 г. писал по этому поводу: «Полигамия у индейцев не является признаком чувственности, а просто свидетельствует о существующей у них системе труда... Индеец стремится иметь одну жену для личных удовольствий, остальные же являются главным образом работницами...». Экономическое значение многожёнства здесь выступает предельно ясно. Развитие торговли повело к возникновению своеобразной формы эксплуатации женского труда для производства товара внутри семьи как производственной ячейки. Внутри семьи было положено начало выделению ремесла и развитию второй, по определению Энгельса, формы разделения труда».
Это и есть те 5 книг, которые я рекомендую к прочтению человеку, который хочет научиться понимать наш мир. И не нужно думать, что некоторые из них слишком старые - эти книги являются основами, на которых строились современные науки об обществе.
Оксана Елисеева