Все, абсолютно все хоть сколько-то эффективные направления психотерапии работают одинаково, если смотреть на активность ЦНС. От копания в детских переживаниях по Фрейду до моей любимой циничной бесчувственной поведенческой терапии. И тут исходный запрос роли не играет, псевдонемотивированные вспышки ярости у военных (пресловутое ПТСР) и страдания
(
Read more... )
Большая дырка в "я хочу вот так"
Потому что это нихрена не очевидно - как.
То есть "я хочу чтоб _стало_ вот так" - да, а что конкретно надо для этого сделать (где у них эта грёбанная кнопка?!) - не.
Так что нужен ещё как минимум эксперт, который знает такие вещи и умеет их называть и раскладывать на конкретные действия (отдельный навык, между прочим... вроде как "все нормальные люди" знают, что такое "одеться прилично", а попробуй составить конкретную инструкцию для того, кого раньше всю жизнь мама одевала).
Плюс ещё куча ситуаций, которые выглядят и воспринимаются как психологические проблемы, но решаются вообще мирскими средствами (и опять же, нужен эксперт, который их знает, а ещё умеет докопаться до сути). Начиная от обычного врача, подбора обуви по реальному размеру (а не по "вот такие я в 8 классе носила"), покупки другой бытовой химии или вообще посудомойки, отказа от неудачной причёски (прощай, головная боль), и прочих "а что, так можно было?!". Из самого феерического, с чем встречалась - идея, что можно показать кота ( ... )
Reply
Я сильно в общем тут пишу, без деталей. Так-то по каждому пункту можно расписать подробней, но выйдет скучная монография.
Роль терапевта в идеале - как раз поддержка, затыкание дырок в опыте и задавание нужных вопросов. Без советов, просто деятельная помощь в поиске своих ответов.
Про одеваться - это не сюда. Нормальный специалист просто расскажет про существование стилистов.
Ну а всякое прочее мирское - это точно не про терапию.
Reply
Стилист это несколько не тот уровень.
Тут скорее надо начать с "бельё меняют каждый день, одежду с дырками, если они не дизайнерские, и следами позавчерашней яичницы на люди не носят".
Как раз вот то, что "все знают", но никогда словами не проговаривают.
Оно-то не про терапию, но вполне может быть, что человек с вот этими проблемами пришёл к психологу. Или его настойчиво посылают к психологу. И разобраться, что проблемы не про психологию на самом деле - тот ещё квест ( и вот для меня такого рода проблемы это и наболевшее, и пожалуй что и отдельный интерес - как оно бывает).
Reply
Ох. Сложно-то как бывает.
Тогда уж можно начинать с "люди вообще-то носят одежду, и не только потому, что холодно". Мой пост про несколько другую базу, что ли. Я понимаю, о чём ты, но считал это актуальным разве что для бедных африканских стран.
Reply
И это тоже часть проблемы. Вот это умолчание что "все знают, все понимают".
Нет, не все.
Мне было актуально (ну ок, не про яичницу, но вот что заштопанный свитер это неприлично - да, уже во взрослом возрасте и со специалистом, и докопаться что реакция на меня была не на то, что я что-то не так сказала, а вот на это, тот ещё квест был, потому что к специалисту я ходила в флисе, а не в красивом свитере). И знаю тех, кому тоже актуально было, вполне разумных, местами даже слишком.
Твой пост про часть того, что делает психолог.
Но психолог делает ещё много всякого. В том числе и - говорит словами через рот то, о чём не говорят.
Reply
Вот за это спасибо. Мне надо иногда в морду тыкать, чтобы не ограничивал себя привычным миром.
Я всё равно считаю, что такую базу должны давать родители. Ну, это то, к чему есть смысл стремиться.
Reply
Должны, да:)
Вот только тут есть аж целых три существенных нюанса.
Первый - у них самих такая база должна быть. Причём желательно современная, а не та, какую им их родители выдали (а то можно отлично поругаться на тему того, должен банный день быть раз в неделю или две:))))))
Второй - большинство детей подхватывают очень много чего как обезьянки, напрямую. Но нейроотличные часто - нет, нужно проговаривать словами, и конкретными словами (полчаса вопить про "хреново оделся, не мог одеться прилично, мать позоришь" - не конкретно).
И третий и вовсе смешной.
Я как-то у Дример впилилась в хороший пример. Там было про то, как дети учатся говорить на разных языках, и в частности кейс, когда у родителей есть родной язык (емнип греческий), но живёт семья в месте, где говорят на другом языке. И вот родители считают, что конечно же ребёнок тоже должен говорить на их родном языке, но если в лоб спросить, на каком языке они говорят с ребёнком, или хотя бы при ребёнке, то выясняется что как раз не на родном. То есть от ребёнка ожидают, что он сам ( ... )
Reply
Я тут не сторонник копания в прошлом. Скорей сторонник делания будущего.
Допущенные в прошлом косяки учитывать - это да. И учитывать нейробиологию тоже надо. И быть примером не на словах, а на деле.
А вот про школы и садики тут дичайший оффтопик, слишком разные объёмы затрагиваемых тем. upd: Это лучше обсуждать отдельно.
Reply
А прояснение подразумеваемого - то, что мы как раз можем локально. Запинать всё окружение в такой подход требует усилий, конечно, но не запредельных.
Reply
Leave a comment